Мы «Обломки ДЕРЖАВЫ», которой не стало.
РОДИНА наша – СССР.
Мы СОВЕТСКИЙ НАРОД, нам скулить не пристало.
Нас не сломит никто! Ни нувориш, ни «сэр».
📖 «Обломки ДЕРЖАВЫ» 📖
Весь цикл рассказов 👉 «Леший» 👈
⭐ Первая офицерская полевая
Первую свою полевую офицерскую форму курсанты-выпускники военно-учебных заведений получали перед госэкзаменами. Это было полушерстяное обмундирование, состоящее из брюк-галифе, идентичных с повседневной формой и кителя закрытого типа, застегивающегося под подбородок, на который в обязательном порядке надевалось снаряжение – офицерский ремень с портупеей и кобурой под ПМ. И хромовые сапоги (к полевой форме полагались юфтевые, но их получали уже в войсках).
Получил такую форму и Леший. Курсантской традицией было сразу нашивать на эту форму лейтенантские погоны. А так как в ней приходилось ходить ещё несколько дней курсантом, курсантские погоны распарывались и нашивались поверх офицерских погон. Точнее, курсантский погон наживлялся примерно как подворотничок, несколькими стяжками. После сдачи госэкзаменов курсантские погоны аккуратно отпарывались, и миру являлось огромное количество лейтенантов, передвигающихся по летнему лагерю строем.
В отличие от парадной и повседневной формы, которые шили на заказ на каждого выпускника, полевая форма выдавалась по размеру. Некоторые сразу ушивали её по фигуре. Но наиболее дальновидные, смотрящие в будущее и думающие хотя бы на пару ходов вперёд, этого не делали. Понимали, что служить придётся не в идеальных условиях Московского асфальта и паркетного пола, а в далёкой глубокой провинции, докуда иногда «только вертолётом можно долететь».
Распределение
Обычно при распределении место службы себе могли выбирать только отличники. Но в батальоне майора Романова А.А. выбрать своё место службы мог любой курсант. Анатолий Александрович составил список из нескольких регионов, один из которых каждый курсант (даже самый зашкварный) мог выбрать себе сам. Достаточно было вписать собственноручно свою фамилию в список, который лежал в классе группы. На выбор были: Волго-Вятская зона, Северо-Западная зона, Тбилиси (там формировался новый оперативный полк, но мы тогда не знали этого), Чачкара. Так как Леший жил и учился в Волго-Вятской зоне, Северо-Западная зона изобиловала болотами, и ему ни туда, ни сюда не хотелось, выбор был между Тбилиси и Чачкарой. Этот самый выбор пал на Чачкару, так как в том регионе, в одном из областных центров жила одноклассница Лешего, с которой у него были романтические отношения.
Стрельбище
Приезд, распределение, первые дни жизни в новом регионе в новом ранге – всё это отдельная тема для отдельного рассказа. Сегодняшнее же повествование начнём с одного из первых выездов Лешего на стрельбище.
Стрельбище части находилось на 3333 км от Москвы и в 34 км от Чачкары, если считать по железной дороге. Столб именно со знаком «3333» обозначал платформу, рядом с которым находилось стрельбище нескольких частей внутренних войск столичного гарнизона. Территориально стрельбище находилось на территории соседней Республики Савостан.
До стрельбища добирались двумя способами. Первый – на автомобилях. Таким способом чаще всего возили на занятия офицеров и прапорщиков, да ещё отправляли на учебный пункт (который проводился как раз на стрельбище) новобранцев. Второй – на пригородном поезде, который ходил как электричка в центральной полосе России, но тянул его обычный локомотив и выглядел он как что-то из фильмов о Великой Отечественной войне. Но свою функцию он достойно выполнял, курсируя между Чачкарой и «Красной палкой» (КараАгач).
От части до станции расстояние в пару километров преодолевалось небольшим марш-броском, на вокзале подразделения загружались в вагон и следовали до 3333 километра. Иногда, для взбадривания личного состава, один из отстающих взводов или вся рота высаживалась на одну станцию раньше. И подразделение совершало марш-бросок километра три – четыре по пересечённой местности. Нештатный взвод спецназначения делал это при каждом выезде.
А местность эта – бескрайняя степь песочного цвета, поросшая верблюжьей колючкой. Взгляду не за что зацепиться, ибо до самого горизонта не видно ни одного деревца, да даже приличных кустов нет. Только периодически взгляд упирается в двугорбого верблюда, либо на летящую с огромной скоростью катушку перекати-поля.
Обстановка
Август… Температура зашкаливает далеко за + 35˚С. От солнца можно укрыться только в тени стрельбищной вышки. Полушерстяная полевая офицерская форма, в которой и зимой не особенно холодно – самое то для полевых занятий. За пару дней таких упражнений успеваешь скинуть килограммчиков пять. Самое поразительное. По вещевой норме хлопчатобумажное обмундирование офицер может получить на складе. Но только вместо полушерстяного. А срок носки п/ш офицерского полевого обмундирования 2 года (2 года, бро!). Хлопчатобумажного 1 год, а полушерстяного – 2 года. Вот такой парадокс. Будто бы эта форма будет эксплуатироваться в разных условиях.
Так что выпускникам военно-учебных заведений, прибывшим на службу в район с жарким или особо жарким климатом (кстати, за это была доплата к зарплате, кажется, 16%), в ближайшие 2 года хлопчатобумажная форма была НЕ ПОЛОЖЕНА ПО НОРМЕ. Вот и выкручивались офицеры, как могли. Кто-то покупал у вороватых: начальника вещевой службы, начальника вещевого склада, старшин рот. Леший не мог себе позволить поддерживать ворюг и пошёл другим путём. Он получил у старшины роты списанное х/б обмундирование, которое хранилось в роте под наименованием «ветошь», но имело вполне нормальный вид, отстирал его с какими-то рекомендованными старожилами этих мест травами, и получилась отличная летняя полевая форма на ближайшие 2 года. Потом-то можно будет новую получить. ХэБэ Лешему досталось после солдатика – писаря штаба дивизии (находящейся на одной территории с полком), который и на стрельбище-то ни разу не был, потому что был хорошим чертёжником и был востребован не только днём, но частенько и ночью. Так что форма сохранилась очень хорошо.
Но вся эта суета с х/б будет позже, много позже… А во время первых полевых выходов на стрельбище приходилось «преодолевать тяготы и лишения воинской службы», «парясь» в полушерстяном обмундировании и полушерстяной же фуражке.
👀 Кстати, вместо п/ш офицер мог получить х/б обмундирование, а вот панама, в которой ходили все военнослужащие срочной службы, ему была не положена от слова «совсем». Только полевая офицерская фуражка! Это, наверно, для того, чтобы снайперу легче было отличить офицера от рядового
Стрельбы
Старшим руководителем стрельб, как правило, назначается лицо командования части. Чаще всего таким лицом становится Первый заместитель командира полка, именно он отвечает за боевую подготовку военнослужащих, подразделений и части в целом. Вот и в этот раз руководил стрельбами Первый заместитель командира полка подполковник Федотов. Странноватая личность, зато окончивший Академию Фрунзе, называемый за глаза не иначе как «Отец Федот». Это прозвище подходило ему как нельзя кстати. Он, действительно, напоминал сельского попа с торчащим из-под рясы (у «Отца Федота» из-под снаряжения) животиком. Постоянно бормотавшего себе что-то под нос. Про него ходило в полку много анекдотов. Вот один из них.
Жил Федотов в доме, где много квартир было выделено офицерам полка. Дом так и прозвали «офицерский». За подполковником каждое утро приезжала служебная машина. И один особо хитрый лейтенант, из молодых, решил «упасть ему на хвост». Когда Федотов садился в машину, лейтенант подбежал, как будто запыхавшись, держа фуражку в руке, обратился: «Товарищ подполковник, разрешите с Вами?» Тот кивнул: «Садись!» и подвёз офицера до части. На следующий день, не будь дурак, лейтенант подбежал к подполковнику Федотову: «Товарищ подполковник, разрешите с вами?» Федотов ответил: «Что ж, пойдём!». И махнул рукой водителю, чтобы тот ехал в часть. А лейтенанту пришлось семенить за подполковником все пять километров до части. Надо сказать, что несмотря на все странности подполковника, «крейсерская скорость» ходьбы у него была будь здоров. Ходил он широко и быстро, несмотря на своё объёмное пузцо.
Стрельбище, точнее его назвать, учебный центр, состоял из стрельбищ четырёх воинских частей внутренних войск столичного гарнизона. Эти части по графику по очереди выставляли оцепление со стороны степи, в которую была направлена «директриса стрельбы». В этот раз была очередь выставлять оцепление полку подполковника Федотова. На дальний наблюдательный пост был назначен заместитель командира первого взвода роты, в которой служил Леший, с двумя солдатами. Подполковник Федотов проинструктировал оцепление (три поста), выдал им радиостанции и отправил к местам несения службы.
Путь к дальнему посту лежал за холмами, в сторону которых велась стрельба на всех четырёх стрельбищах. Расстояние до дальнего поста составляло километра полтора. Пока оцепление не было выставлено, стрельбы ни в одной из частей не начинали.
Первый свист крупного калибра
Оцепление прибыло на наблюдательные посты, доложили по радиостанции о прибытии на место. Начались стрельбы. Взвод Лешего отстрелялся, весь личный состав роты пообедал и готовился к ночным стрельбам. Солнце село. Смеркалось. Наступила долгожданная «прохлада» (+30˚С). Вернулось ближнее оцепление. А дальнего всё нет и нет. И связь с ними пропала. Видимо, села батарея (о плохом никто старался не думать). Скоро должны были начаться ночные стрельбы на всех четырёх стрельбищах, а путь с поста наблюдения назад пролегал как раз на направлении стрельбы трёх частей. Тогда подполковник Федотов принимает решение – отправить посыльного за составом дальнего поста. Выбор пал на лейтенанта Лешего. Он на тот момент, пожалуй, был самым подготовленным офицером. Только что из ВВУЗа, физическая подготовка на высоком уровне. Ему пробежать «трёшку» (полтора км туда, полтора назад) как «два байта переслать» (правда, в то время говорили несколько по-другому, про байты-то ещё ничего не знали).
Леший, конечно, никогда не был на этом наблюдательном пункте, и найти его в темноте (а в степи темнеет резко, как будто свет выключили, через несколько минут, как только село солнце) было затруднительно. Ему как смогли, на пальцах объяснили, где находится пост и как до него добраться. Хорошо, по старой курсантской привычке, Леший всегда носил с собой фонарик (в летнем лагере военного ВУЗа, где он учился, освещения особого не было и ночью в туалет приходилось бежать метров за 300 в темноте). Он снял снаряжение с пистолетом, командирскую сумку, фуражку - всё передал командиру соседнего взвода, и побежал.
Леший пробежал через полковое стрельбище, перевалил через холм, повернул направо, и по полевой дороге побежал вдоль гряды холмов в сторону наблюдательного поста, периодически подсвечивая себе фонариком. Кто был в среднеазиатской степи, знает, что полевые дороги скапливают огромное количество теплой пыли глубиной сантиметров до двадцати. Но Леший продолжал бежать по дороге, утопая сапогами по щиколотку, поднимая за собой клубы мелкодисперсной пыли. Ведь по верблюжьей колючке бежать в темноте было вообще не возможно – ноги постоянно цеплялись, вероятность упасть была запредельная. А шипы этой колючки длиной 2-3 см. Сесть на этого «ежа» особенно не улыбалось.
И тут начался ад… Со стороны стрельбища вдруг послышалась громкая стрельба – это на соседнем стрельбище начались ночные стрельбы из бронетранспортёров. Громкий «рокот» крупнокалиберного КПВТ со стрельбой из обычного стрелкового оружия спутать трудно. И началось… Если пули стрелкового оружия издают свист, то крупнокалиберные, соприкасаясь с землёй, визжат, как циркулярная пила на лесопилке или поросёнок, которого собираются резать. Леший с самого начала стрельбы попал в «эпицентр». То там, то здесь, в нескольких метрах от него пули «плюхались», поднимая фонтаны пыли, на дорогу. Одна из них прошла совсем рядом впереди – метрах в 2-3 от Лешего. В небо над холмом взмывали светящиеся полосы трассеров, рикошет у которых абсолютно не предсказуем.
Леший продолжал бежать, понимая, что в зоне стрельбы находиться нужно как можно меньше. В мозгу билась только одна мысль: «Как же я поведу солдат через этот ад? Надо будет что-то придумать». Через пару минут ад остался за спиной – Лешему удалось выбежать из зоны стрельбы бронетранспортёров. Но не всё оказалось так просто – началось стрельбище ещё одной части. Здесь стреляли из автоматов, скорее всего, из АК-74. Пули уже летели значительно реже, издавая резкий высокий звук сверления зубов…
Но удалось преодолеть и этот участок. Как только свист пуль остался за спиной, Леший увидел шалашик – как ему и описывали. Это и был наблюдательный пост, к которому он так стремился. Но на посту никого не было… И по дороге сюда никто не встретился… «Думай, думай, куда они могли деться…». На ум пришло только то, что наблюдатели ушли отсюда другой дорогой, которую, возможно, знали. Сержант Магомедов ездит на стрельбище уже два года и знает эти места вдоль и поперёк. А вот Леший другой дороги не знал. И возвращаться назад придётся той же дорогой. Ведь там ждут и волнуются, теперь уже, наверно, за него.
Обратный путь
Леший побежал в обратный путь. Где-то далеко впереди продолжалась стрельба, а на его пути была тишина – видимо менялись смены стрелков и наводчиков пулемётов. Вдруг одновременно стрельба началась спереди и сзади. Спереди «басили» БэТэРы, сзади «трещали» автоматы. Леший находился, видимо, между стрельбищами двух частей. Он решил переждать несколько минут – ведь расчёт закончит стрельбу и будет происходить смена наводчиков – вот в это время он и пробежит это опасное место. Вдруг наступила тишина… Стрельба прекратилась везде одновременно. «Оп-па, кажется, подняли белый флаг», - подумал Леший, и рванул, что есть сил. Стрелять можно, пока на вышке красный флаг, ночью – фонарь красного цвета, это сигнал «Огонь!». А вот если поднимают белый флаг или ночью зажигают белый фонарь – необходимо немедленно прекратить стрельбу. Команда «Отбой», видимо, последовала по всем частям. И исходила она, скорее всего, от большого начальника…
⭐ Первый заместитель командира дивизии
Как узнал Леший в последствии, так и было. Контрольные ночные стрельбы из бронетранспортёров в оперативном батальоне проводил Первый заместитель командира дивизии, легендарный полковник Кантемиров Георгий Магометович, называемый офицерами между собой «Жора Кантемиров». Описание этой колоритной личности – тема отдельного повествования. И Автор обязательно напишет про этого выдающегося человека. (Посмотрел, оказывается, про Кантемирова Г.М. даже статьи в Википедии нет, обязательно займусь этим, народ должен знать своих героев).
Так вот, минут через 7 после того, как Леший убежал на дальний пост, личный состав этого поста прибыл к подполковнику Федотову и старший доложил, что наряд прибыл на место дислокации без происшествий. Аккумулятор радиостанции разрядился, поэтому связи не было. Они снялись с места, как только начало темнеть. Пошли они не за холмами, а вдоль стрельбища вышли сначала к посёлку, а потом вдоль позиций стрельбища вернулись в расположение. Этот путь безопаснее, но гораздо длиннее. Поэтому они так долго возвращались. У Федотова слегка отлегло от сердца.
И тут началась стрельба из БТР на соседнем стрельбище. Федотова как будто кипятком ошпарили – он забегал и буквально стал «рвать волосы на …» пятой точке. Он пошёл (да нет, поскакал) своей летящей походкой мимо позиций роты к стоянке машин. Прыгнул в УАЗик и куда-то рванул.
Как потом оказалось, он поехал доложить о случившемся полковнику Кантемирову Г.М. Пока он доехал и излагал обстоятельства, Леший успел добежать до поста и вернуться почти до середины стрельбища. Замкомдива тут же приказал прекратить огонь для всех частей. Что и лицезрел Леший, пока пережидал между стрельбищами.
Добежав до своего стрельбища, Леший увидел подполковника Федотова, ходящего туда-сюда перед строем офицеров и прапорщиков полка, находящихся на стрельбище и что-то им вещал. Леший за несколько шагов до подполковника перешёл на строевой шаг, подошёл и доложил: «Товарищ подполковник, Ваше приказание выполнено, личного состава на посту не обнаружено…». При появлении из темноты Лешего в строю раздался радостный вздох облегчения «Фууух». Никому не улыбалось ночью прочёсывать степь в поисках человека. Да и в каком ещё состоянии он обнаружится. Да и обнаружится ли. Тут год назад был случай, два сержанта из учебного полка (полк расположен прямо рядом со стрельбищем) пошли ночью в самоволку в соседнюю деревню, только с пути сбились и ушли не в ту сторону. Решили вернуться, повернули назад. Оказалось, совсем не в том направлении. Так и шли всю ночь. Только через двое суток пастухи в степи случайно на них наткнулись. В 37 км от части. Хорошо у сержантов с собой фляжки с водой были. Госпиталем отделались.
Федотов быстро сгрёб в охапку Лешего, запихнул его в машину и отвёз на КП полковника Кантемирова Г.М. Федотов зашёл и доложил, что лейтенант вернулся. Леший представился: «Лейтенант Леший». Полковник выдохнул: «Живой…», подошёл, поздоровался за руку. Он отпустил Федотова, дал команду «Огонь!» частям и внимательно выслушал подробный доклад Лешего. Напоил лейтенанта чаем, больше напоминавшим зековский «Купец», который Лешему доводилось попробовать на курсантских стажировках в конвойных частях. А напоследок сказал: «Леший, не будь таким, как Отец Федот. Я в тебя верю.» И похлопал по плечу своей здоровенной ладонью-лопатой. Или, может, Лешему тогда показалось, что рука у полковника огромная. Уж очень много легенд ходило про легендарного «Жору».
Случилось это 29 августа 1984 года. С тех пор для Лешего этот день – второй день рождения. Этот день по странному стечению обстоятельств совпал с Днём подразделений специального назначения внутренних войск. Но Леший об этом пока ещё не знал.
Леший тогда решил обязательно дослужить до заместителя командира полка. И не быть как «Отец Федот». А думать на несколько шагов вперёд и беречь подчинённых.
Через несколько дней из полка переводился командир нештатного взвода спецназначения лейтенант Смешной. Его взвод, по личному распоряжению полковника Кантемирова Г.М., был передан под командование лейтенанта Лешего. Так и прокомандовал Леший 5 лет взводом спецназначения. Хотя и не штатным. Два года здесь, а три года в другой воинской части.
Продолжение следует…
⭐ Если вам понравилась статья, все работы автора здесь 👇👇👇
📅 26.06.2025 ✒ WaldSchat
🔰 Комментарии, содержащие ненормативную лексику и оскорбления, удаляются, а авторы блокируются. Комментарии авторов канала «Обломки ДЕРЖАВЫ» заблокированы цензурой