Найти в Дзене
Тайная комната

Тайны под сводами храма

Обычно турист попадает в храм с экскурсией, редко кто целенаправленно впишет в свою маршрутную карту посещение церкви, пусть даже и знаковой для этого места. Причина в том, что обойти храм - хоть снаружи, хоть изнутри - можно за четверть часа, ведь для "обвести взглядом", не понимая, что к чему, больше времени и не потребуется. А потом - в каждом храме одно и то же: иконы, свечи и... почему-то всегда недовольные "церковные старушки", порой отнюдь не с христианским раздражением указывающие, что можно, а что нельзя делать в этих стенах. По этой причине хочется побыстрее оттуда выйти в надежде на "светское" продолжение экскурсии или прогулки. Надо ли говорить о том, что из памяти моментально выветриваются не только архитектор и год постройки, но и название. Но, тем не менее, тайна храма нас почему-то всегда очаровывает, и - если есть возможность - мы возвращаемся под его своды, чтобы постичь то, что ускользнуло при первом беглом посещении. Православный храм полон тайн и загадок. Но так
Внутреннее убранство православного храма
Внутреннее убранство православного храма

Обычно турист попадает в храм с экскурсией, редко кто целенаправленно впишет в свою маршрутную карту посещение церкви, пусть даже и знаковой для этого места. Причина в том, что обойти храм - хоть снаружи, хоть изнутри - можно за четверть часа, ведь для "обвести взглядом", не понимая, что к чему, больше времени и не потребуется. А потом - в каждом храме одно и то же: иконы, свечи и... почему-то всегда недовольные "церковные старушки", порой отнюдь не с христианским раздражением указывающие, что можно, а что нельзя делать в этих стенах. По этой причине хочется побыстрее оттуда выйти в надежде на "светское" продолжение экскурсии или прогулки. Надо ли говорить о том, что из памяти моментально выветриваются не только архитектор и год постройки, но и название. Но, тем не менее, тайна храма нас почему-то всегда очаровывает, и - если есть возможность - мы возвращаемся под его своды, чтобы постичь то, что ускользнуло при первом беглом посещении.

Православный храм полон тайн и загадок. Но так было не всегда. Современному поколению трудно представить, что ещё не так давно (с точки зрения истории), чуть больше ста лет назад - до Октябрьской революции - храм был для каждого православного человека и ЗАГСом, и своеобразным "клубом", и даже "кабинетом" психотерапии. А самое главное - именно храм давал людям чувство единения и в радости, и в горе, и, конечно же, надежду.

Храм Николая Чудотворца в селе Быньги Свердловской области
Храм Николая Чудотворца в селе Быньги Свердловской области

Православный верующий входит в храм - дом Божий - настолько часто, как мы ходим в гости к близким нам людям, и поэтому каждый уголок для него знаком и понятен, он точно знает, где и кому поставить свечку и как найти среди множества изображений святых ликов того, что нужен для помощи или благодарности именно сейчас. Предлагаю и вам зайти со мной в любой храм. Любой - потому что возводились эти религиозные сооружения по строгим канонам, и, узнав тайны внешнего и внутреннего убранства всего одного из них, можно смело изучать и открывать для себя все остальные. В России ни один храм не похож на другой, и в этом, пожалуй, главная загадка: зодчие строили их по незыблемому образцу, украшали снаружи и внутри, следуя общим правилам, а каждое сооружение удивительно и уникально. Сегодня я раскрою вам всего лишь малую часть храмовых "таинств".

Вход в храм
Вход в храм

"Таинство" первое. Вход в храм - всегда с западной стороны. В этом символ того, что человек, входя в храм, движется от смерти к вечной жизни. Запад с древнейших времён - обитель тьмы, холода, небытия.

Если вы мужчина - держитесь правой стороны при совершении церковной службы. Женщины, соответственно, стоят во время богослужения слева. Вот такое гендерное разделение. А всё потому, что Ева поддалась на уговоры Змия с тем самым яблоком.

В народных суеверных представлениях чёрт сидит как раз на левом плече, потому мы и плюем через него, чтобы заплевать глаза нечистой силе. И тогда никакие дьявольские козни не смогут нам помешать исполнить задуманное, о котором мы так опрометчиво проболтались.

В общем, левая "женская" сторона постоянно напоминает нам, женщинам, о грехе праматери Евы.

"Таинство" второе. Слева же вы увидите стол (на нём может стоять еда - чай, мёд, булочки, печенье, фрукты и овощи...), во главе которого - крест с распятым Иисусом Христом на некотором подобии горы. Это и в самом деле гора - Голгофа. Та самая, в окрестностях Иерусалима, на которой был распят Спаситель. Стол этот - поминальный, и свечи, горящие перед Голгофой - за упокой. У икон свечи по умершим не ставят. Продукты на этот стол приносят верующие, чтобы после службы их родных и близких помянули священник, служители церкви и нищие при храмах.

Поклонный крест - Голгофа
Поклонный крест - Голгофа

"Таинство" третье. В центре храма всегда стоит невысокая узкая тумбочка с наклонной столешницей - аналОй (в переводе с греческого - "подставка для книг"). Во время богослужения священник кладет на него Священное Писание и ведёт службу по этой книге. Именно вокруг аналоя во время венчания обводят по кругу новобрачных. А в другие дни на аналое лежит икона, посвящённая ближайшему церковному празднику. Она так и называется в эти дни - праздничная. К середине октября на аналое появляется икона "Покров Пресвятой Богородицы", потому что этот праздник - 14 октября. Есть в церковном календаре периоды, когда праздники следуют один за другим, тогда иконы на аналое могут менять каждый день.

Аналой
Аналой

"Таинство" четвёртое. За аналоем - в высокой перегородке, отделяющей одну часть храма от другой - всегда щедро раззолоченные (но, как правило, деревянные), искусно украшенные Царские врата. Это и в самом деле - две высокие двери, ведущие в Святая Святых каждого храма - алтАрь. Алтарь - сакральное место, сердце каждого храма. Не случайно он находится на востоке - в этой части света всходит солнце, и "солнце истинной веры" озаряет православный мир с Востока (Иисус родился на территории современного государства Израиль). Царские врата стоят раскрытыми один раз в год - на Пасху и последующие шесть дней, символизируя победу Христа над смертью. Алтарь - символ Рая. Во время службы входить в него разрешено только священнику. Но зато в этот "Рай" вносят при крещении всех мальчиков, а вот девочек - нет. Ох, Ева, Ева...

Царские врата
Царские врата

"Таинство" пятое. По обе стороны от Царских врат и вверх - настоящее чудо, гордость любого храма. ИконостАс. Вот где по-настоящему можно встретить множество тайн! В иконостасе, как правило, пять рядов, каждый ряд называется "чин", и "читаются" они, как книга - сверху вниз.

Первый, верхний чин - Праотеческий, иконы в нем рассказывают о событиях Ветхого Завета - тех, что произошли до рождения Христа. В центре - изображение бога-творца нашего земного мира - Саваофа (иногда - икона Богородицы как воплощение Церкви).

Второй чин - Пророческий. Здесь иконы с изображением ветхозаветных пророков - Исайи, Иеремии, Ноя, Моисея, Илии и других, пророчествующих о рождении Спасителя мира.

Иконостас
Иконостас

Третий ряд выделяется малым, по сравнению с остальными чинами, размером икон, а также их квадратной формой. Это Праздничный ряд, и икон в нем должно быть не меньше двенадцати (минимум) - по числу самых значимых православных праздников. В православии они носят название "двунадесятые" (по-древнерусски числительное "12" так и звучит - "два над десять") и делятся на два цикла - Христов и Богородичный.

Праздников Богородичного цикла - четыре, и икон, посвященных им, тоже четыре: Рождество Богородицы 21 сентября, Введение Богородицы во храм 4 декабря, Благовещение 7 апреля и Успение (смерть) Богородицы 28 августа.

Согласно православию, смерть - это вечный сон, поэтому каждый умерший считается усопшим, т.е. уснувшим до второго пришествия Христа, когда грядёт Страшный Суд.

Праздников Христова цикла, соответственно, восемь, и открывает их, конечно же, икона Рождество Христово 7 января.

Вторая по хронологии земной жизни Иисуса - икона Сретение Господне 15 февраля - в честь встречи младенца Иисуса как будущего Спасителя старцем Симеоном на ступенях храма.

Третья икона - Крещение Господне 19 января (Иисус крестился в 30 лет), в честь чего православные окунаются в прорубь, вырубленную во льду в виде креста.

Четвёртый праздник и икона в честь него - Преображение Господне на горе Фавор 19 августа, когда еще при земной жизни Христос показался своим ученикам во всей божественной силе. В этот день святят яблоки - настал Яблочный спас.

Из двенадцати учеников Христа свидетелем его Преображения стали всего трое - Пётр, Иаков и Иоанн. И именно с этого события на горе Фавор возникло и слово "фаворит" как знак избранности.
Икона "Преображение Господне"
Икона "Преображение Господне"

Икона Вход Господень в Иерусалим посвящена одноименному "подвижному" празднику, дата которого зависит от главного праздника ПАСХА - воскресение Спасителя, и икона "Воскресение Иисуса Христа" символизирует этот Праздник Праздников.

Следующая икона напоминает верующим о празднике Вознесение Христа, его отмечают на сороковой день после Пасхи (не случайно, самый сильный помин в православии именно на сороковой день после смерти: душа навсегда покидает земную обитель).

Икона праздника Троица (50-й день после Пасхи) - символ воссоединения бога-Отца, Сына и Святого Духа.

Икона "Воскресение Господне". Праздник Праздников - Пасха
Икона "Воскресение Господне". Праздник Праздников - Пасха
Следующий, 51-й день, не входит в двунадесятые праздники и называется Духов день в честь сошествия Святого духа на апостолов. Результатом это действа явилось мгновенное овладение ими всеми языками для проповедования учения Христа по всему миру. Потрясающая опция!

И последняя, восьмая икона из посвященных праздникам Христова цикла - Воздвиженье животворящего Креста Господня 29 сентября. В этот день был обретен Крест, на котором распяли Спасителя на горе Голгофа. Одна из версий гласит, что в 326 году святая Елена, узнав от одного еврея в Иерусалиме, что святой крест находится под храмом Венеры, велела его разрушить. И, действительно, были найдены три креста (как известно, Иисус был распят вместе с двумя разбойниками). Чтобы узнать, какой крест Христов, епископ Макарий поочередно возложил кресты на покойного. Когда был возложен крест Господень, мертвец ожил.

Икона "Воздвиженье Креста Господня"
Икона "Воздвиженье Креста Господня"

В Праздничном ряду все иконы расположены не по хронологии событий жизни Иисуса и Богородицы, а по календарю, начиная с Рождества Христа. За этой иконой - иконы Крещения, потом Сретения, Благовещения и так далее... В этом ряду иконы рассказывают события земной жизни Иисуса.

А мы переходим к самому важному ряду в иконостасе, он всегда расположен на уровне глаз смотрящего и называется "Деисусный чин", в переводе с греческого - "моление". Этот ряд - символ Страшного Суда, все иконы в нём масштабные, самые высокие в иконостасе. Ещё их называют "ростовые", т.е. святые изображены полностью, с ногами. В центре - икона "Спас в Силах", на ней Иисус изображен в виде карающего судьи на троне со скипетром и державой. Справа от него Иоанн Предтеча (Креститель), слева - Богоматерь, в руках у них свитки или книги с добрыми делами людей - они просят о снисхождении к человечеству. Рядом с иконой Иоанна - архангел Михаил с пылающим мечом в руке охраняет двери Рая. Около Богоматери - икона архангела Гавриила, принесшего Деве Марии благую весть о рождении Спасителя. Эти пять икон - обязательные для "Деисусного чина", остальные иконы справа и слева от Христа можно выбирать автору иконостаса и основателям храма. Но их должно быть не меньше семи, и они обязательно должны быть идеологически парные. Например, со стороны Богородицы - апостол Пётр, а со стороны Иоанна Крестителя - апостол Павел, и так далее.

Иконостас
Иконостас

Самый нижний, пятый ряд - "Местный чин", он для икон святых, воссиявших в этой области или регионе - Сергей Радонежский, Серафим Саровский - или для местночтимых икон.

"Таинство" пятое. Если вы вдруг не знаете или забыли название храма, вернитесь к Царским вратам - справа от них в "Местном ряду", вторая по счëту, и будет икона, в честь которой основана эта церковь. Например, перед вами на этом месте - икона архангела Михаила или Николая Чудотворца - значит храм носит имя этого небесного покровителя.

Верующие часто дарят храму иконы. Они могут составить дополнительный ряд иконостаса между Деисусным и Местным чином. Этот ряд называют "ПЯдничный" (высота икон, как правило, - не больше пяди, от 19 до 23 см).

Крестьяне, в большинстве неграмотные, толковали ряды иконостаса по-своему, но очень точно. Праотеческий и пророческий ряд - история. Праздничный - календарь, год, в котором я живу. Деисусный - совесть. Местный - идеал.

Иконостас - гордость каждого храма. Основатели, прихожане и священнослужители стараются сделать его уникальным при всей каноничности. В городе Невьянск Свердловской области - один из немногих в России фаянсовый иконостас местного Сысертского производства.

А неподалеку от Невьянска, в селе Быньги - старинный, еще XIX века - деревянный иконостас с позолотой. Жители села подали заявку в ЮНЕСКО для признания его всемирным наследием.

Иконостас в церкви Николая Чудотворца, село Быньги
Иконостас в церкви Николая Чудотворца, село Быньги

Церковь Покрова в тех самых Филях, прославившихся благодаря знаменитому военному совету во главе с М.И. Кутузовым во время войны 1812 года, поражает воображение невероятной резьбой по дереву. Пышнейший растительный орнамент выглядит как живой, ощущение, что иконы - словно продолжение цветов, плодов и листьев. Настоящая ботаническая энциклопедия!

"Таинство" шестое. Теперь оглядимся вокруг. На столбах и стенах храма - фресковая роспись, здесь отображается история русской православной церкви: княгиня Ольга - первая русская женщина-святая, Дмитрий Донской - спаситель и защитник Русской земли от татаро-монгольского нашествия, Андрей Рублёв - причисленный к лику святых за талант иконописца, и другие... Эти изображения часто бывают сюжетными (как иллюстрации) и рассказывают о главном событии в жизни святого. Как правило, это и есть событие-причина причисления к лику святых. И здесь тоже свои правила. Чем ниже фреска, тем ближе события, изображенные на ней, к нам по времени. Чем выше, тем, соответственно, дальше. Именно поэтому фреска с изображением Матроны Московской будет ниже фрески Ксении Петербургской (разница по времени - век), а фреску Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи вы увидите ближе к купольному своду.

Фреска "Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья"
Фреска "Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья"

"Таинство" седьмое. При выходе из храма поднимите глаза вверх: над входной дверью и по всей западной стене вы увидите фрески с изображением Апокалипсиса. Это напоминание верующим о необходимости сохранять в сердце страх Божий. Самое подробное и самое древнее в мире освещение апокалиптических событий находится на западной стене монастыря Дионисиат (основан в XIV веке) на священной горе Афон в Греции. Цикл состоит из 21 фрески, написанной в середине XVI века, и это подробнейшая иллюстрация к последним дням мира - по одной фреске на каждую главу книги "Откровение", кроме последней главы - 22-й. Здесь и "Семь чаш", и "Поклонение Зверю", и "Вавилонская блудница", и "Сатана в оковах"... Тем не менее, изображение Апокалипсиса символизирует окончательную победу над злом и обретение Нового Иерусалима.

,Фреска "Семь чаш", монастырь Дионисиат
,Фреска "Семь чаш", монастырь Дионисиат

Сегодня я раскрыла вам семь храмовых "таинств". Случайно или нет, но их число совпало с числом православных церковных Таинств...

P.S. Слова "храм" и "церковь" с архитектурной точки зрения - синонимы, равно как и собор. Но собор - ещё и главный храм города, в котором не одна, а несколько церквей. В соборах, как правило, службу проводит епископ. А по поводу различения "храма" и "церкви" в языке часто наблюдается такое явление: "церковь" говорят, если речь идет о сооружении в честь Богородицы или другой женщины-святой, "храмом" называют строение в честь святых-мужчин, а также архангелов.

------------

"Черубина: тайна между строк" - здесь.

"Примите тайное посланье" - здесь.

"КиноТоп с привидениями" - здесь.