Найти тему
ABBAS DJUMA

Восстание Африки: Почему черный континент ненавидит Францию и что будет дальше

Пока весь мир с тревогой наблюдает за конфликтом между Израилем и Палестиной, на фоне которого померкли даже события на Украине, все напрочь забыли о другом вечно нестабильном и погруженном в конфликты и кризисы месте – об Африке.

© RT / RT
© RT / RT

Между тем, там за последние несколько лет произошла целая серия переворотов. Если быть точным, то восемь за три года. Последний переворот был в Габоне. СМИ писали о гневе Африки в отношении колониалистской Франции и о том, что по принципу домино свергаются профранцузские правительства. Для Парижа это стало настоящей катастрофой, так как африканские страны, лишь номинально выпущенные из-под крыла метрополии, были все еще подчинены Франции – политически и экономически. При этом данные государства богаты полезными ископаемыми, нефтью, газом, золотом и так далее. Тот же Нигер удовлетворял примерно 15% потребностей Франции в уране.

В очередном материале, мы выясним, почему африканцы так враждебно настроены к Франции и чем это противостояние может закончиться.

ОККУПИРОВАННЫЙ НИГЕР

Французский колониализм в Нигере начался с печально известной жестокой военной кампании по расширению контроля над Западной Африкой в 1899 году (так называемая центрально-африканская экспедиция). Местное население решительно сопротивлялось захватчикам, которых возглавляли капитаны Поль Вуле и Шарль-Поль-Луи Шануан (также известный как Жюльен Шануан). Но силы были не равны.

Капитан Поль Вуле. couverture du journal L'Illustration n° 2948, samedi 26 août 1899
Капитан Поль Вуле. couverture du journal L'Illustration n° 2948, samedi 26 août 1899

Выйдя из Дакара, миссия «Вуле-Шануан» должна была исследовать Чад и Нигер, объединив таким образом французские территории. Вуле ранее уже отличился садистскими наклонностями в Буркина-Фасо. Его заместитель Шануан не отставал, к тому же был сыном могущественного генерала и военного министра Жюля Шануана, что сильно развязывало экспедиции руки.

О зверствах, которые творили тогда французы в Нигере и не только мир мог бы и не узнать. Но один из младших офицеров миссии лейтенант Луи Пето написал обо всем своей невесте. В 15-страничном письме он рассказал, как ослабленных дизентерией носильщиков обезглавливали и заменяли их порабощенными местными жителями. При этом Вуле приказал поместить отрубленные головы на колья, чтобы испугать жителей окрестных деревень. Документ содержит еще много подробностей военных преступлений, совершенных французскими солдатами. Письмо в итоге было предано огласке и спровоцировало сильный скандал.

Жюльен Шануан. couverture du journal L'Illustration n° 2948, samedi 26 août 1899
Жюльен Шануан. couverture du journal L'Illustration n° 2948, samedi 26 août 1899

Впрочем, миссию это не остановило. И в 1922 году, после сильной засухи и голода, французы установили контроль над территорией.

Они были заинтересованы прежде всего в природных ресурсах Нигера. Несмотря на то, что экономика этой страны в значительной степени зависит от сельского хозяйства и животноводства, тут впоследствии были найдены крупнейшие в мире месторождения урана. И Франция крепко в них вцепилась.

В 1960 году Нигер формально освободился. Однако любопытный факт - офицерами нигерской армии даже после 1960-х были французы с французско-нигерским гражданством. В вооруженных силах Нигера по состоянию на 1960 год было всего десятьафриканских офицеров, причем все низкого ранга.

При этом еще многие годы Париж будет эксплуатировать богатые недра Нигера. Так, совсем недавно в Ниамее раскритиковалисоглашение с Францией, потребовав более справедливой доли прибыли, получаемой от добычи урановой руды.

АФРИКА В КРОВИ

Несколько лет назад советник президента Алжира Абдулмеджид Шейхи заявил, что после резни, которую французы устроили в Алжире, большая часть костей алжирцев была вывезена и использовалась для мыловарения и фильтрации сахара. Шейхи подчеркнул, что его страна стала «настоящим полем жестоких экспериментов, которые Франция позже провела и в других колониях». Политик добавил, что сегодня Париж пытается скрыть следы преступлений, уничтожая исторические архивы.

Однако кое-какие трагедии скрыть не удалось, ведь их свидетелями стали десятки и сотни тысяч человек, многие из которых все еще живы. Вот лишь несколько леденящих кровь эпизодов из колониального прошлого Франции.

1. СЖИГАЯ ВСЕ НА СВОЕМ ПУТИ

Французы, так гордящиеся элегантностью своего культурного наследия и ценностями просвещения, на самом деле были способны на дикие зверства, когда речь шла о тех, кто не имел отношения к их культуре. О колонизированных народах. Жестокость французов не знала границ. Убийства, изнасилования, разграбление африканских богатств, использование рабского труда в ЦАР, Чаде, Республике Конго. Все это происходило совсем недавно и зафиксировано в архивах, но тем не менее, никто за это до сих пор не понес ответственности. Ни за бойню в сенегальском Тиаройе, когда на окраине Дакара французы хладнокровно расстреляли африканских вояк, служивших на благо Франции. Ни за соучастие в геноциде в Руанде, ни за ядерные эксперименты Франции в Алжире. Да-да, свою первую атомную бомбу французы испытали в феврале 1960 года, подвергнув радиационному воздействию более 24 000 человек. Сложно пока представить каковы реальные потери от загрязнения, так как на сегодняшний день мы не имеем полного представления о всех испытательных полигонах и местах захоронения ядерных отходов. Но можно с уверенностью сказать, что французам на это наплевать.

2. ВОССТАНИЕ, УТОПЛЕННОЕ В КРОВИ

Мадагаскарцам тоже есть что вспомнить. Французская армия давила их жесточайшими репрессиями за желание жить самостоятельно. И это при том, что Франция сама совсем недавно освободилась от фашистской оккупации. Десятки тысяч малагасийцев были замучены и убиты в период так называемых франко-малагасийских войн и после них. Известны случаи, когда людей сбрасывали с самолетов.

В 1946 году в Мадагаскаре было основано «Демократическое движение за малагасийское обновление» (MDRM). Ее члены требовали прекращения бесчеловечного обращения с ними, политического равенства, улучшения благосостояния и независимости. Французы не дали просуществовать партии и года. В итоге 5 мая 1947 года произошла резня в Мораманге - городе, ставшем эпицентром мадагаскарского восстания против колониального господства. Офицеры французской армии отдали приказ в полночь обстрелять из пулемета три вагона поезда, в которых ехали члены MDRM. Большинство из них были убиты, а те, кто выжил, вскоре были казнены без суда и следствия. Этот эпизод стал символом французских репрессий в Мадагаскаре.

3. ЗАБЫТЫЙ ГЕНОЦИД

Судьбу народа бамилике, проживающего в Камеруне, некоторые сравнивают с судьбой евреев во время Холокоста. Сколько было убито его представителей - неизвестно. Цифры разнятся от 100 000 до 500 000. А кто-то говорит и о миллионе убитых. В любом случае, это был настоящий геноцид, который французы под руководством антикоммунистов де Голля и Жака Фоккара устроили, борясь с освободительным движением «Союз народов Камеруна» (СНК), основанным в апреле 1948 года.

В сети есть воспоминание очевидца тех ужасных событий. Жаннет была маленькой девочкой, когда ее страна была в буквальном смысле залита кровью и слезами:

«Вечером военные конвои возвращаются наполненные головами, которые затем были выставлены на перекрестке, который будет носить название Перекрестка бойцов французского сопротивления вплоть до моего отъезда из Камеруна в 1976 году, а, возможно, и по сей день. Это место в самом сердце Бафусама и примерно в тридцати метрах от дома моих родителей. Здесь же происходили казни.

Мой отец был свидетелем этого колониального ужаса, этой тропической версии гитлеризма.

Некоторые, особенно сами оккупанты, осмелились назвать цифру в 400 000 погибших. Это за какой период? Учитываются ли погибшие в районе Мунго? Там многие погибли. Другим же сделали татуировки и отправили обратно на Запад, где в лагерях свирепствовали массовые расправы.

После войны регион практически опустел…».

4. АД НА ЗЕМЛЕ

Пожалуй, один из самых страшных геноцидов в мировой истории - геноцид в Руанде, унесший за 100 дней жизни более 800 000 тутси (согласно другим источникам, жертв было более миллиона).

© AP Photo / Jean-Marc Bouju
© AP Photo / Jean-Marc Bouju

Тяжесть этого преступления также лежит на плечах Франции. Многочисленные правозащитные организации и историки с опорой на документы утверждают, что французы поставляли оружие правительству хуту. Более того, все это происходило на фоне французской операции «Бирюза», начатой 23 июня 1994 года с целью остановить массовое истребление людей. Вместо этого, Франция тайно помогла вывести участников геноцида.

Так, авторитетный историк Венсан Дюклер, которому президент Макрон поручил подготовить доклад по геноциду в Руанде, пришел к выводу, что Париж несет ответственность за произошедшее. Как минимум, за то, что игнорировал расистскую сущность и жестокость режима хуту.

«ФРАНСАФРИК»: ИЛЛЮЗИЯ СВОБОДЫ

1960 год ООН провозглашает «годом Африки». 17 африканских государств обретают независимость. Но лишь на бумаге.

Франция так и не покинула свои колонии, не удостоверившись как следует, что она сможет и далее эксплуатировать их богатства и доминировать над ними, пусть теперь и не публично.

В своих мемуарах Шарль де Голль писал, что французы подарили африканцам цивилизацию, помогли построить национальные государства и воспитали элиты, которые начали действовать с опорой на принципы прав и свобод человека (и, разумеется, на французов). При этом, согласно воспоминаниям основателя Пятой республики, Париж должен был стать для африканцев «партнером с особыми привилегиями». Другими словами, покинуть Африку колонизаторы хотели таким образом, чтобы продолжать воздействовать на государства континента. Именно это, скорее всего, де Голль и понимал под «привилегированным партнерством».

Франсафрика
Франсафрика

Так на свет появляется «Франсафрик» - система особых связей метрополии с ее бывшими колониями, которую выстраивает уже упомянутый выше Жак Фоккар. Неформальная опека над Африкой через «Франсафрик» гарантировала французам политический, экономический и военный контроль над регионом и, как следствие, бесперебойный доступ ко всем его природным богатствам. Будь то нефть из Габона, уран из Нигера или какао из Кот-д’Ивуара.

Фоккар, используя экономический хлыст и коррупцию, фактически назначал на высокие посты своих людей. Ту самую элиту, выращенную французами, о чем писал в мемуарах де Голль. А если что-то шло не так, в игру вступали заказные убийства, террор, шантаж, интриги и взятки. Когда это не помогало, Франция задействовала свои спецслужбы, которые устраняли высокопоставленных политиков и даже организовывали военные мятежи. Об этом говорил и легендарный наемник Боб Денар:

«Так или иначе, какое-то взаимодействие со спецслужбами всегда было. Иногда связующим звеном выступал месье Фоккар. Для того чтобы бросить армию на ту или иную операцию, требовалась большая предварительная подготовка. Мой же отряд был легким и мобильным и мог выполнить ту же миссию малыми силами», - признавался Денар.

Впрочем, если во Франции понимали, что усилиями наемников и интригами спецслужб дело не спасти, то предпринималось прямое военное вмешательство в дела «свободных» африканских государств. Для этого у Парижа были и есть военные базы в Сенегале, Кот-д'Ивуаре, Джибути, Габоне. А вплоть до 2008 года у восьми африканских стран были соглашения с Францией, согласно которым та могла законно вторгнуться на их территорию и «навести порядок».

СОВРЕМЕННЫЙ КОЛОНИАЛИЗМ

31 июля 2022 года правительство Мали потребовало от президента Франции Эммануэля Макрона отказаться от неоколониализма. Имелась в виду прежде всего экономическая форма контроля над континентом.

Уже очень давно специалисты по всему миру обсуждают африканский франк (КФА), введеный в декабре 1945 года. Тогда аббревиатура КФА расшифровывалась как «французские африканские колонии» (colonies françaises d’Afrique). А в 60-е стала означать «африканское финансовое сообщество» (Communauté financière africaine). Сегодня франк КФА привязан к евро, но до недавних пор он зависел от курса французского франка. Кроме того, страны-члены зоны, на которой действует эта валюта, обязаны держать половину своих денежных и золотых резервов в Казначействе Франции.

Таким образом, франк КФА обеспечивает Парижу возможность скупать природные ресурсы Африки по крайне низким ценам. А с учетом системы «франсафрик», местным элитам часто выгодно такое участие Франции в экономике их стран.

Париж практически невозможно отодвинуть - он крупнейший инвестор в целом ряде государств региона. Так, в 2020 году только в Кот-д'Ивуар французские прямые иностранные инвестиции (ПИИ) составили более 500 миллионов долларов США . И Кот-д'Ивуар - лишь один из множества примеров. Есть еще Тунис, Марокко и многие другие. Французская промышленность в Западной Африке также имеет огромное влияние. Тот же TotalEnergies отвечает за 17 процентов всей доли африканского нефтяного рынка и является ведущим дистрибьютером нефтепродуктов в Африке.

В целом, континент для Парижа стал гигантским рынком сбыта товаров по завышенной цене. И это при том, что сами французы сильно возмущались, когда США, пользуясь политической ситуацией, втридорога продавали Франции газ. В свою очередь, товары из бывших колоний во Франции продается очень дешево.

Это и называется неоколониализмом. Против этого и восстает сегодня Африка.

ИТОГО

Пожирание Африки продолжилось и после де Голля. Каждый из восьми последующих президентов вносил свой вклад в разложение Африки. Надо сказать, что в этом виноваты и африканские правители, воспринимавшие Францию, как естественный гарант их личной безопасности. Покровителей из Елисейского дворца одаривали, к ним ездили на поклон, согласовывали с ними каждый шаг. И это все равно не спасало. Участь ливийского лидера Каддафи всем известна. А ведь этот человек финансировал избирательную кампанию Николя Саркози.

Процессы, происходящие сегодня в Нигере – это не цветная революция и не бунт маргиналов, поддержанных кем-то извне. Это результат накопленных за многие десятилетия ран и обид. И есть шанс, что Нигер запустит процесс реального освобождения в других странах региона. Разумеется, это стало возможным в том числе и благодаря тому, что у Франции в Африке появились серьезные конкуренты – Китай и Россия. Однако это лишь ненамного ускорило неизбежное.

Оригинал статьи на английском языке