Найти в Дзене

Любишь кататься, люби и... Эвенские верховые олени

Каркас верхового оленьего седла

Кто это едет верхом на оленях по Камчатке?

Камчатские эвены!

Заключительные статьи проекта будут посвящены нужным вещам этого народа.

И что же нужно эвенам для езды на верховых оленях?

Конечно же, седло!

Эвены ездили верхом на оленях при перекочёвках и во время выпаса оленей, используя для езды особые сёдла.

Нам, на ЭТНОплощадке, и каркас верхового оленьего седла сгодится, чтобы вам показать.

Вот он, каркас – конструкция из березовых дощечек, элементов из рога оленя и кожаных ремешков.

-2

Как устроено оленье седло?

Деревянная основа (она называется «ленчик») находится внутри седла.

Две невысокие костяные луки плотно закрепляются в отверстиях ленчика кожаными ремешками.

Две подушки седла, сшитые из кожи оленя, набиваются оленьей шерстью.

Седло закреплялось на лопатках оленя с помощью единственной подпруги.

И вперёд, поехали!

Вот такое оленье верховое седло. Из фондов КГБУ ККОМ
Вот такое оленье верховое седло. Из фондов КГБУ ККОМ

Давайте действительно проедем вместе с эвенами – с Охотского побережья на Камчатку – и узнаем историю появления этого народа в Камчатском крае.

Ещё в конце XVII в. эвены в поисках новых охотничьих угодий стали появляться в районах северных кочевий коряков и чукчей.

В 40-х гг. XIX в. небольшие группы эвенов достигли Камчатки.

Здесь они обосновались в обширных безлюдных районах тремя локальными группами:

- в центральной и западной части полуострова (современные Быстринский и Тигильский районы)

- на территории современных Пенжинского и Олюторского районов.

В 1852 году представители эвенов пришли (приехали ведь! На верховых оленях!) в Петропавловский порт, к военному губернатору Камчатки Василию Степановичу Завойко.

Афиша документального фильма Ивана Голованёва «Оленный всадник» (2019 г.), посвященного культуре камчатских эвенов.
Афиша документального фильма Ивана Голованёва «Оленный всадник» (2019 г.), посвященного культуре камчатских эвенов.

«2 марта 1852 года в Петропавловск прибыли в высшей степени замечательные гости. В первый раз сюда пришли ламуты. Ламуты – тунгусское племя, кочующее по западному берегу Охотского моря, приблизительно между Аяном и Ижигинском.

Побуждаемые, вероятно, теснотою родного места, многие из них собрались всей семьей, пробрались через Пенжинский край, заселенный коряками, и заняли обширные безлюдные части Камчатки, главным образом, Срединный хребет и западный берег», – сообщает нам чиновник по особым поручениям Карл фон Дитмар.

Приехавшие к губернатору эвены рассказали, что обосновались около Большерецка и довольны своей новой родиной.

Хорошо встреченные Завойко, они стали часто появляться в Петропавловске в последующие годы для сбыта пушнины и приобретения чая, табака, пороха и дроби.

Вот так взяли и приехали! Фото В. Иохельсона, 1901г.
Вот так взяли и приехали! Фото В. Иохельсона, 1901г.

Кстати, олени, которых эвены использовали для передвижения, подразделялись на два вида: вьючных и верховых. Под вьюк использовали любого обученного оленя, для верховой езды отбирались наиболее крупные и выносливые животные.

И седла различались: верховые и вьючные.
И седла различались: верховые и вьючные.

В конце XIX в. почти во всех хозяйствах быстринских эвенов уже были лошади, на которых ездили в летнее время верхом на дальние расстояния.

Эвенские дети на лошадях. Начало XXI века. Кадр из фильма А. Слугина «Манаыш – надежда эвенского рода» (2009 г.)
Эвенские дети на лошадях. Начало XXI века. Кадр из фильма А. Слугина «Манаыш – надежда эвенского рода» (2009 г.)

Традиции верховой и вьючной езды на оленях сохранялись у эвенов вплоть до конца ХХ века.

А в XXI веке верхом на оленях на Камчатке, увы, уже не ездят…

А в Якутии эвены продолжают ездить на оленях. Оленеводческая бригада в горах Черского. Фото Сергея Карпухина, 2013 г.
А в Якутии эвены продолжают ездить на оленях. Оленеводческая бригада в горах Черского. Фото Сергея Карпухина, 2013 г.

Как же кочевали на оленях в старину?

Перекочёвки совершались на расстояние 10-15 км. Обычно первым в караване ехал глава стойбища или опытный мужчина, за ним на поводу шёл вьючный олень, везущий семейные иконы, за главой каравана следовала верхом жена, которая вела за собой 2-3-х оленей с детьми от трех до семи лет. Вслед за нею ехала мать, ведущая за собой оленя с грудным ребенком в люльке, за нею двигались остальные женщины, каждая вела за собой 7-12 вьючных оленей. Последний в караване олень вёз детали от каркаса жилища.

Переход эвенов через реку. Фото В. Иохельсона, 1901 г.
Переход эвенов через реку. Фото В. Иохельсона, 1901 г.

Общий вес груза, переносимого вьючным оленем, колебался от 25 до 40 кг.

Для каждой перевозимой при перекочевке вещи у эвенов существовали своя особая сумка или чехол.

Хрупкие предметы и посуду перевозили в посудных берестяных ящиках или в небольших сундучках, перекладывая стружками или мягкими шкурками.

В своих сказках эвены и на оленях мчатся, и оленье верховое седло у них всегда под рукой. Иллюстрации Виктории Журовой к сборнику Кирьяка Черканова «Эвенские сказки» (2018 г.)
В своих сказках эвены и на оленях мчатся, и оленье верховое седло у них всегда под рукой. Иллюстрации Виктории Журовой к сборнику Кирьяка Черканова «Эвенские сказки» (2018 г.)

А изготовил наш предмет мастер резьбы по кости и дереву Егор Кирьякович Инданов из села Анавгай Быстринского района, балетмейстер этнокультурного центра «Мэнэдек» и эвенского народного ансамбля «Нургэнэк».

Женщина верхом на олене, рядом олень, везущий колыбель. Тигильский район. Фото В. Иохельсона, 1911 г.
Женщина верхом на олене, рядом олень, везущий колыбель. Тигильский район. Фото В. Иохельсона, 1911 г.

Вот так олень окрылил эвенов. Они преодолели многие тысячи километров и остались жить на Камчатке.

Хотите узнать больше?

О своём народе вам расскажет Марина Евгеньевна Беляева, заведующая отделом сохранения нематериального культурного наследия Камчатского центра народного творчества, лауреат федерального проекта «Золотые имена народов России».