Найти в Дзене

С модой наперегонки. Мода ар-деко

Мода стремительных двадцатых уже стала классикой, социальная и техническая революция, изменившая крой и силуэт, женскую пластику и жизненную позицию, художественные формы модернизма и сегодня, спустя сто лет, по сравнению с прошлыми десятилетиями, кажутся авангардными. В Государственном Эрмитаже до 7 сентября проходит чудесная выставка "Упакованные грёзы. Мода ар-деко из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева". Выставка посвящена моде и культурному контексту 1920-х - начала 1930-х годов. А мне, гуляя по выставке, вспомнились женские литературные образы. Воплощение современности в мире подчинения многовековым традициям - Флёр Форсайт. "Нет, Флер не вертихвостка, не какая-нибудь разбитная, невоспитанная девчонка. Но все же она отчаянно своенравна, жизнерадостна и, кажется, твердо решила наслаждаться жизнью. Наслаждаться! Это слово не вызывало у Сомса пуританского ужаса; оно вызывало ужас, отвечавший его темпераменту. Сомс всегда боялся наслаждаться сегодняшним

Мода стремительных двадцатых уже стала классикой, социальная и техническая революция, изменившая крой и силуэт, женскую пластику и жизненную позицию, художественные формы модернизма и сегодня, спустя сто лет, по сравнению с прошлыми десятилетиями, кажутся авангардными.

В Государственном Эрмитаже до 7 сентября проходит чудесная выставка "Упакованные грёзы. Мода ар-деко из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева". Выставка посвящена моде и культурному контексту 1920-х - начала 1930-х годов. А мне, гуляя по выставке, вспомнились женские литературные образы.

Воплощение современности в мире подчинения многовековым традициям - Флёр Форсайт.

"Нет, Флер не вертихвостка, не какая-нибудь разбитная, невоспитанная девчонка. Но все же она отчаянно своенравна, жизнерадостна и, кажется, твердо решила наслаждаться жизнью. Наслаждаться! Это слово не вызывало у Сомса пуританского ужаса; оно вызывало ужас, отвечавший его темпераменту. Сомс всегда боялся наслаждаться сегодняшним днем из страха, что меньше останется наслаждений на завтра. И его пугало сознание, что дочь его лишена этой бережливости. Это явствовало даже из того, как она сидит в кресле — сидит, отдавшись мечтам, — сам он никогда не отдавался мечтам: из этого ничего не извлечешь, — и откуда это у Флер?"
Экспозиция "Упакованные грёзы". Фото автора
Экспозиция "Упакованные грёзы". Фото автора

Впрочем, так ли изменился человек?

"После выхода в свет своего романа Холли стала членом «Клуба 1930 года», Провела ее туда Флер; и теперь, наезжая в Лондон, она изучала в своем клубе современность. Современность — это быстрота и больше ничего. Те, кто ругает ее, пусть бы лучше ругали телефон, радио, аэропланы и закусочные на каждом углу. Под этой внешней оболочкой скорости современность стара. Женщины не так много надевали на себя, когда выходили первые романы Джейн Остин".

Мода циклична, а дизайнеры ар-деко использовали формы античности и классицизма, цитировал костюм Японии и Китая.

Ну и не забудем Эллочку-людоедку как воплощение китча. Забавна, но как хороша!

"Утро другого дня застало Эллочку в парикмахерской. Здесь Эллочка потеряла прекрасную черную косу и перекрасила волосы в рыжий цвет. Затем удалось подняться еще на одну ступеньку той лестницы, которая приближала Эллочку к сияющему раю, где прогуливаются дочки миллиардеров, не годящиеся домашней хозяйке Щукиной даже в подметки: по рабкредиту была куплена собачья шкура, изображавшая выхухоль. Она была употреблена на отделку вечернего туалета. Мистер Щукин, давно лелеявший мечту о покупке новой чертежной доски, несколько приуныл. Платье, отороченное собакой, нанесло заносчивой Вандербильдихе первый меткий удар. Потом гордой американке были нанесены три удара подряд. Эллочка приобрела у домашнего скорняка Фимочки Собак шиншилловый палантин (русский заяц, умерщвленный в Тульской губернии), завела себе голубиную шляпу из аргентинского фетра и перешила новый пиджак мужа в модный дамский жилет. Миллиардерша покачнулась, но ее, как видно, спас любвеобильный papa – Вандербильд. Очередной номер журнала мод заключал в себе портреты проклятой соперницы в четырех видах: 1) в черно-бурых лисах, 2) с бриллиантовой звездой на лбу, 3) в авиационном костюме – высокие лаковые сапожки, тончайшая зеленая куртка испанской кожи и перчатки, раструбы которых были инкрустированы изумрудами средней величины, и 4) в бальном туалете – каскады драгоценностей и немножко шелку".

Не забудем, что упрощённый крой и более короткая, по сравнению с моделями 1910-х, юбка, объяснялись не только общей динамикой, женской эмансипацией, увлечением спортом, но и экономическими проблемами. Новая мода была дешевле и доступнее, в том числе и для рукодельниц, к которым можно причислить и Эллочку.

Цит. по:

Голсуорси Дж. Сдаётся в наём

Голсуорси Дж. Лебединая песня

Ильф И. А., Петров Е. П. Двенадцать стульев