Каркас верхового оленьего седла
Кто это едет верхом на оленях по Камчатке?
Камчатские эвены!
Заключительные статьи проекта будут посвящены нужным вещам этого народа.
И что же нужно эвенам для езды на верховых оленях?
Конечно же, седло!
Эвены ездили верхом на оленях при перекочёвках и во время выпаса оленей, используя для езды особые сёдла.
Нам, на ЭТНОплощадке, и каркас верхового оленьего седла сгодится, чтобы вам показать.
Вот он, каркас – конструкция из березовых дощечек, элементов из рога оленя и кожаных ремешков.
Как устроено оленье седло?
Деревянная основа (она называется «ленчик») находится внутри седла.
Две невысокие костяные луки плотно закрепляются в отверстиях ленчика кожаными ремешками.
Две подушки седла, сшитые из кожи оленя, набиваются оленьей шерстью.
Седло закреплялось на лопатках оленя с помощью единственной подпруги.
И вперёд, поехали!
Давайте действительно проедем вместе с эвенами – с Охотского побережья на Камчатку – и узнаем историю появления этого народа в Камчатском крае.
Ещё в конце XVII в. эвены в поисках новых охотничьих угодий стали появляться в районах северных кочевий коряков и чукчей.
В 40-х гг. XIX в. небольшие группы эвенов достигли Камчатки.
Здесь они обосновались в обширных безлюдных районах тремя локальными группами:
- в центральной и западной части полуострова (современные Быстринский и Тигильский районы)
- на территории современных Пенжинского и Олюторского районов.
В 1852 году представители эвенов пришли (приехали ведь! На верховых оленях!) в Петропавловский порт, к военному губернатору Камчатки Василию Степановичу Завойко.
«2 марта 1852 года в Петропавловск прибыли в высшей степени замечательные гости. В первый раз сюда пришли ламуты. Ламуты – тунгусское племя, кочующее по западному берегу Охотского моря, приблизительно между Аяном и Ижигинском.
Побуждаемые, вероятно, теснотою родного места, многие из них собрались всей семьей, пробрались через Пенжинский край, заселенный коряками, и заняли обширные безлюдные части Камчатки, главным образом, Срединный хребет и западный берег», – сообщает нам чиновник по особым поручениям Карл фон Дитмар.
Приехавшие к губернатору эвены рассказали, что обосновались около Большерецка и довольны своей новой родиной.
Хорошо встреченные Завойко, они стали часто появляться в Петропавловске в последующие годы для сбыта пушнины и приобретения чая, табака, пороха и дроби.
Кстати, олени, которых эвены использовали для передвижения, подразделялись на два вида: вьючных и верховых. Под вьюк использовали любого обученного оленя, для верховой езды отбирались наиболее крупные и выносливые животные.
В конце XIX в. почти во всех хозяйствах быстринских эвенов уже были лошади, на которых ездили в летнее время верхом на дальние расстояния.
Традиции верховой и вьючной езды на оленях сохранялись у эвенов вплоть до конца ХХ века.
А в XXI веке верхом на оленях на Камчатке, увы, уже не ездят…
Как же кочевали на оленях в старину?
Перекочёвки совершались на расстояние 10-15 км. Обычно первым в караване ехал глава стойбища или опытный мужчина, за ним на поводу шёл вьючный олень, везущий семейные иконы, за главой каравана следовала верхом жена, которая вела за собой 2-3-х оленей с детьми от трех до семи лет. Вслед за нею ехала мать, ведущая за собой оленя с грудным ребенком в люльке, за нею двигались остальные женщины, каждая вела за собой 7-12 вьючных оленей. Последний в караване олень вёз детали от каркаса жилища.
Общий вес груза, переносимого вьючным оленем, колебался от 25 до 40 кг.
Для каждой перевозимой при перекочевке вещи у эвенов существовали своя особая сумка или чехол.
Хрупкие предметы и посуду перевозили в посудных берестяных ящиках или в небольших сундучках, перекладывая стружками или мягкими шкурками.
А изготовил наш предмет мастер резьбы по кости и дереву Егор Кирьякович Инданов из села Анавгай Быстринского района, балетмейстер этнокультурного центра «Мэнэдек» и эвенского народного ансамбля «Нургэнэк».
Вот так олень окрылил эвенов. Они преодолели многие тысячи километров и остались жить на Камчатке.
Хотите узнать больше?
О своём народе вам расскажет Марина Евгеньевна Беляева, заведующая отделом сохранения нематериального культурного наследия Камчатского центра народного творчества, лауреат федерального проекта «Золотые имена народов России».