Что мы знаем об Альберте Эйнштейне, друзья мои? Растрепанный гений, добрый дедушка с трубкой, борец за мир... А вот что пишут в энциклопедиях: «выдающийся физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии». И все тут. А про то, каким он был мужем, ни словечка!
А между тем, есть у меня на руках один документик... Договор, который заставит вас по-новому взглянуть на этого «великого гуманиста». Читаешь и не веришь глазам: что это, инструкция для прислуги? Да нет же! Это условия, которые нобелевский лауреат выдвинул собственной жене. Письменно, пункт за пунктом, как будто нанимал горничную.
Но обо всем по порядку. Сначала расскажу, как все начиналось...
«От пылких писем до домашнего рабства»
Итак, 1896 год. Молодой Альберт Эйнштейн, будущий покоритель времени и пространства, влюбляется по уши в одногруппницу из Цюрихского политехникума. Милева Марич, сербка, на четыре года старше, хромает на одну ногу... Но что это значит для влюбленного юноши? Ничего!
Вот что писал пылкий студент своей возлюбленной:
«Я потерял разум, умираю, пылаю от любви и желания. Подушка, на которой ты спишь, во стократ счастливее моего сердца».
Ну чистый романтик, не правда ли?
А самое интересное то, что Милева была не просто красивой барышней. Это была одна из первых женщин в Австро-Венгрии, добившихся права получить высшее образование! В те времена, друзья мои, женщинам вообще запрещали входить в университетские аудитории. А эта отчаянная сербка пробилась в мужскую крепость науки.
И вот влюбленный Альберт пишет ей в другом письме:
«Как я буду счастлив и горд, когда мы вдвоем доведем нашу работу по относительному движению до победы».
Заметили словечко «наша»? А еще он как-то обмолвился:
«Мне нужна моя жена, поскольку она решает все математические задачи за меня».
Хм. Получается, теория относительности могла иметь не одного, а двух авторов? Интригующая мысль, не так ли?
Но пока что все было прекрасно. В 1903 году молодые поженились. Правда, родители Эйнштейна были категорически против. Милева не еврейка, да еще и славянка (а в Германии к славянам относились как к людям второго сорта). Но любовь победила!
А потом началась слава. В 1905 году Эйнштейн публикует свои эпохальные работы. Мир узнает имя гения. И тут же все меняется.
Милева в письме подруге горько жалуется:
«Альберт стал знаменитым физиком. Профессионалы его высоко ценят и восторгаются им. К стыду своему, должна признаться, что мы для него не важны и находимся на втором месте».
И вот тут, друзья мои, начинается самое «интересное»
В 1912 году у Альберта появляется новое увлечение: кузина Эльза Левенталь. Начинается тайная переписка, тайные свидания... А жена как кость в горле! Мешает наслаждаться славой и новыми романами.
В 1914 году семья переезжает в Берлин. Милева категорически не хочет туда ехать, чувствует подвох. И правильно чувствует! Потому что вскоре после переезда происходит нечто неслыханное.
Альберт Эйнштейн, будущий борец за права человека, составляет для жены письменную инструкцию. Как она должна себя вести, чтобы остаться в браке. Пункт за пунктом, как для наемной прислуги!
«Домашний устав от «гуманиста»: разбираем по пунктам»
Пункт первый. Хозяйственный блок:
«Моя одежда должна быть в порядке». Ну то есть: стирай, гладь, штопай. Ты теперь не жена, а личная прачка гения.
«Мне в комнату должна регулярно подаваться еда три раза в день». Обратите внимание на формулировку: не «приготовь обед», а «должна подаваться». Как в ресторане! Только без чаевых.
«Моя спальня и мой кабинет всегда должны содержаться в порядке, но моей конторки не должен касаться никто, кроме меня». Убирай, но не смей трогать святая святых! А вдруг там письма от Эльзы лежат?
Пункт второй. Эмоции:
«Ты откажешься от всех личных связей со мной, исключая те случаи, когда это будет необходимо вследствие каких-то социальных обстоятельств».
Читаешь и думаешь, а не сон ли это? Муж официально заявляет жене, что никакой близости! Ты мне не жена, ты домашний персонал. А если гости придут, тогда изображай счастливую супругу.
И дальше еще лучше:
«Ты не должна требовать, чтобы мы были вместе дома... мы ездили или путешествовали вместе».
А зачем, собственно? У него же есть Эльза для развлечений, а жена пусть дома пыль вытирает.
Пункт третий. Правила поведения раба:
«Ты не будешь рассчитывать ни на какие знаки внимания от меня, не будешь упрекать меня за их отсутствие». Цинизм в чистом виде! Даже не делай вид, что ждешь от мужа хоть капли тепла.
«Ты будешь сразу отвечать, когда я обращаюсь к тебе». Как к собачке! Позвал — прибежала.
А дальше просто замечательно:
«Ты без каких-либо протестов сразу же покинешь спальню или кабинет, как только я скажу тебе об этом».
То есть, дорогая Милева, если я захочу побыть один (или не один), ты немедленно исчезаешь. Из собственной спальни, между прочим!
И финальный аккорд:
«Ты не опозоришь меня в глазах детей, ни словом, ни делом». Сохраняй репутацию примерного семьянина, но при этом живи как прислуга. И детям ни слова о том, как папочка на самом деле с мамой обращается!
Вот это, я понимаю, "семейный договор"!
«Что стало с «домашней прислугой» великого физика»
Что же, Милева подписала этот «договор»? Конечно, нет! У женщины еще остались остатки человеческого достоинства.
Летом 1914 года она забрала детей и уехала в Цюрих. Навсегда. У несчастной случился нервный срыв, за несколько месяцев она перенесла целую серию сердечных приступов. А знаете, как отреагировал на болезнь жены «великий гуманист»? В письме к другу он намекнул, что если Милева умрет, он не будет слишком расстроен!
Вот вам и человеколюбие нобелевского лауреата.
Но самое страшное то, что стало с детьми. А с детьми случилось вот что:
Лизерль, первая дочь, родилась еще до брака в 1902 году. Альберт убедил Милеву отдать девочку в чужую семью — мешала научной карьере. Малышка вскоре умерла от скарлатины. Просто исчезла из истории, как будто и не было ее никогда.
Ганс Альберт, старший сын, вырос угрюмым и нелюдимым. Повзрослев, наотрез отказался заниматься теоретической физикой. Невзлюбил отца за то, как тот издевался над матерью. Стал инженером, уехал в Америку и до конца жизни поддерживал с отцом только формальные отношения.
Эдуард, младший, заболел шизофренией. Эйнштейн отправил его в психиатрическую лечебницу и практически забыл о его существовании. А когда Милева умерла в 1948 году, «любящий отец» холодно прокомментировал: «Если бы я только мог знать заранее, он бы никогда не появился на свет».
Чувствуете теплоту родительской любви?
Развод состоялся только в 1919 году. Милева согласилась при одном условии: Альберт должен отдать будущую Нобелевскую премию детям. Она не сомневалась, что гений ее получит. И не ошиблась. В 1921 году Эйнштейн стал нобелевским лауреатом, а в 1922-м выполнил условие договора — передал бывшей жене 32 тысячи долларов.
Можно сказать, это была плата за годы унижений. Хотя какие деньги могут компенсировать растоптанную жизнь?
Милева прожила после развода еще почти тридцать лет. Одиноко, в постоянной депрессии, ухаживая за больным сыном. Так и умерла в 1948 году, никем не замеченная и не оплаканная.
А что касается мифа о ее соавторстве в создании теории относительности... Современные исследователи развенчали эту легенду. В ее письмах нет ни одной физической идеи, она не опубликовала ни одной научной работы. Видимо, роль «соавтора» сильно преувеличена романтически настроенными биографами.
Но, друзья мои, разве это главное? Главное то, как «великий гуманист» обошелся с женщиной, которая его любила.
«Теория относительности в семейной жизни»
Что имеем, друзья мои? Гений создал теорию относительности, перевернул представления о времени и пространстве. А в семье устроил самое что ни на есть абсолютное рабство!
Бертран Рассел, знавший Эйнштейна лично, писал:
«Личные дела и отношения всегда были для него на периферии мысли».
А психолог Ч. П. Сноу добавлял:
«Мне представляется, что эго, которое требует столь полного обуздания, должно быть чрезвычайно мощным».
И действительно. Чтобы составить для жены такую инструкцию, нужно обладать поистине гигантским эгоизмом. И полным отсутствием элементарного человеческого сочувствия.
А ведь сколько таких «договоров» существует и сегодня! Только не на бумаге, а в виде неписаных правил. Сколько женщин живет по принципу «ты без протестов покинешь комнату, когда я скажу»!
Теория относительности, говорите? Да, все относительно. И человечность тоже. Особенно когда речь идет о «великих людях». Они умеют постигать тайны Вселенной, но совершенно не способны понять простую истину: другой человек — не твоя собственность.
Эйнштейн изменил физику навсегда. Но в собственной семье остался самым обычным домашним тираном. Который прикрывал свою жестокость красивыми словами о науке и прогрессе.
Вот вам и «добрый дедушка» с трубкой, друзья мои!
- PS: Источники для написания статьи:
Архив Альберта Эйнштейна, Принстонский университет
Walter Isaacson "Einstein: His Life and Universe"
Alberto Martinez "Handling evidence in history: the case of Einstein's wife"
Документы развода Эйнштейна 1919 года