Найти тему
Инвестор Сергей

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО

Побывал на профессиональной конференции одного из крупнейших рекламных агентств России. Кстати, оно, будучи дочкой зарубежной корпорации, тоже локализовалось и ребрендингнулось — из Dentsu в Okkam.

Коротко расскажу, что в этом году случилось на рынке интернет-рекламы после начала СВО. А тут была отдельная кибербойня. Это один из самых высокотехнологичных рынков, который был плотно завязан на западные технологии.

В начале года в ряду крупнейших игроков были Meta* и Google, с которыми жестко конкурировали Яндекс, VK и другие отечественные интернет-компании. В этом плане российский рынок — уникальный. Почти во всем мире в этой сфере господствуют только американские медиагиганты.

Итак, с началом СВО развернулись «боевые действия» и в интернет-пространстве. В феврале-марте шли непрерывные кибератаки на российские сайты, а западные рекламные системы наводнили рекламные кампании с призывами выходить на митинги, протестовать против войны, с фотографиями пленных российских солдат… Заказчики сидели сами понимаете где.

Итогом стал уход с российского рынка западных IT-гигантов и крупных брендов с их рекламными бюджетами.

🤜 Соцсети Meta* (Facebook и Instagram) были заблокированы с обвинением в экстремизме. Рекламный бизнес полностью прекратился.

🤜 Также полностью остановился в России рекламный бизнес Google.

🤜 Не обновляется контент в TikTok (Bytedance).

🤜 Из-за санкций со стороны США западные компании не могут вести бизнес в России.

🤜 Затем начался исход крупных брендов из России, и как результат — сокращение рекламных бюджетов.

🤜 Осенью отрасль попала под очередной удар со стороны государства — заработал закон о маркировке рекламы.

Но не все так плохо. Даже в этой отрасли идет активное импортозамещение.

Подробнее и со слайдами.

  • В 2022 году происходит одно из сильнейших падений рынка, возврат к 2018 году (-17,5%).
  • В 2009 году рынок упал сильнее (на 28%).
  • ТВ и Интернет хорошо переживают падение.
  • Яндекс и VK растут темпами больше 20%, замещая Meta* и Google.
  • Огромные новые игроки (Озон, Wildberries, Авито).
  • Основа роста - малый и средний бизнес + государство.
  • Рынок крупного бизнеса падает сильнее (25%).

Как изменился медиа-ландшафт.

Как не в себя растут маркетплейсы и ритейл. Маркетплейсы называют новыми медиа.

-2
-3

Главный вызов рынку — уход западных технологий. Ушли крупнейшие вендоры, порушились стеки технологий, резко упало качество измерений.

Из плюсов — активно обратили внимание на отечественные маркетинговые технологические стартапы и решения.

-4

Добавлю от себя: проблема еще и в жестком регулировании среды на западе, где в защиту пользователей вводятся жесткие законы, ограничивающие сбор персональных данных.

Изменение конкурентной среды

С российского рекламного рынка ушли крупные бренды и агентства… Но на их смену пришли тысячи новых заказчиков! Активно подтягивается малый и средний бизнес.

-5

Куда делись пользователи?

  • Обрушение аудиторий Facebook и Instagram не привело к такому же резкому росту пользователей в отечественных соцсетях, хотя рост есть.
  • Главный победитель гонки за переток — Telegram.
  • Youtube — отсутствие рекламной монетизации практически никак не повлияло на контента. Креаторы продолжают его создавать.
-6
-7

С 1 сентября в России заработали поправки к закону о рекламе. Теперь все участники рынка (рекламодатели, агентства, площадки и даже малипусенькие блогеры) должны маркировать всю интернет-рекламу и отчитываться перед государством о каждом размещении.

Закон вышел сырой, с непонятками, технологического стека для его его реализации толком пока нет. Все лепится на ходу.

Закон готовился для удара по западным интернет-гигантам, но те свернули свою деятельности, и в итоге расхлебывать приходится соотечественникам.

Итогом должна стать прозрачность рекламного рынка для государства (в том числе налоговой) рекламного рынка, на котором было много серых схем и денег мимо кассы. Но главное опасение, что отрасль может подпасть крыло госкорпорации.

Такие дела.

* - признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Разобрал все 42 стратегические инициативы, куда Правительство РФ вложит 4,6 трлн руб. в ближайшие 10 лет
Инвестор Сергей13 октября 2021

---

Поставьте лайк, если полезно!

Подписывайтесь на мой Дзен-канал: я более 10 лет инвестирую, поэтому даю только проверенные советы по финансам и инвестициям. Делюсь реальными отчетами и веду публичный портфель акций.

У меня есть Телеграм и Вконтакте.