Найти в Дзене
Палыч Первый

Подвиг и трагедия Даманского

Полковник Александр Дмитриевич Константинов в Голицынском пограничном училище КГБ СССР занимал высокую должность начальника политотдела, а по сути, был для нас, курсантов, «вторым отцом» - заботливым, честным, принципиальным. А еще в 1969-м он являлся непосредственным участником боевых действий у острова Даманский на советско-китайском участке Государственной границы, за что был награжден орденом Ленина. Его мнению и воспоминаниям лично я доверяю безоговорочно. По истечении 56 лет, все точки над «i» в этой теме, казалось бы, расставлены. Для аудитории более молодой, суть пограничного конфликта на реке Уссури я бы кратко охарактеризовал так. Серьезных юридических оснований для возникновения здесь вооруженного противостояния не было. Пекинский трактат (1860 г.) и Парижская мирная конференция 1919 г., уточнявшая возможность прохождения государственной границы, как правило, по главному фарватеру реки, могли быть поводом лишь для чисто теоретических споров. Мелкие группы рыбаков и местных

Какие уроки нам следует извлечь из боестолкновения на границе СССР и КНР в марте 1969 года?

Полковник Александр Дмитриевич Константинов в Голицынском пограничном училище КГБ СССР занимал высокую должность начальника политотдела, а по сути, был для нас, курсантов, «вторым отцом» - заботливым, честным, принципиальным. А еще в 1969-м он являлся непосредственным участником боевых действий у острова Даманский на советско-китайском участке Государственной границы, за что был награжден орденом Ленина. Его мнению и воспоминаниям лично я доверяю безоговорочно.

Фото - РИА Новости                                                                          Подполковник А.Д. Константинов
Фото - РИА Новости Подполковник А.Д. Константинов

По истечении 56 лет, все точки над «i» в этой теме, казалось бы, расставлены. Для аудитории более молодой, суть пограничного конфликта на реке Уссури я бы кратко охарактеризовал так.

Серьезных юридических оснований для возникновения здесь вооруженного противостояния не было. Пекинский трактат (1860 г.) и Парижская мирная конференция 1919 г., уточнявшая возможность прохождения государственной границы, как правило, по главному фарватеру реки, могли быть поводом лишь для чисто теоретических споров. Мелкие группы рыбаков и местных крестьян, время от времени занимающихся в погранполосе сельхозработами – никому не интересны.

Так почему же загрохотало оружие и крошечный остров (длиной около 1700 и шириной до 500 метров), с весенним паводком практически полностью уходящий под воду, стал камнем преткновения для двух крупных держав, из-за которого пришлось менять внешнеполитические приоритеты, расплачиваться десятками человеческих жизней?

По официальным данным, по состоянию на 15 марта 1969 г., советская сторона потеряла 58 человек убитыми, китайские безвозвратные потери составили 100 – 300 человек (точные данные были засекречены).

Со слов полковника А.Д. Константинова, ситуация на данном участке государственной границы вызревала и накалялась в течение длительного времени, еще с начала 60-х. Причем, с каждым годом число провокаций хунвэйбинов в отношении наших пограничников росло в геометрической прогрессии, достигая, порой, нескольких тысяч.

Его мнение вполне разделял и Глава нашей резидентуры в Китае генерал-майор Юрий Дроздов (позднее – начальник нелегальной разведки КГБ СССР), утверждавший, что руководству страны регулярно направлялись документально подтвержденные материалы о подготовке КНР к войне с северным соседом и развертывании у наших границ соответствующей инфраструктуры.

На IX съезде КПК Мао Цзэдун, определяя приоритеты внешнеполитического курса, открыто провозгласил лозунг «Крепить единство, готовиться к войне».

Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

Руководство нашей страны, уже по завершении конфликта, в духе воинственного соседа также приняло решение о развертывании на Дальнем Востоке 50 дивизий и начале строительства БАМа, как дублера Транссиба и важного логистического объекта в интересах, прежде всего, военного ведомства.

Негативную роль в раздувании конфликта, к сожалению, сыграли лично руководители стран-соседей – Л.И. Брежнев и Мао Цзэдун. Они будто состязались в неуступчивости и резких высказываниях на радость американцам, давно стремившихся вбить клин между прежними союзниками, а заодно вернуть Китай в зону своего влияния.

Публикации в газетах «Правда» и Жэньминь жибао, других центральных изданиях, пестревшие заголовками «Позор клике Мао», «Долой новых царей» и пр., доказывавших принадлежность Даманского (в китайской версии – Чжэньбао, т.е. «Драгоценный») именно своим государствам, лишь разжигали общий психоз. На пике конфликта дошло до угрозы применения ядерного оружия, что придало проблеме общемировой характер.

... А в это время граница, в частности, пограничная застава «Нижне--Михайловка» 57-го Иманского пограничного отряда, под командованием старшего лейтенанта Ивана Стрельникова, жила серыми, однообразными буднями. Территориальный спор с китайцами периодически обсуждался лишь на политзанятиях и политинформациях. Но и только!

Обстановка резко обострилась, когда большие группы хунвэйбинов, подогретые спиртным и наркотиками, стали выходить по льду Уссури на оспариваемую территорию и размахивая цитатниками Мао громко сыпать проклятиями в адрес советских пограничников.

Китайские хунвэйбины в районе о. Даманский.
Китайские хунвэйбины в районе о. Даманский.

Чтобы сдержать толпу, наши парни, скрестив руки в локтях и повернувшись к китайцам спинами просто дожидались пока схлынет «революционный пыл» нарушителей границы, а крепкий мороз вынудит их в очередной раз убраться восвояси. Линия поведения наших бойцов определялась строгим приказом командования - на провокации не поддаваться, вести себя корректно, сдержанно!

Так продолжалось неделю, месяц, два месяца... Подобная «тактика действий» наших военнослужащих незаметно вошла в привычку. Бдительность притупилась, а это всегда чревато...

В один из дней китайцы решили «подлить масла в огонь» и попытаться спровоцировать пограничников на жесткие ответные меры. Достали палки и ножи. Завязалась драка.

В последующем еще один участник тех событий Герой Советского Союза младший сержант Юрий Бабанский на встрече с курсантами погранучилища вспоминал так: «Меня перевели по службе на заставу «Нижне-Михайловка». Приезжаю, а там, кроме дежурного и повара – никого!

- Где народ, - интересуюсь?

- Да китайцев метелят, - отвечает спокойным тоном, как о чем-то привычном, дежурный по заставе Миша Гриднев. - В который раз нахрапом лезут через границу, угрожают, цитатниками размахивают...

- Мы поначалу думали, что «мужским разговором» все и ограничится, - откровенничал с нами Юрий Бабанский, - но, выходит, ошиблись».

2 марта 1969 года за спинами «мирных жителей» появились провокаторы с припрятанным оружием. Грянули автоматные очереди. С китайской стороны, с заранее подготовленных позиций, по нашему пограничному резерву, который возглавлял сержант Владимир Рабович, ударили пулеметы и минометы. Следом – залпы из гранатометов.

Тут-то и пролилась первая кровь. Погиб начальник заставы Иван Стрельников и семеро сопровождавших его пограничников. Мощному огневому удару подверглась другая группа военнослужащих заставы, действовавших в заслоне, сдерживавших натиск маоистов неподалеку.

Раненные пограничники.                                              Фото - из свободного доступа в Интернете.
Раненные пограничники. Фото - из свободного доступа в Интернете.

Вступили в бой резервы с нашей стороны, включая армейские. Грохот стрелкового оружия вскоре дополнился выстрелами из танковых орудий братьев-армейцев и наших крупнокалиберных пулеметов БТР-ров. Без согласования с Москвой (обстановка была чрезвычайной!) армейцы задействовали засекреченные на тот момент системы залпового огня БМ-21 «Град».

Значительно превосходящие нас числом силы китайских провокаторов были разгромлены, а остатки их резервов отступили.

Потери личного состава погранвойск стали большой трагедией для всей страны. Впрочем, со слов А.Д. Константинова, горечь утраты наших боевых товарищей вскоре переросло в чувство ненависти. Почему? Как выяснилось, тела наших убитых, раненых и захваченных в бессознательном состоянии военнослужащих китайцы кромсали штык-ножами, выкалывали глаза, уродовали до неузнаваемости. Проявленная с их стороны жестокость всех просто шокировала!

Почему об этом вспомнилось? Нас, будущих офицеров границы, всегда воспитывали в духе человеколюбия, гуманности к поверженному врагу. Мы обязаны были во всех случаях строго соблюдать международное законодательство по обращению с пленными, не «перегибать палку» даже в отношении ожесточенно отстреливающихся нарушителей границы.

После событий на острове Даманский, в общей системе воспитательных мероприятий Пограничных войск появилось новое требование – формировать в сознании воинов НЕНАВИСТЬ К ВРАГУ. Важно было помочь молодым бойцам преодолеть морально-психологический рубеж – уничтожения противника - в интересах общей победы. Это был непростой, но важный урок, который всем нам предстояло усвоить. (Подробнее – в книге полковника Алексея Малинского «Алые маки Арваза»).

Основываясь на собственном почти тридцатилетнем опыте службы, могу сказать, что чувство ненависти к врагу – несмотря на последовавшие Афган, Чечню, гражданские войны в постсоветских республиках - у большинства военнослужащих так и не укоренилось. Почему? Думаю, все дело в русском менталитете, системе воспитания, морально-нравственных убеждениях наших воинов - защитников Отечества, которые всегда воюют на стороне Добра, Справедливости, Законности. У которых гуманизм и сострадание к ближнему заложены на генетическом уровне. Хорошо это или плохо? Не знаю, не мне судить. Но мы такие!

56 лет минуло с тех пор, как остров Даманский умылся кровью с обеих сторон. Слава Богу, у наших политиков разум восторжествовал. Для всех наконец-то стало очевидным – международные законы о незыблемости границ, при всей их важности, писаны людьми и для людей. А вот стремительной реке Уссури человеческие законы не писаны. Она подмывает то российские, то китайские берега, образует новые острова и меняет до неузнаваемости облик старых, непрерывно меняет свой фарватер будто испытывая терпение государств-соседей. Так неужели на капризы Уссури или еще более стремительного и полноводного Амура каждый раз нужно реагировать силой оружия?

Китайские мудрецы и опытные воины любят повторять – выигран тот бой, которого удалось избежать. Золотые слова! Как здорово, что они положены в основу наших нынешних межгосударственных отношений с Китаем. Отошедший к нашему соседу в 1991 году остров Даманский завершил серию трудных переговоров, погасил фитиль войны, грозившей взорвать огромный дальневосточный регион. Жаль, неимоверно высокой ценой! Ценой глупости и недальновидности политиков, оценивших собственные амбиции выше человеческих жизней.

-5

15 марта в нашей стране состоятся торжественные мероприятия, посвященные Памяти героев Даманского, всех пограничников, погибших при охране и защите государственных рубежей страны.

Давайте возложим к могилам павших алые гвоздики, по-христиански помянем наших воинов и задумаемся: и над величием подвигов, и над допущенными ошибками.

Пусть наши отношения с соседями будут только мирными и братскими!