Найти в Дзене

Ученик широко известного в слишком узких кругах писаки

Ничего не предвещало беды, ну кроме палеолитных бабок, полирующих свои пятые точки на лавочке у подъезда, что окатили меня порцией социального осуждения. Ни за что. Просто так. Сегодня не было настроения стропаться с ними, ибо весеннее солнце радовало глаз. Знаете, когда птички поют ещё и в душе. Я упал на лавочку на детской площадке и закурил. Так, стоп! Что за осуждения? Поясню. Здесь ребятишек не было уже лет двадцать, ибо торчащая из ржавых каруселей арматура привлекала бы меня в бурной молодости. Современные детишки с их новыми площадками зажрались настолько, что им уже и сие неинтересно. Они просто втыкают в мобилы, когда вокруг игровой рай. Ох, уж это поколение альфа. Что будет, когда они вырастут? Надеюсь, я не доживу до сего момента. Сижу, никого не трогаю, гоняю безмятежные мысли, а тут объявляется предо мной обморок. Честное слово, приведение. Длинный, как палка. Бледный. С кругами под глазами. —Здравствуйте, а вы — Виталий Штольман? — Нет. — Ну вы же... — Чего я же? — Штоль

Ничего не предвещало беды, ну кроме палеолитных бабок, полирующих свои пятые точки на лавочке у подъезда, что окатили меня порцией социального осуждения. Ни за что. Просто так. Сегодня не было настроения стропаться с ними, ибо весеннее солнце радовало глаз. Знаете, когда птички поют ещё и в душе.

Я упал на лавочку на детской площадке и закурил. Так, стоп! Что за осуждения? Поясню. Здесь ребятишек не было уже лет двадцать, ибо торчащая из ржавых каруселей арматура привлекала бы меня в бурной молодости. Современные детишки с их новыми площадками зажрались настолько, что им уже и сие неинтересно. Они просто втыкают в мобилы, когда вокруг игровой рай. Ох, уж это поколение альфа. Что будет, когда они вырастут? Надеюсь, я не доживу до сего момента.

Сижу, никого не трогаю, гоняю безмятежные мысли, а тут объявляется предо мной обморок. Честное слово, приведение. Длинный, как палка. Бледный. С кругами под глазами.

—Здравствуйте, а вы — Виталий Штольман?

— Нет.

— Ну вы же...

— Чего я же?

— Штольман.

— А чего тебе от него надо? Опять денег задолжал кому? Если да, то я его сто лет не видел, мигрировал, наверно, в Сенегал.

— Какие деньги? Я — ваш фанат.

— Я курю сижу. Не думаю, что это повод для восхищения.

— Ну признайтесь, вы же — Виталий Александрович?

— Ты, как налоговая ей богу.

— Подпишите книгу, пожалуйста, — обморок протянул мое творение, чем растопил сердце.

— Ладно, давай.

— Я так и знал, что это вы.

— Ручка есть?

— Блин, нет.

— Пришел за автографом без ручки, ну ты даёшь.

— Я до магазина сейчас сбегаю.

— Да, погоди ты. Зоя Львовна, — заорал я в адрес палеолита на лавке, — у вас ручки не найдется?

В ответ тишина.

— Видал, какой социум? Делают вид, что не слышат. Шурши к ним, у них сто процентов есть ручка, они сканвордами борются с деменцией.

— Это я мигом.

— Будь ласковее.

— Как уж получится...

Бабки посла не оценили, окрестив его прохиндеем, проходимцем и ещё кем-то. Не все расслышал. Вернулся он в настроенных чувствах.

— Может до магазина сходим? — вздыхая, выдал расстроенный паренёк.

— Зачем?

— За ручкой.

— Не охота.

— Ну, я сгоняю, вы подождёте?

— Ты барышня писанная, чтоб я тебя ждал? Вот если б ты пивка вцепил, другое дело. Знаешь, как душа требует чего-то холодненького и пенного?

— Я понял, я мигом.

— И рыбки ещё какой-нибудь, — крикнул я ему вслед.

Закурил ещё. Как же удивительна всё-таки жизнь. Минут через десять объявился обморок с ручкой и двумя полторашками разливного.

— А рыбку чего не взял? — взявшись за ручку, возмутился я.

— А надо было?

— Я ж говорил.

— Простите, не услышал.

— Не услышал он.

Роспись дешёвой шариковой ручки предала форзацу книги авторского изящества под звуки шипения открывающейся бутылки и горгулий с лавочки.

Зоя Львовна не выдержала наглости распития на детской площадке, даже учитывая ее забвение, пошла в атаку. От скандальных эпитетов пиво встало в горле, отчего пришлось совершить тактическое отступление в район гаражного кооператива.

— Виталий, я восхищен вашим творчеством, — начал издалека добытчик.

— Так, давай-ка "на ты", я ж не барин какой.

— Хорошо.

— Ну и...

— А можно я стану твоим учеником?

— Чего-о-о-о? — смех было не удержать минут десять, аж до слез.

— Меня Сеней звать, если что. И я серьезно хочу стать мастером социальной прозы.

— Меня, ты сейчас серьезно? Ну, вот прям серьезно? Социальной прозы?

— Ну да, — без доли сомнения рапортовал Сеня.

— И ты пришел ко мне? К никому не известному писаке?

— Ну да.

— Чтоб учиться?

— Ну да.

— Умеет удивлять жизнь. Ты посмотри на меня, какой из меня учитель?

— Мне нравится, что ты делаешь. Мастерство налицо.

— Какое мастерство?

— О, Виталя, — нарисовался Аркадьич, местный водила, живущий полной жизнью в яме под своим корытом и злоупотребляющий продуктами винодельческого хобби из фруктов, дарованных землей где-то под Луховицами, — здорово! Похмеляемся?

— А то!

— Ардкадьич! — тот протянул руку моему компаньону.

— А вы правда тот самый Аркадьич? — восхитился паренёк.

— Чего?

— Из рассказов и повестей великого Штольмана.

— Виталя, это кто вообще?

— Преданные поклонники моего творчества.

— А-а-а-а, да-да. Тот самый. А что?

— Никогда бы не подумал, что вы действительно существуете.

— Как видишь.

— А винишко ваше Луховицкое тоже существует?

— Хочешь попробовать?

— Конечно, это же легендарно.

— Аркадьич, не обращай внимания, у человека дофаминовый перебор.

— 200 рублей за литр.

— Согласен.

— Аркадьич, ты что обалдел? Я не буду платить за твою экспериментальную жижу.

— Это твоя писанина — экспериментальная жижа, — разнервничался мужичок.

— У меня есть тысяча! — прекратил спор Сеня.

— Ты мне уже нравишься, пацан! — резко раздобрел хозяин винодельни, — Пойдем, покажу тебе врата в Нарнию.

— Э-э-э-э, я с вами! — негодование поперло из меня.

— Кто не платит, тот не пьет.

— Я вообще-то его наставник, понял?

— Чего-о-о-о?

— Сеня, подтверди!

— Ты правда научишь меня?

— Ну ты ж напоишь меня?

— Безусловно.

— Слыхал, Ардкадьич?

— Ладно, пошли.

Красная облезлая дверь со скрипом отворилась и открыла путь жаждущих к запасам адепта Диониса. И полилось масло по ржавым трубам человеческих страданий. Аркадьич ныл за пробитую прокладку под головкой блока цилиндров, Виталя традиционно о непризнании его гения, а Сенька о том, что его не берет вино.

— Ветер веет с юга, — заорал я, поняв, что пришло время матерных творений Есенина.

— Начало-о-о-о-ось, — завыл Аркадьич, — ну не надо!

— Ты что-то имеешь против серебряного века?

— Ничего не имею, но ты только один стих постоянно цитируешь, он у меня уже в печенках сидит.

— Что помню, то и цитирую!

— Давай что-то новенькое!

— Сеня, наливай. Ты-то надеюсь, понимаешь меня.

Паренёк задорно закивал гривой и молниеносно наполнил стаканы из трёхлитровой банки.

— Задание первое. Сначала ты пишешь просто, а затем начинаешь усложнять. Зачем? Любовь к внутренним страданиям? Своим? Героев? Читателей? Всех сразу?

— Мне ответить надо?

— Ну да. Ты ж хотел познаний. Вот отвечай.

— Я не знаю.

— Подумай на досуге, потом расскажешь, чего надумал.

— Достоевщина?

— Возможно. Подумай ещё.

— Почему по-пьяни у всех открывается полет мысли? — Аркадьич озвучил тревожащий себя вопрос.

— А это, Сеня, задание номер два. Смотри, какой у тебя мастер-класс.

— А почему только вопросы? Где теория?

— Мое дело — направить тебя, ответы ты должен найти сам, — взгляд мой переключился на висевшее на стене ружье. — Аркадьич, а давно тут ружье висит?

— Всегда.

— Ого, вот смотрю я на ружье, оно висит на стене, Чехов сказал бы, что выстрелит в этом году. Сомневаюсь, ибо патроны Аркадьич пропил ещё в прошлом.

— Ничего я не пропил.

— Пропил-пропил, — я подскочил, сорвав ружье со стены, проверил дуло.

— Виталя, повесь, где висело, от греха подальше.

— Ничего. Точно не выстрелит. Но голову кому-нибудь разобьет. Приклад хороший. Крепкий. Сеня, задание третье, это по-чеховски?

— Не думаю.

— А вот зря, ещё как по-чеховски.

— Сеня, ты что-то пишешь вообще?

— Пытаюсь, выходит плохо.

— Материшься?

— Да не особо.

— А вот тут не стоит мелочиться, ибо мат — часть русского языка. Ты плохой литератор, если боишься острого словца.

— Я не боюсь.

— Ну вот.

— Давайте о чем-то житейском поболтаем, — негодовал Аркадьич.

— Обыденность убивает вкус к жизни.

— Бедность убивает вкус к жизни.

— Чёртовы гедонисты, как вы у меня в печенках сидите.

— Ну вот ты такой весь умник и дальше что?

— Видишь, Сеня, поговорить не с кем по душам, вернее нет людей, с которыми можно б было поговорить по душам.

— Ах, ты ж сволочь! — Аркадьич бросил в меня пустой банкой, благо промазал, стекло при ударе о стену разлетелось вдребезги.

— По душам, значит, со мной не поговорить? Валите отсюда, пока я за кардан не взялся.

Есть битвы, о которых никто не расскажет по телевизору. О подвиге этих людей не узнает никто. Они сделали все, что могли и победили. Гаражное быдло было повержено творцом и его падаваном, правда, пришлось покинуть райский уголок. Заходящее весеннее солнце приятно било по глазам и намекало на продолжение праздника души.

— Сеня, есть деньги?

— Есть, а что?

— Может продолжим урок под коньячные ветры?

— Ты же писал, что стал меньше пить.

— Иногда стоит разрушать границы, чтоб обрести что-то новое.

— Мне кажется, что ты меня разводишь.

— Знания стоят денег.

— Ты пока только вопросы задаешь…

— Не все люди отличаются нравственностью.

— Коньяк будет или нет?

— Да, будет-будет.

Нотками Дербента заиграла жизнь на детской площадке. Судьи с лавки переместили свои телеса к телевизору для просмотра слезливых сериалов, потому осуждение по поводу нравственной порчи места исчезло. Стало приятнее даже дышать. Полная луна пробивалась меж перистых облаков. Это было настолько красиво, что я почувствовал ее магию. Хотелось завыть...

— Жизнь, Сеня, научила людей быть скрытными. Излишняя откровенность частенько может выйти боком. В мире всеобщих тайн не любили болтливых, они выделялись и казались, нет, не смельчаками, что готовы к любым ударам судьбы, а балаболами, метающими бисер пред обществом, пытаясь выдать себя за того, кем не является, то есть угроза человечеству в нарушении стабильности.

— Это сейчас глубоко было.

— Разливай, философ.

Я закурил.

— Ты не куришь?

— Нет.

— Вот и правильно. Все это от лукавого, — я задумался и добавил, — Вот тебе ещё одно откровение из жизни писаки: я оживаю лишь на час, когда пишу. Жизнь обретает цвет, все остальное время она сера.

— Ты, получается, мертв?

— Мертвее некуда, мой друг. Лови момент. Гонимый идеей творец способен на многое.

— Я знаю, чувствовал однажды.

— Искать вход в портал — важное дело каждого писаки.

— И получается?

— Ты ждёшь лета, ждёшь, а вокруг полярный круг. Надежда на цветы лишь глупость, застрявшая в больной фантазии, но ты всё ещё ждёшь, надеешься... Люди, не покидающие дивана, ждут, когда же сбудутся их мечты.

— Ну вот я встал, я здесь.

— И значит ты уже лучше масс, но помни, что, когда занавес опускается, зрители восторженно расходятся, обсуждая сюжет и игру актеров. Последние же спешат в душ, чтобы снять осточертевшие портки, и надеются попасть в метро до закрытия.

— Как у Золушки после двенадцати?

— Вижу потенциал в тебе! Наливай давай, чего сидишь?

— Я что-то уже посинел.

— А тебе потом куда?

— В Раменское.

— На собаке?

— На собаке.

— До станции проводить?

— Да я сам.

— По этой и на ход ноги?

— По полстакана получится.

— Так шире шаг, чтоб был.

— Упаду.

— Не упадешь.

Творцы опустошили тару, наполнили и снова опустошили.

— Спасибо тебе, Виталь.

— Доброту забывают лишь твapи.

— Чего?

— Как много их вокруг, будь внимательнее.

— Я как-нибудь ещё заеду?

— Заезжай.

Сенька синей походкой отправился во тьму. Я закурил.

— Это ж надо? Ко мне уже как к мудрецу за знаниями ходят. Дожили, Виталий Александрович. Ты широко известен в слишком узких кругах. Что за бред величия? Нужно разрушить все созданное мной, ибо оно не имеет право на жизнь.