Найти тему
Igor Novikov

Расстрел "Белого дома" в Москве 4 октября 1993. Размышления очевидца.

Как мы не вышли на Гражданскую войну.

4 октября - годовщина событий 1993 года в Москве, когда по приказу российского президента российские танки расстреливали здание российского Дома Советов (ныне Дом правительства, известен также как «Белый дом»). Это трагическое действо мне довелось видеть своими глазами, присутствуя в непосредственной близости в качестве любопытного наблюдателя, среди большого числа таких же зевак, а также военных, медиков, журналистов, переговорщиков и прочих людей, составивших там одну общую толпу.

4 октября 1993.  Утро, начало событий.  (фото из Интернета)
4 октября 1993. Утро, начало событий. (фото из Интернета)

Это была кровавая развязка внутриполитического конфликта между президентом и правительством (Ельцин, Гайдар) с одной стороны и сторонниками Верховного Совета (Руцкой, Хасбулатов) с другой стороны. За два года до этого Ельцин, Руцкой, Хасбулатов вместе руководили обороной этого же здания в противостоянии с ГКЧП и тогда они казались братьями по оружию на всю оставшуюся жизнь. Но борьба за власть быстро портит людей, да и радикальные реформы, проводимые правительством Гайдара, сильно обострили ситуацию.

Превращение политического противостояния в боевые действия в столице началось еще 3 октября, в воскресенье, и вылилось в вооруженный штурм Останкинского телецентра сторонниками Верховного Совета. Некоторые члены Ельцинской команды в этот момент, похоже, всерьез испугались наступления реальной ответственности за их реформаторскую деятельность. Запомнилось выступление Егора Гайдара по телевидению поздно вечером 3 октября. Насмерть перепуганный и не способный этого скрыть, с дрожащими губами, он обратился к москвичам с призывом выходить на улицы на защиту «демократических» реформ (ну и самих реформаторов). Ночь, в городе какие-то беспорядочные столкновения с применением боевого оружия, постреливают. Непонятно, что последует дальше. И вот в такой обстановке людей призывают выходить на улицы, неорганизованно куда-то идти…? Теперь я не могу найти в Интернете это выступление, нахожу какое-то другое, непохожее. Складывается впечатление, что пересняли потом, в спокойной обстановке, и подменили.

На следующий день, в понедельник, встретились утром с друзьями-студентами и решили пойти к «Белому дому», посмотреть, что там будет. Все возбуждены, не до учебы, и погода была хороша. Издалека увидели здание Дома Советов, как на титульной картинке к этой статье - первые снаряды уже попали, черный дым поднимался вверх. Танки вели огонь с противоположного берега (с моста) через реку. Власти организовали боевые действия, но никак не перекрыли доступ людей в зону этих действий, любой любопытный мог пройти куда угодно. И народ подтягивался.

Подошли очень близко к высокому бордюру возле ступеней, ведущих к зданию, тут можно было укрыться. Командир небольшого военного подразделения попросил нас потесниться, дать место для укрытия его бойцов. Эти были за Ельцина и правительство, а сторонники Верховного Совета засели в здании, от которого нас отделяла только лужайка с кустиками. На лужайке перед нами лежал человек в штатском, вроде еще шевелился. Медики жестикулировали в сторону Дома Советов, чтобы не стреляли, позволили забрать, наконец кое-как вынесли. Над головами в воздухе что-то музыкально пропело, будто струна, стоящий рядом офицер улыбнулся – вот она! Я был постарше своих друзей, за плечами срочная служба в армии, но звук шальной пули впервые услышал здесь, в центре Москвы. Видел еще пару попаданий снарядов в окна, взрывались они где-то внутри здания.

Любопытные, в том числе молодые девушки, лезли на рожон, забирались на бордюр, подставлялись. Позже мимо проехал туристический автобус с иностранцами, в окнах пожилые бюргеры, фотографируют все происходящее. В общем, какой-то сюрреализм – не то война, не то зрелище. Пришедших посмотреть вокруг собралось немало. На противоположном берегу реки была видна большая плотная толпа.

Однако, если не считать танковых выстрелов, боевых действий я там не увидел. По громкой связи призывали друг друга не стрелять, работали переговорщики, в бой никто не рвался. В итоге Дом Советов вроде постепенно сдался. Но какая-то стрельба все-таки была, и потери были, и случайно попавшие под пули гражданские. Тогда было не очень понятно, кто и откуда стрелял. Теперь, обобщив собственные впечатления и свидетельства других людей, вынужден согласиться с неприятным выводом: там работали какие-то стрелки-снайперы. Стреляли с высоких мест – с крыш или с верхних этажей – и не только возле Дома Советов. Уже возвращаясь оттуда, на Новом Арбате, я пару раз падал на асфальт и лежал, прижавшись к тротуарному бордюру, как и другие прохожие. Откуда-то сверху постреливали, и вооруженные милиционеры, прижимаясь к стенам домов, вглядывались и целились куда-то вверх, периодически открывая стрельбу из автоматического оружия. Вот там я отчетливо ощутил страх, какую-то неопределенность и беспомощность.

Поговаривают, что снайперская стрельба велась в том числе с крыши расположенного поблизости иностранного посольства – большого посольства большой страны – утверждать это нельзя, но слышанные мною рассказы довольно правдоподобны.

Слава Богу, я вернулся оттуда живой и невредимый, как и мои друзья. По прошествии времени, поразмышляв над увиденным тогда и над всем, что было после, сформировал свое мнение.

Считаю самым главным в тех событиях явно продемонстрированный отказ народа в них участвовать. Тогда разыгрывался сценарий развязывания Гражданской войны: была объективная повестка, были воодушевленные призывы от обеих противоборствующих сторон, были и снайперы, и жертвы (даже гостиница "Украина" поблизости, бывают же совпадения!). А наш российский народ вышел на это поглазеть, а на войну не вышел. Виденная мною тогда плотная толпа на противоположном берегу Москва-реки теперь ассоциируется у меня с выражением из классики: «Народ безмолвствует». Считаю это великим историческим выбором нашего народа, сделанным в переломный момент истории и определившим судьбу России.

Ни одна из столкнувшихся тогда политических группировок не заслуживала, чтобы из-за их убеждений, амбиций и интересов гибли люди, разрушалось государство, пропадала страна. Случись тогда массовое гражданское побоище, страны бы не стало.

До этого были массовые митинги позднего СССР, стояние у того же «Белого дома» против ГКЧП в 1991 году. Были первые итоги «либеральных» реформ, ошеломляющие и разочаровывающие – чем не повод восстать против такого воровского либерализма, разрушительного, бездуховного, бесчеловечного? Но мы как-то сумели вовремя остановиться, погасить свои протестные революционные порывы! Воевать не стали, а отношение к реформам выразили сразу после этого на ближайших выборах, как и должно делаться в нормальной стране. Потом эта шайка еще несколько лет держалась за спивающегося лидера, но мы перетерпели, и Господь нас помиловал, и страну нашу.

фото из Интернета
фото из Интернета

У наших братьев на Украине, к сожалению, сложилось по-другому: сами вышли на очередной майдан, сами, еще до снайперов, на том же майдане начали Гражданскую войну. Потом продолжили, сразу после победы майдана стали формировать отряды вооруженных боевиков и отправлять на Юго-Восток. Может когда-нибудь опомнятся, тоже ведь русские?