Найти в Дзене
VK Билеты

«Сlancy» Twenty One Pilots: концептуализм, евангелизм и непредсказуемость

Поклонникам Twenty One Pilots хорошо известно: в случае с этим дуэтом ничто не бывает просто так. Музыкальный обозреватель и автор телеграм-канала Silly Love Songs Алексей Алеев пытается вникнуть в запутанный лор группы из Огайо, но отказывается от затеи в пользу простого получения удовольствия от отличных поп-песен. Тренч, Треш, Евангелие Мультиинструменталист Тайлер Джозеф и барабанщик Джош Дан валят в кучу рок, рэп, регги и электропоп, создавая порой эмоциональную, а порой откровенно дурашливую поп-музыку, которая отлично звучит на радио и летних музыкальных фестивалях. У Джозефа неординарное сонграйтерское мышление и чутьё на цепляющие хуки, но альтернативная поп-музыка, которую они производят, — лишь часть богатого мира Twenty One Pilots. Просто для примера: название коллектива отсылает к пьесе Артура Миллера «Все мои сыновья». Её главный герой накладывает на себя руки после того, как поставляемые им во время Второй мировой войны бракованные самолётные запчасти приводят к гибели 2
Оглавление
© X / twentyonepilots
© X / twentyonepilots

Поклонникам Twenty One Pilots хорошо известно: в случае с этим дуэтом ничто не бывает просто так. Музыкальный обозреватель и автор телеграм-канала Silly Love Songs Алексей Алеев пытается вникнуть в запутанный лор группы из Огайо, но отказывается от затеи в пользу простого получения удовольствия от отличных поп-песен.

Тренч, Треш, Евангелие

Мультиинструменталист Тайлер Джозеф и барабанщик Джош Дан валят в кучу рок, рэп, регги и электропоп, создавая порой эмоциональную, а порой откровенно дурашливую поп-музыку, которая отлично звучит на радио и летних музыкальных фестивалях. У Джозефа неординарное сонграйтерское мышление и чутьё на цепляющие хуки, но альтернативная поп-музыка, которую они производят, — лишь часть богатого мира Twenty One Pilots.

Просто для примера: название коллектива отсылает к пьесе Артура Миллера «Все мои сыновья». Её главный герой накладывает на себя руки после того, как поставляемые им во время Второй мировой войны бракованные самолётные запчасти приводят к гибели 21 пилота. Или вот ещё: на обложке их предыдущего альбома Scaled and Icy, вышедшего в 2021 году, изображён рисованный голубой дракон, изрыгающий пламя.

C обложкой предыдущего альбома “Scaled and Icy”. © X / twentyonepilots
C обложкой предыдущего альбома “Scaled and Icy”. © X / twentyonepilots

По словам Тайлера Джозефа, дракона зовут Треш, и он олицетворяет собой «вдохновение, страх и волшебство». А название лонгплея — исковерканное словосочетание, которое Джозеф применял для описания пандемийного периода, во время которого был записан альбом, и в то же время — анаграмма фразы «Clancy is dead». Клэнси — герой последних четырёх пластинок Twenty One Pilots, олицетворяющий собой неуверенности и тревоги, обитатель вымышленного города Дема, что находится в такой же вымышленной стране-антиутопии под названием Тренч. А Trench — название их пятой пластинки 2018 года выпуска. Название же их самого популярного лонгплея 2015 года Blurryface, разошедшегося тиражом в 6,5 млн копий, — это имя антипода Клэнси. И так далее: едва ли не в каждом действии дуэта зашиты ссылки, намёки и подсказки. Их клипы, изображения, релизы выстраивают вокруг группы то, что называется словом «лор»: проработанную и запутанную вселенную, наподобие тех, что имеются у фэнтези-игр. Да что там говорить: одна из делюкс-версий их новейшего альбома представляет собой 60-страничную записную книжку, автором которой якобы является вынесенный в её название персонаж.

Но и всё вышеописанное, скорее всего, просто прикрытие.

Тайлер Джозеф страшно религиозен. Его первой любимой группой был христианский рэп-коллектив DC Talk. Он также учился в христианской школе и играл за её баскетбольную команду. Он до сих пор тесно связан с христианской сценой Огайо, на протяжении десятилетий принимает участие в её различных проектах — от музыкальных с исполнением рождественских гимнов до комедийных, — снимаясь в скетчах и различных шоу. Наконец, он сам признаётся в том, что все его песни посвящены вере и Богу. Весь концептуализм и символизм, окружающие Twenty One Pilots, вся эта бесконечная рефлексия и запутанные сюжетные переплетения, уложенные в форму песен и кочующие из альбома в альбом, — на самом деле парафразы библейских историй.

Тайлер Джозеф. © X / twentyonepilots
Тайлер Джозеф. © X / twentyonepilots

Запутывая следы

Во всех этих потайных смыслах интересно копаться, и Twenty One Pilots — замечательный пример того, как популярная музыка может выходить за пределы звука и вовлекать слушателей на совершенно ином уровне. При этом для группы, снискавшей столь огромный коммерческий успех и установившей множество рекордов, дуэт Джозефа и Дана действует на редкость смело и непредсказуемо.

После прорыва альбома Blurryface, движущей силой которого выступили синглы Stressed Out и Ride, а также мирового хита Heathen, звучавшего в титрах картины «Отряд самоубийц», Twenty One Pilots резко сменили пластинку. В их прежних треках было много поп-регги — слабых долей, органчика, хоровых припевов. Альбом-сиквел Trench оказался совершенно другим — стремительным, мрачным и динамичным, с брейкбитом, заходами на территорию трип-хопа и едва ли не арт-рока. Если Blurryface был лёгкой голливудской комедией, то Trench — высокобюджетный экшен с элементами триллера, созданный без оглядки на прежний коммерческий успех. Снискав восхищение со стороны критиков, на следующей пластинке «Scaled and Icy» Twenty One Pilots вновь поставили всё с ног на голову. С параноидального адреналина прошлой пластинки они внезапно переключились на легкомысленный поп, вдохновлённый восьмидесятыми, звучащий буквально на грани пародии. Надо ли говорить, что критики были в бешенстве?

Джош Дан. © X / twentyonepilots
Джош Дан. © X / twentyonepilots

В равновесии

Седьмой альбом Clancy кажется первой в дискографии дуэта попыткой сбалансировать звучание. Джозеф и Дан пытаются найти что-то среднее между мрачным напором Trench и лёгкостью Scaled and Icy и, на первый взгляд, осторожничают. Но на деле же они пробуют для себя много нового. В треках Next Semester и Navigating, к примеру, они дают своё прочтение постпанка, а в Midwest Indigo врубают энергичный пауэр-поп. Twenty One Pilots начиняют альбом хитами: Routines in the Night можно представить в исполнении Post Malone, красочная Vignette взрывается раскатами ударных, а в At the Risk of Feeling Dumb содержится невероятно простой, но при этом суперэффектный хук. Тайлер Джозеф старательно путает следы. Он снабжает композиции неожиданными «аутро», разворачивает песни в непредсказуемых направлениях — та же постпанковая Next Semester в последнюю минуту хронометража превращается в акустическую балладу.

Twenty One Pilots с новым альбомом «Сlancy». © X / twentyonepilots
Twenty One Pilots с новым альбомом «Сlancy». © X / twentyonepilots

Баланс в Clancy действительно находится, но в нём не считывается попытка угодить и понравиться всем. Во всяком случае, это явно не первостепенная задача, которую ставят перед собой Тайлер Джозеф и Джош Дан. Вместо этого Twenty One Pilots умудряются сделать каждую композицию непохожей на другую, создать предельно доступный, цепляющий, но при этом непредсказуемый альбом, слушая который, трудно предугадать, куда он повернёт в следующем треке. А для тех, кому интересно копать глубже, — ещё и поведать историю с библейскими отсылками. Всё вместе складывается блестяще: Clancy — лучшая их запись в дискографии после Trench. Интересно, куда они двинутся после неё.