Добрые, умные, душевные советские фильмы можно пересматривать бесконечное количество раз. Вот только далеко не все их показывают по телевидению, а некоторые и вовсе начинают снимать с эфирных сеток телевидения.
Поговорим о тех работах, которые уже не увидеть по телевидению и о тех, которые по какой-то причине все реже демонстрируют зрителям.
О неприятных причинах и жестком подходе
На западе уже много лет существует приятная практика - устраивать показы в кинотеатрах классики, старых, но любимых всеми фильмов. В России такая традиция не прижилась, точнее ее никто даже не пробовал заводить.
Почему же так?
- Во-первых, чтобы устроить показ к кино нужно получить разрешение у правообладателей, заплатить немалый сбор, а мало кому хочется тратить время на такие условности.
- Второй причиной может оказаться рентабельность, поскольку те же западные (и отечественные) новинки соберут намного большую кассу.
Но когда любимые фильмы исчезают из сеток вещания телеканалов, вопросов возникает еще больше.
Чаще всего советское кино смотрят представители старшего поколения, которым намного удобнее включить телевизор. Но и тут еще несколько лет назад начали возникать не самые приятные моменты.
Более пятнадцати лет назад между «Гостелерадиофондом» и ООО «Твинс СП» начали возникать серьезные споры, которые поставили под вопрос возможность вещания ряда картин.
Камнем преткновения стали такие любимые всеми работы как «Собачье сердце», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». В число спорных работ попал проект «Тени исчезают в полдень», «Безымянная звезда».
Более того, под вопросом долгое время была судьба «Иронии судьбы», а учитывая всенародную любовь к этому фильму, это уже была большая проблема. К счастью, вопрос частично был улажен.
Именно тогда возникали споры по ряду фильмов, которые были выпущены на студии «Ленфильм», и до урегулирования их правообладатели потребовали или купить права на показы, или снять картины с эфирной сетки.
Именно по этой причине ряд любимых всеми фильмов исчезает, потому что возникают финансовые и юридические разногласия. Но не только.
Даже детям
Перестали показывать по телевидению даже некоторые старые добрые сказки. Одна из них «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил». История о том, как простой парень влюбился в дочь купца Настю, но поскольку родители против их счастья, они начинают строить самые разные козни.
Кстати, в этой работе блестящий актерский состав: Боярский, Проклова, Этушь.
Не видно в последние годы и картины «Мама» с Гурченко, которую полюбили даже в Норвегии, пересматривают ежегодно на Рождество. Чем не угодили эти работы сложно сказать.
О памяти народа
Еще несколько лет назад зрители начали обращать внимание на то, что к очередной годовщине Победы, традиционная эфирная сетка начала меняться. Вместо привычных и любимых всем работ появлялись такие новинки как «Диверсанты. Крым» и современные картины на военную тематику.
На самом деле далеко не все современные работы оказываются понятыми и принятыми зрителями, публика ругает их, примерно такая же участь коснулась и новой работы.
Зато любимую всем классику «Белорусский вокзал», «В бой идут одни старики» активно снимают с эфирных лент или передвигают ее на позднее время, когда мало кто из пожилых людей готов будет смотреть телевизор.
Чем же не угодила эта классика эфиру? Одной из неочевидных причин может быть исполнения песен на языке государства, с которым уже несколько лет идет противостояние.
На главных каналах страны активно заменяют старые советские военные картины на новые, часто собирающие довольно неоднозначные отзывы, выпускающие дух реальной эпохи.
Почему так может происходит? Вероятно, из-за идеологической составляющей, ведь там демонстрируется еще и то, как люди готовы были биться не только за свободу и равенство, но и советскую власть, независимо от национального признака.
О неправильной подаче
Внимательные зрители могли заметить, что в последнее время в эфирных сетках не увидеть работы «ТАСС уполномочен заявить».
Чем же эта работа могла так не угодить телевизионному начальству? Как минимум из-за той ноты взаимного уважения, которое можно заметить между американскими послами и представителями СССР.
Глядя на такие работы даже молодым людям, подросткам становится понятно, какой на самом деле была жизнь, какие возможности давали людям в стране, о том уровне справедливости, который все же существовал.
Все чаще из эфирных сеток под разными предлогами начинают пропадать знаковые фильмы, где очень открыто, честно демонстрируется жизнь людей в СССР.
Это и комедийные фильмы, и драматические, разные по своей направленности работы, которые не пытаются приукрасить или подавать реальность под нужным и удобным ракурсом.
Практические исчезли их эфира такие проекты как «Государственная граница», «Блокада», «Противостояние».
Не спешат показывать «Вечный зов», «Рожденные революцией». Даже такие безобидные работы как «Мимино» и «Зеленый фургон» теперь не увидеть в эфире.
Почему? Как минимум по той причине, что думающая молодежь начинает изучать, оценивать и сравнивать то настоящее, которое есть перед глазами, с тем прошлым, которое все равно кажется восхитительным.
Демонстрируемое там выглядит не совсем приятно и перспективно для тех, кто стоит на страже интересов «элиты», ведь в молодых и горячих головах может созреть мысль повторить и вернуть упущенное.
Современные проекты про революцию, НКВД и бандитов на фоне классики кажутся сплошной неудачной карикатурой, пародией, попыткой подать происходящее в удобном свете, и пусть сюжет не всегда соответствует реальности.
Если внимательно присмотреться, то намного чаще стали продвигать тему царей, крупных промышленников, приближенных к высшему эшелону периода Российской Империи.
Естественно, даже в советские годы некоторые фильмы ложились на полку, могли годами провести в запасниках фондов кино и даже не добраться до зрителей.
Исчезновение каких советских фильмов из эфира запомнили вы? Делитесь своим мнением!
Уже готовим для вас материал о том, почему один из актёров сбежал со съёмок «Покровских ворот» — и что произошло потом! Чтобы не пропустить, подписывайтесь на канал. Будем вам рады!
Также вам может быть интересно: