В октябре Краснодарский стартап Biois стал резидентом Сколково. Мы не могли пройти мимо этой новости, учитывая, что основательница компании, Александра Исмаилова, была резидентом Аквариума. Мы узнали все об идеи создания проекта, как стать резидентом Сколково и где брать силы и вдохновение на создание бизнеса с нуля. История создания Biois – это тот случай, когда ответ лежит на поверхности, но нужно время, чтобы тебя озарило.
Мои родители – ученые, работают в сфере биологической защиты растений. Я решила, что можно коммерциализировать все их научные наработки.
– Александра, поздравляем вас с получением статуса резидента Сколково. Это значимое событие для любого стартапа! Но сначала хотелось бы узнать, какой путь привел вас к этому проекту. С чего все начиналось?
– Две недели назад мы получили статус резидента Сколково. Это не просто статус, для меня – это признание того, чем мы занимаемся, вера в наш продукт. У компании много научных разработок различных прототипов и других инновационных решений по защите урожая от вредителей и болезней экологичным путем. До Biois я училась в магистратуре на экономическом факультете по направлению маркетинг и работала в отеле. В какой-то момент поняла, что это мне не совсем подходит. Хотелось вкладывать себя в развитие собственного проекта, создать что-то грандиозное. Все началось с того, что я ушла из найма. Месяц думала, чем хочу заниматься, смотрела в сторону предпринимательства, но не хватало решимости. Мне было всего лишь 22 года, я не понимала, как и что начать. Во время лекций, профессор в университете и по совместительству эксперт краевой инфраструктуры господдержки рассказал о возможности получения бесплатной поддержки. И тут все сложилось. Мои родители – ученые, работают в сфере биологической защиты растений. Я решила, что можно коммерциализировать все их научные наработки. С этой идеей я пошла на консультацию и узнала о возможных мерах поддержки. Получила перечень шагов и начала создавать первый прототип своего продукта.
– Расскажите про историю создания компании. Как родилась идея?
– После того, как я поняла, что знания моих родителей можно коммерциализировать, я начала искать поставщиков. Нужны были элементы для создания первого прототипа феромонных ловушек. Расскажу о брендинге. С названием все просто – я соединила приставку био и первые две буквы моей фамилии. Поэтому с уникальностью проблем не возникло. Кстати, у конкурентов уже были попытки копировать наше название, но к счастью у нас все зарегистрировано.
После создания визуальной части у меня родилось четкое понимание, какой продукт нам необходимо создать. Затем я попала на акселератор инновационных стартапов, где уже смогла более полно упаковать свою идею.
Сложно начать продавать. Я смотрела на всех гигантов на рынке, боялась предлагать свой продукт. Но пришлось отбросить страхи, просто брала и делала. Рассылала предложения о сотрудничестве и партнерстве.
– Расскажите подробнее о продукте Biois, в чем уникальность?
– Компания Biois – это экологизированная система защиты растений, направленная на помощь в выращивании экологически чистого урожая без применения химических пестицидов и прочих составляющих, которые могут повлиять на качество и пользу продукта. У нашей компании более 150 патентов, которые создали мои родители. Этот комплекс и помогает создать продукт, который приводит к органически чистому урожаю. Это могут быть технические культуры, которые используются для переработки и овощи-фрукты. Проект состоит из трех составляющих, которые позволяют выращивать органические продукты. Первое – феромонные ловушки для отлова вредителей, которые помогают понять, с каким вредителем имеем дело и начать грамотную обработку. Второе. Мы первые в Краснодаре начали производить энтомофагов – это полезные насекомые, которые питаются вредителями. И третье – линейка биопрепаратов, которые помогают защитить культуры от вредителей и улучшить качество почвы, улучшить урожайность и защитить от многих болезней.
У нас есть собственная лаборатория, где мы выращиваем насекомых. Мы начинали создавать первые прототипы разработок в маленьком арендованном помещении, сейчас у нас собственное производство в Краснодаре площадью в 200 м², оснащенное необходимым оборудованием.
У нас есть собственная лаборатория, где мы выращиваем насекомых.
– Когда вы поняли, что проект успешен?
– Это понимание ко мне еще продолжает приходить каждый день. Помню, как я презентовала впервые прототип ловушки, а вот мы уже второй год на самой крупной аграрной выставке ЮгАгро. Тогда это казалось мечтой. Мы участвуем в конкурсах, форумах, берем первые места. На форуме в Сочи заняли первое место среди других 1400 стартапов!
Мой совет начинающим предпринимателям – хватайтесь за любую возможность, которая продвинет ваш продукт хоть на какую-то долю к успеху. Я активно участвую в интервью, конкурсах, выставках.
– Вы сказали, что вам помогли программы господдержки в выходе на рынок? Расскажите подробнее для начинающих стартаперов, куда им обращаться и где брать финансирование?
– Да, как я уже говорила. Без господдержки не существовало бы нашего проекта. Госпрограммы помогли во многом: от консультации эксперта до упаковки бренда и выхода на маркетплейсы. Также помог акселератор инновационных проектов. Тем, кто сомневается советую не бояться обращаться за информационной и образовательной поддержкой. Когда ты только становишься предпринимателем в голове много пробелов. Поэтому не бойтесь обратиться за господдержкой. Тем более это бесплатно!
– Расскажите, а есть ли инвесторы у проекта?
– С самого начала были желающие стать инвесторами, но я отказалась от этого, несмотря на маленький стартовый капитал. Запускались без ресурсов. Я обратилась за грантом и получила больше 1 млн рублей. Конечно, с инвесторами мы бы могли масштабироваться быстрее, но нам это не подходит. Я хочу, чтобы наш проект был независим. Сейчас становится легче, потому что компания приносит прибыль, которую мы вкладываем в развитие.
С инвесторами мы бы могли масштабироваться быстрее, но нам это не подходит.
– Как вам удалось стать резидентом Сколково и какие преимущества дает этот статус?
– Про возможность стать резидентом Сколково я знала с самого старта Biois.
Когда проекту было 4-5 месяцев, нам уже предлагали на встрече такую возможность, но я решила, что мы еще не готовы.
В прошлом году у нас снова была сессия, мы заполнили заявку и ее одобрили с первого раза, причем с очень высоким рейтингом! Что это дает? Участие в различных выставках, помощь на выход на международный рынки.
Налоговые льготы и возможность пользоваться ресурсами Технопарка.
Плюс это статус и лояльность клиентов, грантовая поддержка и многое другое. Рекомендую всем, попробуйте!
– Вам быстро удалось выйти на рынок? Какие сложности возникали?
Основание и выход на рынок выпали на эпоху коронавируса. Но это даже пошло нам на пользу. Мы сразу выбрали для себя формат удаленной работы и продолжаем его придерживаться. 90% клиентов мы никогда не видели, но это не мешает оказывать плотную дистанционную поддержку в плане консалтинга и решать все вопросы. Наш продукт очень специфический, не все понимали, что мы предлагаем. Приходилось прилагать много усилий для презентации, для того, чтобы убедить клиента рискнуть. Плюс карантин – все закрыто, все дома, приходилось продавать с помощью холодных звонков. И сложно было найти целевую аудиторию, точнее – понять их потребности и боли. Но получилось, я это сделала! И активно пользуюсь этим в развитии нашего продукта.
Основание и выход на рынок выпали на эпоху коронавируса. Но это даже пошло нам на пользу.
– Поделитесь, что вас вдохновляет в работе? Можете дать личные рекомендации тем, кто только начинает свой путь или ищет точку роста.
– Я прикладываю колоссальные усилия, но вкладываю их в свой проект, в свое детище – мне ничего не жалко. Иначе было с работой в найме – я не понимала, зачем так отдаваться чужому делу. Рада, что вовремя поняла, что мне это не подходит. Когда у тебя есть свое дело, оно поддержит тебя в любой самый сложный момент и принесет удачу. В свой бизнес хочется вкладываться все больше и больше, но важно соблюдать баланс. Первые три года я работала без выходных, а если “отдыхала”, то продолжала решать рабочие дела. Сейчас я научилась гармонично выстраивать свое время, среди рабочих дел нахожу время на личное, путешествую.
Как предпринимателя меня вдохновляют обучающие мероприятия, нетворкинг. Нравится перенимать опыт и искать возможность для применения в своем бизнесе.
И, конечно, главный источник вдохновения – рост продаж, результаты! На сегодняшний день мы продали более 13 тысяч товаров, а также десятки тысяч полезных насекомых, возможно и больше.