Когда-то я уже пытался писать путевые заметки о местах, до которых удавалось добраться в отпусках. Говорят, было вполне читабельно. Приятно, конечно, но причина не в этом. Когда, спустя время, перечитывал собственные тексты, казалось, что это написано кем-то другим. Настолько быстро стираются из памяти картинки, эмоции, а иногда и что-то очень важное. И чтобы стать важным, этому «что-то» нужно было выждать, обрести значимость. Опять же, маразм нечаянно нагрянет, когда его совсем не ждёшь.
Уже сейчас, после полутора десятка конвоев за ленту, невозможно с ходу вспомнить какие-то события, встречи. Радости и печали каждого конкретного сбора, каждой отдельной поездки. Расставить их по оси времени.
И, когда уже всё смешалось в одну большую кучу, испытываю жгучую потребность навести порядок. Может когда-нибудь будет интересным освежить всё это в памяти. Не мне, так тем, кто был рядом в эти дни. Или будет после.
План такой. Попробую восстановить по порядку: как всё начиналось, как шло, как идёт и, надеюсь, удастся поставить точку, когда всё закончится. То, что будет забрюлено или недосказано, когда-нибудь обязательно разбрюлю и доскажу. А пока не время.
Господи, дай сил и желания не бросить это на полпути, как бросил многое другое.
ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ ФЕВРАЛЯ 2022 ГОДА. СРЕДА. ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА.
Не могу вспомнить, что я делал за сутки до начала всей этой суеты. Поиски собственных следов в инете результатов не дали. Прежний аккаунт В контакте был напрочь заблокирован по так и не выясненной причине. Последняя запись в Одноклассниках - «С Новым 2021-м годом!». Facebook тоже не манил, ибо его посещения навевали желание суицида. Не помогли раскопки в WhatsApp и Telegram. Подозреваю, что были поздравления с профессиональным праздником, на которые реагировал взаимностями мальчикам и благодарностями девочкам.
Но статистика обстрелов Донбасса и заявления гниды не оставляли сомнений в приближении большого звиздеца.
ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТОЕ ФЕВРАЛЯ 2022 ГОДА. ЧЕТВЕРГ
Поиски в сетях того, что я делал в день начала спецоперации, успехом тоже не увенчались. По ходу, я молчал. Но зато хорошо помню, чем занимался, узнав об утренних новостях. Поясняю: это произошло бессознательно, по какому-то спящему доселе алгоритму, запускаемому в подобных ситуациях. Имхо, это было вживляется в эмбриональный период. Сначала бабушками блокадницами моим родителям, а те уже внедрили эту кнопку мне. Но, скорее, всё прошивалось ещё раньше, где-то у корней родословного дерева. Надеюсь, что этот алгоритм передался и дочкам.
Итак, не позавтракав, и, пользуясь бесконтрольностью ковидной удалёнки, я:
- поехал на заправку заполнять соляркой бак и имевшиеся на тот момент канистры;
- заглянул в продуктовый и, не скупясь, скомплектовал
продуктовую корзинупродуктовый багажник из съестного длительного хранения (подробностей не помню, но мешок сахара закончился где-то на днях); - в хозяйственном запасся товарами личной гигиены;
- в табачной лавке скупил все сигареты своей марки и сделал запас зажигалок.
ФЕВРАЛЬ - ИЮНЬ 2022 ГОДА
Следующие четыре месяца проходили в обычной бытовухе и рабочих буднях. Но зуд от осознания непричастности к происходящему доводил до бессонницы. Телеграмм-каналы забивали башку противоречивой информацией. Призывы об участии в помощи фронту сыпались со всех сторон, но доверия не внушали.
За это время армия успела установить контроль над Херсонщиной и частью Запорожской области. Занять территории на Киевском, Сумском и Черниговском направлениях, которые затем покинула по условиям соглашений, достигнутых в Стамбуле. И при уходе получила подлые удары в спину по указанию Борьки Джонсона. Закончилось Мариупольское противостояние, были практически взяты Северодонецк и Лисичанск, что означало полное освобождение Луганской области.
Старинный друг Паша вернулся из под Харькова после контузии. Рассказал много всякого, разного. Поведал, что занимается поиском необходимого для своих продолжавших воевать товарищей. Собранное передаёт знакомым конвойным. На вопрос "Что нужно?" предложил закупить партию носимых раций. Да не абы каких, а тех, которые после изучения защиты от перехвата были рекомендованы к применению ныне покойным Андреем Морозовым (МУРЗом).
Была уточнена первая заявка и выяснены примерные цены на её позиции. Забегая вперёд, получилось так:
- Двадцать раций по 4 000 рублей.
- Двадцать запасных аккумуляторов к ним по 1 450 рублей.
Кстати. На день написания статьи (14 апреля 2024 года) цены на эти рации остались на том же уровне. Даже можно найти слегка подешевле.
Суммарная стоимость в 109 000 рублей на тот момент пугала. Если вопрос "Что делать?" я для себя закрыл, то вопрос "Как?" оставался открытым. Это была первая в последующей череде авантюр, реализуемых по принципу "глаза боятся, руки делают".
После долгих раздумий было принято решение бросить призыв о помощи в самый проверенный круг. Тридцатого июня в чате однокурсников по военному училищу вывалил вот такой пост:
Камрады! Обращаюсь к вам по такому поводу. У меня есть выход на конкретные подразделения Луганской народной милиции, постоянно находящиеся на передовой. Есть определённая нехватка в жизненно важных (в буквальном смысле) вещах. Некоторые провезти через границу проблемно, а некоторые можно доставить свободно. Портативные двухдиапазонные радиостанции, оптика и т.д. Я готов сделать рейс, коридор мне гарантирован. Осталось собрать груз.
Раскрученного ресурса, который поможет в сборе средств, у меня сейчас нет. Но, если удастся совершить задуманное, возможно, появится видеоматериал, который позволит развить начинание.
Тем, кто готов к участию в акции, прошу сообщить размер потенциально возможного взноса в личку. Если удастся набрать сумму для формирования груза нестыдного объёма, сформирую отдельный чат и объявлю сбор. Со своей стороны, гарантирую полную финансовую прозрачность, освещение хода акции в режиме реального времени.
Понимания того, как отреагируют парни на обращение, не было. Была надежда.
ИЮЛЬ 2022 ГОДА
Для удобства считаю именно эту дату днём рождения независимой самоорганизованной волонтёрской группы помощи фронту "СИСТЕМА-35". Первого июля 2022 года в WhatsApp появился закрытый чат под названием "Своих не бросаем". Это название просуществовало недолго.
После вброшенного в чат однокурсников призыва во вновь созданной группе были опубликованы такие отчёты по сбору средств:
В период первого сбора сформировалась концепция: "Помогаем подразделениям ЛНР и ДНР, как менее обеспеченным необходимым снаряжением для ведения боевых действий". Запомнилась фраза одного из первых подшефных того времени:
"Из всей защиты - один нательный крест."
На четвёртый день был проведён заказ по первой заявке группы. На тот момент в казну поступило 24 денежных взноса на общую сумму 267 000 рублей.
Заказ привезли в офис с дополнительной оплатой за доставку. И тогда родился первый принцип группы "СИСТЕМА-35":
Накладные расходы оплачиваются координаторам группы или её участниками самостоятельно. Средства, поступающие в казну группы, расходуются только на "спорттовары", закупаемые по заявкам наших "спортсменов".
Седьмого числа, в целях идентификации группы среди тысяч других объединений, был объявлен конкурс на на её название. Победила первое же предложение от Юрца (позывной ЙОГАН) - СИСТЕМА-35.
СИСТЕМА (сленг.)- так, для краткости, мы называли в обиходе своё училище во время обучения в нём.
35 - номер курса, выпускники которого и стали начальным составом группы.
Десятого июля, по факту доставки раций к спортсменам, в чате группы появился первый ролик.
Поскольку рации отправились по двум адресам, вскоре смонтирован и второй.
В Telegram и В контакте были созданы открытые каналы для публикации отчётов о работе группы. Их же дублировал на своих личных страницах В контакте и Одноклассниках.
Пятого июля были приобретены и отправлены очень хитрым способом через "Почту России":
- 8 аккумуляторов тип 16340, защищённых, 700 мА/час (6 624 рубля)
- 2 зарядных устройства к ним (2 980 рублей)
Во время боевых действий пострадал оператор дрона из 100-й бригады НМ ДНР вместе со своей птичкой. И боец, и дрон восстанавливались в Москве. Из казны были выделены 50 000 рублей, которые пошли на ремонт птички.
Позже пришла трагическая весть о гибели расчёта. А Марьинку взяли. Через полтора года.
Девятого июля на Горбушке был куплен и переправлен за ленту наш первый Dji Mavic 3 за 215 300 рублей.
Из чата группы:
Поиски квадрокоптера заказанной луганчанами модели были "весёлыми". Либо цена была явно завышенной, либо обещали поставку не раньше августа. Наконец, нашёл. На Горбушке. Парнишка, после озвучания цены (215 000 рублей), смущаясь, спрашивал в чате Авито - а как быстро я смогу забрать товар? Понял, что надо ехать как можно быстрее.
Утром был у павильона как раз к открытию. Перед ним уже скучал мужичок. Наконец, появился хозяин, поздоровался, поднял жалюзи микропавильончика. О чём-то переговорив с мужичком, убежал, предложив пока посидеть на единственно возможном в этой тесноте стуле для посетителей. Появился с четырьмя коробками. Судя по названиям на них - как раз то, что нужно и нам. Вместе с покупателем они быстро обернули коробки упаковочной бумагой по две штуки вместе, сделали ручки из скотча. Мы встретились с мужичком взглядом. Непроизвольно кивнули. Явно, покупает с той же целью. Дядька вытащил котлету денег, расплатился, и, подхватив упаковки и, чуть не забыв квиток об оплате, двинул к выходу.
Двести пятнадцать? Решил уточнить цену у освободившегося продавца. Тот грустно кивнул. Вообще-то это вчерашняя цена. Сегодня уже по двести девятнадцать. Но... махнул рукой и побежал на склад за нашим коптером.
В процессе приобретения пришлось потратить время на обналичивание казны. Узнав, куда планируется отправка коптера, он и его подручный стали как-то тише и суетливее одновременно. Правда кассового чека дать не смогли. Уверяли, что это физически невозможно.
Короче, коптер у нас. А вот о чём жалею, что не попытал мужичка куда он девайсы на перепрошивку понесёт. Хорошая мысля приходит опосля...
Восемнадцатого июля были приобретены два дальномера STURMAN за 47 918 рублей.
Двадцать третьего июля в Серпухове было приобретено и передано в конвой 10 камуфляжных комплектов за 30 204 рубля.
Опыт первых отправок показал, что даже проверенные временем конвои не могут гарантировать полноценного отчёта о доставке спорттоваров по назначению. В ряде случаев маркировка группы просто исчезала с упаковки и заменялась на опознавательные знаки тех, кто доставлял. По каким-то отправкам не приходила обратная связь.
Действовать дальше в таком ключе было достаточно стрёмно. Доверие - это вещь, которая выдаётся бесплатно, и один раз. Поэтому родился второй принцип группы:
Передача помощи осуществляется лично в руки командиру/представителю подразделения, подавшего заявку.
Но как его осуществить, на тот момент было непонятно. Цитирую чат от шестого июля:
Я не оставляю намерения сделать самостоятельный выезд, но нужно побольше разузнать и получить гарантии провоза помощи. Было бы глупо постоять на границе и вернуться домой с грузом… Ситуация с пересечением должна как-то нормализоваться. Жалобы на препятствия набирают вес.
Про самостоятельный переход ленты в сети гуляли разные страшилки. Информации о том, как оказаться включённым в гуманитарный конвой, не найти.
Участники группы, убедившись, что у нас всё получается, начали приводить своих близких, друзей, коллег. В ходе развернувшейся дискуссии в чате родился ещё несколько принципов:
Никакой обязаловки по сборам. Каждый решает сам - когда и сколько средств он может передать в казну группы.
Быть допущенным в закрытый чат группы (= стать участником группы) может тот, кто принял реальное участие в её деятельности - денежными взносами, передачей материальных средств, помощью руками, ногами, головой.
Продолжение следует...