Раиса Павловна медленно поднималась по лестнице в квартиру сына. Чувствовала она себя хуже некуда. Все хронические болезни обострились на нервной почве, ещё и бессонница измучила. На душе было так скверно, что жить не хотелось.
И для чего жить, для кого? Единственный сын погиб, внуков нет... Что ждёт её впереди? Безрадостное существование и одинокая старость…
«Лучше бы я погибла вместо Ромы…», - думала женщина, чувствуя невероятную тяжесть в ногах и во всём теле. В свои пятьдесят с хвостиком она чувствовала себя сейчас девяностолетней старухой, измученной и уставшей…
- Раиса, здравствуй, увидела тебя в окошко, - сказала Капитолина Алексеевна, выглядывая из квартиры. – Вот, возьми ключи, невестка твоя оставила. Только что уехала.
- Она мне не невестка, - фыркнула Раиса, беря из рук соседки связку ключей. – И слышать ничего о ней не хочу. Спасибо.
- Рая, зря ты так! Не моё это дело, конечно, но и промолчать не могу. Я гораздо старше тебя, жизнь прожила. Неправильно это всё, Рая!
- Что неправильно? – Раиса внимательно посмотрела на соседку.
- То, что ты Наташу с сынишкой из квартиры выставила.
- А что же я должна была по-вашему сделать? Оставить этой стерве квартиру? Не слишком ли царский подарок?
- Я же не говорю, что квартиру нужно было подарить. Пусть бы жили пока. Может быть, со временем что-то бы подыскала Наталья. Да и не стерва она вовсе, спокойная, вежливая…
- Много вы понимаете, Капитолина Алексеевна! – со злостью перебила соседку Раиса. - Куда-то же она съехала. Значит, нашла жильё. В наше время снять квартиру не проблема. И это уже совсем не мои проблемы…
- Ох, Рая… Роману бы точно не понравилось то, как ты поступила с Наташей. Он любил её, и Никиту тоже любил как родного. Я Рому накануне гибели встретила, помог мне сумки тяжёлые донести до квартиры, он всегда помогал, никогда мимо не проходил. Так вот, разговорились мы с ним, он сказал, что предложение Наташе собирается сделать… Светился весь от счастья…
- Замолчите! – закричала Раиса. – Зачем вы мне это всё говорите? Не был мой Рома счастлив с этой стервой, запутался он просто!
Она быстро открыла дверь в квартиру сына и тут же исчезла за ней, не желая и далее слушать соседку.
Оказавшись в квартире, Раиса вошла в спальню и рухнула на кровать, у неё случилась истерика… Наревевшись, она подняла голову и увидела портрет сына, который стоял на прикроватной тумбочке. Раньше она не видела эту фотографию. Видимо, это было одно из последних фото Романа.
Женщина внимательно всмотрелась в портрет сына и почему-то вспомнила слова соседки: «Роману бы не понравилось, как ты поступила с Наташей»… Раисе на секунду показалось, что в глазах сына читалось осуждение.
Она и сама понимала, без соседки, что Роме бы всё это не понравилось. И то, что Роман очень любил Наталью, а к её ребёнку относился как к своему, она тоже прекрасно понимала. Но понимать - не значит принимать. А в сердце Раисы Павловны была сейчас только жгучая ненависть к женщине, которую выбрал её сын…
- У каждого своя правда, - сама себе сказала Раиса, вставая с кровати.
Она почувствовала, что наступила на что-то мягкое. Это была игрушка. Небольшой забавный заяц с морковкой. Видимо, игрушка Никиты. Почему-то эта находка снова довела Раису до истерики. Она выбросила зайца в мусорное ведро и разрыдалась.
***
- За что она меня так ненавидит? – спросила Наталья у своей единственной подруги Марины.
Они познакомились во время учёбы в колледже. Учились на одном курсе и жили в одной комнате в общежитии. У Марины жизнь тоже была не сахар. Так же, как и Наташа, она приехала в город из небольшого села.
Мама у девушки умерла, когда ей было девять, и отец вскоре привёл в дом новую хозяйку. Та оказалась классической мачехой, невзлюбила девочку, ревновала к ней мужа. А когда один за другим у отца с мачехой родились трое детей, Марина стала нянькой и домработницей в одном лице.
Поэтому, как только ей исполнилось восемнадцать, и на руках появился аттестат, девушка уехала в город, решив никогда больше не возвращаться в родное село.
Впрочем, особо её там никто и не ждал. Отец изредка звонил и присылал небольшие денежные суммы, которых всё равно не хватило бы, чтобы выжить, поэтому девушке приходилось совмещать учёбу и работу. Так же, как и Наташе, которую родители тоже не баловали деньгами.
- Раз решила уехать из дома, крутись сама, на нас с матерью особо не рассчитывай, - сказал Наталье отец, когда она окончила школу и засобиралась в город, чтобы продолжить образование и получить профессию.
Наверное, поэтому Наташа и Марина сдружились и хорошо понимали друг друга, у них было много общего. Вот только в семейной жизни Марине повезло куда больше, чем Наталье. Она уже несколько лет была счастлива с Костей, у них росла прелестная дочка Алиса.
Жили Марина и Костя вместе с его родителями, с которыми Марина неплохо ладила, и Наташа была искренне рада за подругу. Сейчас подруги виделись не часто, жили в разных районах города, далеко друг от друга, у каждой были свои заботы.
Но сегодня Наталья созвонилась с Мариной и спросила можно ли приехать к ней. Кроме Марины Наташе не с кем было поговорить и поделиться своими переживаниями…
- Конечно, приезжай! – обрадовалась подруга. – Я пока одна дома, все на работе, а у меня выходной. Так что нам никто не помешает пообщаться.
У Наташи тоже был последний выходной. После гибели Романа она взяла на работе десять дней в счёт отпуска. Наталья быстро собралась и поехала к подруге, у неё было несколько часов свободного времени, пока Никита в садике.
Марина внимательно слушала подругу, понимая, как важно той выговориться. А потом сказала:
- Понимаешь, Наташ, каждый человек по-разному переживает боль утраты. Кто-то замыкается в себе, кто-то, наоборот, не может находиться один и старается больше бывать на людях. А кто-то озлобляется, ищет виноватых в случившемся. Видимо, Раиса Павловна как раз из таких людей. Постарайся не осуждать её, она потеряла единственного сына, страшнее этого и представить ничего нельзя.
- Я и не осуждаю, Марин, ни в коем случае! Наоборот, мне жаль её до глубины души. Я ведь сама мать, я бы не пережила, если бы с моим сыном что-то случилось. Но почему у неё такая ненависть ко мне и моему ребёнку? Она ведь считает, что Рома погиб из-за меня.
- Я думаю, что со временем она поймёт, что была неправа. Ну а если не поймёт, то в этом нет твоей вины. Не думай о ней, тебе нужно жить дальше…
- Нужно… Вот только сил почти нет…
- Я могу тебе чем-то помочь? Ты только скажи, я с радостью помогу.
- Спасибо, Марин. Ты меня выслушала и уже этим помогла, на душе стало легче, а с остальным я должна как-то справиться сама…
- Ты справишься, Наташ, всё будет хорошо. Но если нужна будет моя помощь, знай, что я всегда помогу…
- Спасибо, я поеду, - Наташа начала вставать из-за стола, но в этот момент у неё резко закружилась голова и она села обратно.
- Что с тобой? – перепугалась Марина. – Плохо себя чувствуешь?
- Да что-то подурнело вдруг… Тошнота какая-то подступила. Всё от нервов, наверное…
- От нервов, конечно, может быть всё, что угодно... Но ты случайно не это… не беременна?
- Нет, не думаю… - неуверенно ответила Наташа, прикидывая что-то в уме… - Хотя… Нет, не может быть.
- А почему же не может? Так, сиди здесь, я принесу тест. Мы же с Костей второго ребёнка хотим, я вчера только два теста купила в аптеке.
Предположение Марины подтвердилось, тест на беременность показал две полоски… Наташа не знала радоваться ей или нет. С одной стороны, это был ребёнок от любимого человека, его продолжение. А с другой, как она со всем этим справится? Жилья своего нет, зарплата маленькая. Да и скоро она не сможет работать…
- Ну почему, почему всё так, - разрыдалась Наталья. – Рома был бы счастлив, он мечтал о совместном ребёнке… А теперь я одна, Ромы больше нет.
- Значит, его мечта сбудется! – уверенно сказала Марина. – Да, Ромы нет, но родится его сын или дочка. Ты же, надеюсь, не собираешься прерывать беременность? Не вздумай даже!
- Я не знаю, что мне делать, - честно призналась Наташа.
- Может быть, тебе попробовать поговорить с Раисой Павловной? Узнав, что ты ждёшь ребёнка, она, скорее всего, изменит отношение к тебе…
- Нет, - твёрдо сказала Наташа. – Ребёнка я оставлю, но её видеть не хочу…
- Ох, неправильно это всё, - покачала головой Марина. – Вы обе пережили потерю. Она потеряла сына, ты любимого человека. Почему же горе вас не сблизило? Может быть, этот ребёнок – ваш шанс помириться?
- Я не знаю, Марин, я запуталась. Спасибо тебе, я поеду уже, скоро Никиту из садика забирать…
- Наташ, ты только глупостей не наделай, ладно? Если что, можете с Никитой у нас пожить.
- Да где же у вас? Вы сами с родителями живёте.
- Ничего, у Кости замечательные родители, они поймут. Алискину комнату освободим для вас, а она пока с нами поживёт. Нет, я серьёзно.
- Спасибо, - Наташа обняла подругу и пообещала, что подумает над её предложением и не наделает глупостей.
Всё-таки она не одинока, у неё есть подруга, и сын. И ещё будет ребёнок, Ромкино продолжение… Ничего, она как-нибудь справится, всё будет хорошо…