Обычно считается, что страсти всегда одни и те же. Потому, что укоренены в природе человека. В разные времена они только по разному проявляются.
И да, немного аскетического ликбеза, для не изучавших вопрос.
- «Страсть» это хроническое неправильное душевное стремление человека. Хронический грех. Обычно выделяют 3 (Самолюбие, Сластолюбие, Славолюбие) или 8 (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, тоска, уныние, тщеславие и гордыня) основных страстей, к которым уже сводятся и всевозможные производные от них. Скажем, алкоголизм можно назвать особой формой чревоугодия. И в нас все эти страсти присутствуют, в любом земном человеке, потомке Адама, жить мешают. Но в одних они практически не проявляются, а у других людей вся жизнь построена на удовлетворении страстей, что и губит их в Вечности.
- «Грех» (греч. ἁμαρτία – непопадание в цель, промах), это конкретное проявление страсти. Выглядит как любое, умышленное или нет, словом, делом или даже мыслью отступление человека от Бога и Его заповедей. Заметим, по гречески «промах», а не «преступление», то есть далеко не каждый грех есть умышленно плохой поступок, очень часто человек хочет хорошего, но действует неверно и получается грех. Больше похоже на болезнь, а не на преступление. Хронический, привычный грех называется страсть.
- Страсти бывают естественные и противоестественные.
- Первые это такие, которые связаны с природными потребностями человека или даже человечества. Без еды невозможна жизнь, но излишества разного вида ведут к чревоугодию. Без секса невозможно продолжение рода, но нарушение святости брака ведет к блуду. Без гнева невозможна борьба с бесами и грехами, но обращенный на другого человека гнев греховен. Сребролюбие касается любви к богатству, то есть накоплению имущества. Без какого-то имущества жить почти невозможно, но привязанность к богатству/имению приводит ко греху.
- Вторые, это когда нет природной потребности, на которой паразитирует страсть. Гордыня, тщеславие, собственно природе человека чужды, выживание их не требует. (социум дело другое, но социум у нас греховных людей, а не тех, которыми нас создал Бог изначально). Блудные извращения всякого рода тоже не нужны, но как болезненное искажение естественных потребностей они существуют. Всякое такое — страсти противоестественные. Более вредные.
- Про естественные грехи иногда говорят так: это правильный поступок совершенный не в том месте, не в то время, не в том объеме как бы следовало.
И вот, хоть грехи нашего времени и отличаются внешне от древних, страстная суть у них одна. Да, раньше грабители нападали с оружием в руках, а сейчас они используют информационные технологии и «социальную инженерию» для присвоения чужих денег. Все равно это будет кража/грабеж (ну пусть мошенничество), проявление страсти сребролюбия. Да, раньше чревоугодие было больше про поедание громадного количества каши, только некоторые имели доступ до тонких яств (грех гортанобесия, при увлечении ими), а сейчас большинство, даже любителей ЗОЖ и тонкой талии, страдает именно изысканным гортанобесием (нет, нет, мне тыквенный латтэ с овсяным молоком и ПРАВИЛЬНО натертую корочку хлеба! А то жалобу напишу!). Объедение, ака собственно чревоугодие, тоже не забыто, но уже не громадным количеством каш и хлебов, а чем-то более привлекательным, например жареным мясом и колбасами. Всевозможное наркотическое и алкогольное одурение было всегда, отличались лишь вещества. И т.д. Страсти одни, методы борьбы с ним давно известны, пусть и требуют усилий.
Но, как оказалось, все-таки появилась одна страстишка, которой раньше не было. Наверное были задатки, да до греховной страсти не могла дойти. Эта страсть - ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ. Страсть к соцсетям и к компьютерным играм, и к новостным лентам, и тому подобное. Та страсть, что раньше, в 80-90ые была редкой зависимостью компьютерных инженеров и гиков, потом, в 00ые несколько распространилась, но после появления удобного устройства СМАРТФОНА и не требующих никакой IT грамотности соцсетей и блогов, быстро заразившего все слои населения, от младенцев до стариков, от инженеров до чернорабочих. Психиатры исследуют это явление, находят очень нехорошие признаки тяжелой зависимости, схожие с наркотической или от вредных психопрактик. Священники говорят проповеди о вреде излишнего сидения в лентах и чатах, но оказывается — очень сложно избавится от этой зависимости. Не проще, чем от алкоголя или наркотиков.
В чем же проблема? Чем отлично от обычных страстей? Я думаю, главная проблема — отсутствие предохранительного механизма в природе человека. Если некто слишком много скушает, ему станет плохо. И довольно сложно и долго приучать организм к потреблению ненужного объема пищи, особенно вредной. Аналогично с алкоголем, часто зависимость появляется через многие годы пьянства, преодоления его неприятных последствий. Что защищает многих от впадания в эти страсти, дает время на осмысление ошибок и исправление — покаяние. Неостановимая, компульсивная тяга возникает не сразу, не у всех.
Но человечество с одной стороны всегда тянулось к потреблению информации. Еще охотник каменного века внимательно вглядывался в следы добычи, узнавал у старших приемы владения оружием и инструментами. И ему все время информации не хватало. И даже значительно позднее, ученый средневековья, изучивший множество книг в библиотеке своего монастыря, жаждал большего, но не мог это большее получить. Негде было. До середины-конца 20 века желание и возможности по переработке информации человеком значительно опережали его возможности по добыче этой информации. Потому состояния «пресыщения» не возникало, присутствовал постоянный «голод».
Но сначала пришло телевидение, на Западе с десятками каналов, в СССР поменьше, но духовники заметили вред даже от 1-3 каналов качественных и строгих советских передач. Стали значительно доступнее книги, в том числе дурно написанные. И вот, в финале стал общедоступным Интернет с его колоссальным объемом информации. Люди бросились ее потреблять, потому что природа человека говорит «больше знаешь — имеешь преимущества». Всю историю любой человек стремился к получению информации. Всякая биохимическая поддержка в мозгу этому способствовала. «Узнал — получи дофаминовую радость». Но, в отличии от пищи, у нас нет системы предохранения. От потребления вредной и некачественной информации нам не станет плохо, не будет «отравления, рвоты». Аналогично и при потреблении чрезмерно большого объема информации ничего неприятного не произойдет. Но попробуйте съесть 3 свои обычные порции еды… У людей просто нет природных ограничителей.
Более того, поскольку сложную, то есть полезную информацию усваивать сложно, то мозг стремится к чему-то попроще. В итоге вместо чтения монографии или серьезного учебника по интересующему вопросу большинство предпочтет посмотреть красочный ролик на ту же тему, прочитать статью, написанную то ли школьником, то ли вообще ИИ, но получить некое минимальное знание, за которое биохимия мозга даст удовольствие не меньшее, чем за серьезную учебу. Так возникает зависимость, причем от низкокачественной информации преимущественно.
Как бороться? Пока самый эффективный способ — «выкинуть бутылку», то есть смартфон. Удалить аккаунты соцсетей и т.д. Но проблема в том, что это без алкоголя любой прожить может. А вот без компьютера, смартфона, постоянного доступа к информационным ресурсам сегодня большинство прожить не могут. Нужно и школьнику и студенту и на большинстве работ. Гражданин взаимодействует через эти устройства с государством. Очень уж удобный инструмент. И пользу никто не отрицает. Но этот-же «удобный и полезный» инструмент вызывает тяжелую страсть-зависимость почти у всех пользователей.
Другой способ — волевой контроль. То есть необходимое делаем, а от вредного уклоняемся. Но это очень сложно. Это подобно тому, что строго постящийся чревоугодник работает шашлычником или завязавший алкоголик барменом. Постоянно рядом тяжелый соблазн! А надо постоянно удерживать себя! У сильного человека это может получится. Иногда. Но очень уж вряд ли… Более вероятна постоянна борьба и срывы.
И к чему мы приходим? К тому, что появилась новая страсть. От которой мы не имеем природной защиты и не придумали детально защиту духовную. Медицина-психиатрия начала изучать феномен страсти, нашла его схожим с иными зависимостями и готовится лечить особо пострадавших. Видимо, по схеме помощи наркоманам и сектантам… Но это для крайних случаев.
А нам остается бороться, не давать развиваться в себе зависимости, ограничивать волей потребление ненужной информации, уменьшать количество «подписок», в идеале полностью изолировать себя от этого потока. А при любом «срыве» каяться духовному отцу.
Страсть сия опасна, сильна, и требует к себе серьезного отношения. А мы младенцам даем телефончик, дабы дитятко не плакало… Так иные народы и одурманивающие вещества дают с той же целью, правда дети в итоге вырастают больные. Будем бдить и бороться.
Аминь!
П.С. заметим, вред возникает не от «чипов» они же БИС. Не от «чисел» или «штрихкодов». А лишь от самого потока легкодоступной и, в основном, ненужной информации… Технически аналогичный поток античных папирусных свитков был бы тоже очень вреден.