Мало кто почему-то знает, что практически все виды современного электрического транспорта – трамвай, троллейбус, электромобиль и электрический катер были придуманы и построены русскими изобретателями или, по крайней мере, российскими подданными. Сюда же можно включить и электродвигатель, который является важнейшим элементом всех этих транспортных средств.
Современный мир уже лет 500 как минимум держится на технических изобретениях. Нет, и до этого что-то там изобретали, причем довольно интересное, но почему-то в народное хозяйство не внедряли. Так, еще 2 тысячи лет назад в Греции Героном Александрийским была изобретена паровая турбина, но о ней почему-то благополучно позабыли.
Также еще до нашей эры в той же Греции изобрели огнеметы, которые сегодня историки называют «греческим огнем», но распространения эта очень полезная для военных всего мира вещь почему-то так и не получила.
Также были изобретены и другие механические, практические и логические вещи, например, бетон, теплый пол, принципы программирования, оптические и астрономические приборы, и много чего еще другого, что спустя столетия и даже тысячелетия человеку пришлось изобретать заново.
И да, бетон, паровую турбину, оптические приборы – все это пришлось изобретать заново. Основной вал изобретений пришелся на середину II-го тысячелетия нашей эры, но и на последующие столетия тоже пришлось немало изобретать. И вот, когда обычного человека, неважно – русского или иностранца - спрашиваешь, что полезного изобрели русские за всю свою историю, на ум ему практически всегда приходят только 3 вещи – автомат Калашникова, спутник и валенки.
Впрочем, многие считают, что первые два изобретения русские скоммуниздили у немцев, а валенки – у эскимосов.
Но шутки шутками, а если так разобраться, то русские изобрели очень много самых разных вещей, и почти половину всех изобретений, которые изменили мир в той или иной степени, являются именно русскими. При этом неважно, что некоторыми изобретателями, работавшими в России, были или евреи, или немцы – Эйнштейн, например, тоже не был американцем, но почему-то всё, что он наизобретал, приписывают именно американцам.
Список «русских» изобретений, даже самых значительных, настолько широк, что даже перечисление их займет очень много места. Поэтому автор данного исследования решил сосредоточиться пока что только на электротехнике. И больше всего меня всегда интересовал вопрос – кто же изобрел трамвай, троллейбус и электромобиль? Оказывается, это все дело рук именно русских изобретателей!
Конечно, корень всех электротехнических изделий – это электродвигатель. И тут ничего не попишешь, потому что изобрел его немец (правда, еврейского происхождения). Однако самым удивительным образом этот немец, которого при крещении звали Мориц Герман Якоби, становится российским подданным, и получает имя Борис Семёнович – именно так он известен истории.
Так вот, немец Якоби изобрел электродвигатель современного типа еще в Пруссии, но поехал с ним не в Англию или Америку, а именно в Россию. На своей новой родине, будучи уже Борисом Семёновичем, он получил от царя Николая I-го 50 тысяч рублей, построил электрический катер и катал на нем десятки желающих интересных ощущений обывателей по Неве во всех направлениях – и по течению, и против. Случилось это открытие в 1839 году, когда о подобных вещах во всем мире и подумать даже не могли.
Таким образом для того, чтобы привязать изобретение электрического двигателя именно к России, а не к Пруссии, откуда родом вышел Якоби, следует заметить, что этот гениальный изобретатель, получив российское подданство, очень быстро стал одним из самых видных российских академиков. Именно в России он сделал еще много всяких изобретений в области электротехники, открыл гальванопластику, разработал гальванические морские мины и сконструировал первый в мире печатающий телеграф современного типа (сам телеграф, кстати, изобрел другой русский ученый – Павел Львович Шиллинг).
Таким образом мы видим, что первый электрический транспорт был изобретен и использовался именно в России. Но, так как нас интересует не морской транспорт, а сухопутный, перейдем к рассмотрению такого вопроса – кто изобрел трамвай, троллейбус и электромобиль.
В общем и целом трамвай и троллейбус можно считать аналогичным типом движущихся экипажей, различаются они лишь по способу передвижения – по рельсам и без них. Так вот, первый в мире трамвай (как и вообще первый движущийся по земле транспорт) изобрел и запустил военный инженер Федор Аполлонович Пироцкий в 1875-1876 годах. Вернее, это был еще не трамвай в современном его виде, так как электродвигатель самодвижущегося вагона получал энергию не сверху, а снизу – от стальных рельсов. Пироцкому был выделен небольшой участок железной дороги под Петербургом, где он проводил эксперименты. По результатам этих экспериментов был построен настоящий трамвай, и в августе 1880 года в Петербурге была построена мини-электростанция, затем началась рекламная компания нового вида транспорта. Вот как писала об этом тогдашняя периодика:
Газета «Новое время», 1880 г.:
«...в 1880 году 22 августа в 12 часов дня в Санкт-Петербурге на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущий по рельсам, по которым катятся колеса вагона...»
Журнал «Электричество», №5, 1880 г.:
«22 августа в 12 часов дня в С.-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г. Пироцким первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона».
Однако всё это коммерческого успеха не имело, так как возмутились владельцы трамваев на конной тяге, многие из которых имели очень сильное лобби в городской думе, и из казны города Пироцкому не было выделено на устройство трамвайных сетей ни копейки. И хотя через 12 лет в Российской империи трамвай начал вводиться во многих городах, но не благодаря изобретателю, а с привлечением немецкой фирмы «Siemens», руководитель которой банально украл не только идею Пироцкого, но и конструкцию трамвайного вагона вместе с подробностями электрической тяги. В 1881 году Вернер фон Сименс построил первую трамвайную линию в Германии, а спустя несколько лет подрядился у российского правительства на устройство трамвайных линий по всей империи, начиная с Киева, где лобби владельцев конных трамваев было незначительным, и заканчивая Владивостоком.
История троллейбуса также была связана с компанией Сименса, который украл у Пироцкого трамвай. Но троллейбус, хотя и испытывался, очень долго не рассматривался как отдельный вид транспорта, то есть регулярных троллейбусных линий не существовало даже в крупных городах мира. Однако к началу 30-х все же троллейбус понадобился, и в СССР первый из них был запущен в 1933 году в Москве.
А вот теперь переходим к электромобилям, то есть самодвижущимся транспортным средствам, которые двигаются на собственном источнике электроэнергии. К слову сказать, электромобили и сегодня, более века спустя после первых попыток их массового использования не имеют особой популярности из-за слишком малой энергоемкости электрических батарей. Но в XIX веке, после того, как были изобретены первые аккумуляторы и электродвигатели, казалось, что это самый перспективный вид транспорта.
В самом начале позапрошлого века было несколько попыток создания электромобиля, но успеха они не имели. Этим делом занимался даже небезызвестный изобретатель Никола Тесла, но вот ему это тоже не сильно удалось. А вот российский изобретатель Ипполит Владимирович Романов смог построить вполне подходивший для массовой эксплуатации автомобиль, и если он тоже не стал массовым, то не потому, что не подходил по своим эксплуатационным характеристикам, а просто потому, что бензиновые двигатели оказались более практичными и экономичными.
Первый электрический самодвижущийся аппарат, готовый к массовому использованию, появился в 1889 году, когда Романов продемонстрировал на публике двухместный самодвижущийся экипаж. Работы финансировал предприниматель Петр Фрезе, благодаря которому имелась возможность не только создать несколько модификаций, но и спустя 10 лет построить первый коммерческий электрический автобус (по-тогдашнему – омнибус). Этот экипаж мог принять 15 пассажиров, весил в снаряженном состоянии чуть больше 1,5 тонны, разгонялся до 11 км/ч и «заправки» аккумуляторных батарей хватало на 70 километров. Предполагалось устраивать «электрические заправки» по всему городу на конечных станциях.
Однако и этой идее, как и в случае с первым трамваем, в России воплотиться было не суждено. Полный цикл испытаний в городских условиях был закончен в 1901 году, и когда Романов обратился к городским властям Петербурга о выделении финансовых средств, чиновники отказались поддержать проект. Правда, Городская Дума не препятствовала Романову запустить сеть пассажирских омнибусов за его собственные деньги или деньги акционерного общества, однако выдвинула такие кабальные условия, что проект пришлось свернуть и больше к нему не возвращаться.
Правда, после революции Романов иммигрировал в США, где смог воплотить некоторые свои проекты по разработке электрического транспорта. Но это уже другая история.
Итак, мы видим, что начало практически всем видам электрического транспорта, включая и главный его элемент – электродвигатель - было положено не в Германии, Англии, Франции или США. Это все – дело рук российских подданных, и не их, в принципе, вина, что внедрить это все у себя на родине им по большей части не удалось. Можно, конечно, винить в этом и царскую бюрократию, которая не доверяла своим подданным, зато охотно принимала помощь иностранцев, как это было в случае с трамваем Сименса или Якоби с его электродвигателем. Однако проблема, в конце концов, заключается не в этом. Проблема заключается в то, что сегодня очень многие изобретения, сделанные изначально в России, приписываются изобретателям и ученым других стран. А вот с этим нужно бороться всеми методами, в частности, популяризируя русскую историю и вскрывая все спорные моменты, которые сегодня почему-то замалчиваются даже отечественными историками.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Кому в мире китайцы умудряются продавать миллионы своих автомобилей низкого качества?
Замечательное подтверждение потрясающей неэффективности современного американского оружия нападения
Американцам в Космосе всегда не везло - русские тут постоянно были первыми, первыми они и останутся