Найти в Дзене
Russian Smart News

Российские автомобили в такси: почему водители против и чем грозит закон о локализации?

Почему обсуждается переход на отечественные авто? В последние годы российское правительство активно продвигает политику импортозамещения, и сфера такси не стала исключением. С 2025 года может вступить в силу закон, обязывающий таксопарки использовать автомобили с высокой степенью локализации. Однако, как показывает исследование Общественного совета по развитию такси, большинство водителей категорически против такого перехода. Почему таксисты не хотят пересаживаться на Lada и «Москвичи»? Чем грозит закон о локализации для пассажиров и перевозчиков? И есть ли у российского автопрома шанс завоевать доверие таксистов? Разбираемся в деталях. В исследовании приняли участие 276 таксопарков, эксплуатирующих более 150 тыс. автомобилей. Результаты оказались неутешительными для отечественного автопрома: При этом Lada удерживает второе место лишь за счет господдержки и низкой цены, а не за счет качества. Вывод: Даже при текущих льготах и субсидиях таксопарки не спешат закупать российские авто.
Оглавление

Почему обсуждается переход на отечественные авто?

В последние годы российское правительство активно продвигает политику импортозамещения, и сфера такси не стала исключением. С 2025 года может вступить в силу закон, обязывающий таксопарки использовать автомобили с высокой степенью локализации. Однако, как показывает исследование Общественного совета по развитию такси, большинство водителей категорически против такого перехода.

Почему таксисты не хотят пересаживаться на Lada и «Москвичи»? Чем грозит закон о локализации для пассажиров и перевозчиков? И есть ли у российского автопрома шанс завоевать доверие таксистов? Разбираемся в деталях.

Что показал опрос таксистов?

В исследовании приняли участие 276 таксопарков, эксплуатирующих более 150 тыс. автомобилей. Результаты оказались неутешительными для отечественного автопрома:

Предпочтения водителей

  • 70% таксистов хотели бы заменить российский автомобиль на иномарку.
  • Только 11% таксопарков используют не российские модели.
  • 38% компаний вообще не имеют отечественных машин в автопарке.

Самые популярные марки в такси

  1. Kia (лидер спроса)
  2. Lada (в основном Granta и Vesta)
  3. Hyundai

При этом Lada удерживает второе место лишь за счет господдержки и низкой цены, а не за счет качества.

Доля российских авто в таксопарках

  • У 40% перевозчиков отечественные машины составляют не более 20% автопарка.
  • У остальных их доля еще ниже – 10–18%.

Вывод: Даже при текущих льготах и субсидиях таксопарки не спешат закупать российские авто.

Почему таксисты отказываются от Lada и «Москвичей»?

Основные претензии водителей касаются надежности, комфорта и экономической целесообразности.

Частые поломки и дорогое обслуживание

  • 63% водителей сталкиваются с 3 и более внеплановыми ремонтами в год.
  • 57% тратят свыше 70 тыс. руб. ежегодно на обслуживание одной машины.
  • Первый серьезный ремонт часто требуется уже в первый год эксплуатации.

Низкий комфорт для пассажиров

  • Тесный салон (особенно у Lada Granta).
  • Не открываются полностью стекла (проблема вентиляции).
  • Отсутствие кондиционера (критично летом).
  • Плохая шумоизоляция и скрипы.

Отказы пассажиров от поездок

Многие клиенты, увидев российскую машину, предпочитают отменить заказ. Водители отмечают, что Lada и «Москвичи» ассоциируются с низким уровнем сервиса.

Мнение экспертов

Антон Шапарин, вице-президент Автомобильного союза:

«Таксопарки, пробовавшие Lada Granta, быстро от них отказались. Эти машины не предназначены для такси – они неудобны, ненадежны и отпугивают клиентов. Водители не хотят на них работать, потому что видят: пассажиры против».

Закон о локализации такси: что изменится с 2025 года?

С 1 октября 2025 года может вступить в силу закон, требующий от таксопарков использовать автомобили с локализацией не менее 3,2 тыс. баллов или выпущенные по специнвестконтрактам (СПИК).

Какие машины подходят под требования?

На сегодня критериям соответствуют:

✅ 3 модели АвтоВАЗа (Lada)

✅ 2 модели «Москвича»

✅ Электромобили «Моторинвест»

Но даже эти модели не удовлетворяют запросам таксистов по надежности и комфорту.

Последствия для отрасли

🔻 Рост цен на такси

  • «Яндекс Такси» прогнозирует подорожание на 25–50% из-за дефицита машин.
  • В отдаленных регионах (Сибирь, ДВ) тарифы могут взлететь на 40–50%.

🔻 Массовый уход водителей

  • 70–90% самозанятых в Сибири и на Дальнем Востоке могут потерять работу.
  • «Опора России» ожидает сокращения 20–35% легальных перевозчиков.

🔻 Проблемы с лизингом и кредитами

  • Частники не смогут купить новые машины из-за высоких ставок.
  • Лизинг доступен только юрлицам, что вытеснит самозанятых в «серую» зону.

Есть ли альтернативы? Мнения «за» и «против»

Аргументы сторонников локализации

Виталий Гаевский, профессор МАДИ:

«Если российские авто для такси станут надежными и комфортными, это даст толчок всей отрасли. Единый парк удешевит ремонты и сервис».

Но пока ни одна отечественная модель не соответствует этим требованиям.

Кто против закона?

  • РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) – предупреждает о дефиците машин и росте цен.
  • «Яндекс Такси» – опасается коллапса рынка в регионах.
  • Национальный совет такси – считает закон преждевременным.

Что будет дальше?

  • Второе чтение законопроекта пока не назначено.
  • Администрация президента предлагает смягчить требования, но окончательное решение не принято.

Главный вопрос: успеет ли российский автопром улучшить качество машин до 2025 года? Пока что шансы малы – водители и пассажиры голосуют против.

Заключение: стоит ли ждать перехода такси на российские авто?

🔹 Сейчас – водители не хотят пересаживаться на Lada и «Москвичи» из-за низкого качества.

🔹 После 2025 года – возможен кризис отрасли: рост цен, нехватка водителей, недовольство пассажиров.

🔹 Единственный выход – либо отложить закон, либо кардинально улучшить российские автомобили.

Пока ситуация выглядит тупиковой – и если закон примут в текущем виде, рынок такси ждут серьезные потрясения.

Друзья, подписывайтесь на наши каналы в Telegram и VK.