Найти в Дзене
Короче, о кино!

Дюна: Часть вторая/Dune: Part Two 2024

«Кто владеет специей, тот владеет миром» Перед просмотром первой «Дюны» 2021 года я не читал первоисточник, хотя в детстве видел экранизацию 1984 года от Дэвида Линча. К слову, тот фильм мне понравился. Хотя, справедливости ради, в детстве мне нравилось почти всё, что я смотрел по телевизору, если это были не новости и футбол. Но вот «Дюна» от Дэни Вильнёва мне не просто понравилась, я испытал огромное наслаждение и дважды пересмотрел её, в том числе в оригинале. После чего перешёл к книгам. Первая, как и её адаптация, мне тоже очень понравилась, вторая показалась скучнее, из-за чего до третьей я пока так не дошёл, отложив до того времени, как Вильнёв перейдёт и к её экранизации. И вот в 2024 году вышла вторая часть фильма. Так совпало, что как раз на момент премьеры в мире, я находился в Казахстане, где «Дюна. Часть вторая» не просто безо всяких проблем идёт в кино (почти как у нас), но ещё и в варианте IMAX (и с русским дубляжом, что было особенно неожиданно). А смотреть фильмы на ог

«Кто владеет специей, тот владеет миром»

Перед просмотром первой «Дюны» 2021 года я не читал первоисточник, хотя в детстве видел экранизацию 1984 года от Дэвида Линча. К слову, тот фильм мне понравился. Хотя, справедливости ради, в детстве мне нравилось почти всё, что я смотрел по телевизору, если это были не новости и футбол.

Но вот «Дюна» от Дэни Вильнёва мне не просто понравилась, я испытал огромное наслаждение и дважды пересмотрел её, в том числе в оригинале. После чего перешёл к книгам. Первая, как и её адаптация, мне тоже очень понравилась, вторая показалась скучнее, из-за чего до третьей я пока так не дошёл, отложив до того времени, как Вильнёв перейдёт и к её экранизации.

И вот в 2024 году вышла вторая часть фильма. Так совпало, что как раз на момент премьеры в мире, я находился в Казахстане, где «Дюна. Часть вторая» не просто безо всяких проблем идёт в кино (почти как у нас), но ещё и в варианте IMAX (и с русским дубляжом, что было особенно неожиданно).

А смотреть фильмы на огромном экране и с великолепным звуком, в целом, очень приятно, но такие — особенно!

Исходя из этого, я, конечно же, не полностью объективен. Просмотр в кино добавляет положительных очков, а просмотр фильмов, где композитором выступает Ханс Циммер, с объёмным звуком в IMAX — это вообще сплошное удовольствие.

Однако, кроме музыки, тут множество других положительных моментов:

Сюжет — прекрасен. Понятно, что это адаптация одного из самых лучших фантастических романов. Который стал основной для Звёздных войн, повлиял на всю фантастическую составляющую кинематографа и вообще развитие фантастики и фэнтези в нашей культуре. Однако, адаптировать столь сложное, многосоставное произведение, рассказ в котором ведётся от множества персонажей, в разных исторических отрезках и разными же литературными приёмами — невероятно сложно. А Вильнёв, каким-то образом, сумел это сделать. По отношению к обоим фильмам имеется вполне обоснованная критика, мол, персонажи не раскрыты до конца, философия правящих кланов (и тех, кто правит миром Дюны, на самом деле) не объяснена, а сложные политические интриги не показаны во всей красе. Но я считаю, что за вот этими вещами нужно обращаться к первоисточнику. В фильмах говорится обо всём этом, только вскользь, ведь кино — это, в первую очередь, визуальные приёмы. А за подробным и понятным текстовым описанием событий, происходящими на фоне основных — идите в книжки.

Визуал — в одном из интервью Вильнёв признался, что не любит диалоги в кино и вообще убрал бы их из своих фильмов, если бы это было возможно. Говорит, что сериалы испортили кино своим постоянным разжёвыванием, а он-то выступает именно за донесение мысли визуальными приёмами (как и Кристофер Нолан, который, к слову, очень высоко оценил «Дюну»). И это ему удаётся просто великолепно. В первом фильме воображение поражали объёмы и размеры отображаемых объектов, ведь часть фильма происходила в межзвёздных перелётах и вообще говорилось о «переезде семьи», во втором фильме речь идёт о «становлении ребёнка» на новом месте. Здесь почти все события происходят на одной планете и за счёт этого визуал сосредоточен не на размерах объектов, а на персональных особенностях Аракиса. И они цепляют и завораживают.

Экшн — ещё в «Убийце» 2015 и «Бегущем по лезвию 2049» 2017 Вильнёв доказал, что умеет показывать качественный экшн, и в «Дюне» отыгрался в этой составляющей на все 100%. Здесь с удовольствием можно посмотреть, как на перестрелки, так и на своеобразные погони, ну, а апофеозом всего станут великолепные, с хореографической и визуальной точек зрения, сражения на холодном оружии.

Кроме того, здесь очень интересно и ярко показывается идея мессии и религиозного фанатизма. В современном мире, где, казалось бы, мы уже отошли от подобного проявления фанатизма (как минимум, повсеместного), всё-таки очень часто можно заметить, как люди, точно также, как персонаж Хавьера Бардема, превозносят своих кумиров. Это немного пугает. Но абсолютно точно записывается в плюсы фильма, ведь Вильнёв сумел это показать хоть и с юмором, но достаточно страшно, чтобы мы в очередной раз поняли — фанатики, даже правого дела, очень опасны.

Режиссёр утверждает, что хотел экранизировать Дюну с 12 лет, после первого прочтения романа, а «Прибытие» (2016) и «Бегущий по лезвию 2049» (2017), стали тренировкой именно для этой экранизации. Что тут можно сказать... По-моему, ему удалось сделать именно то, чего он хотел. Ведь мы получили одну из лучших серий научно-фантастических фильмов в истории кино.

9 из 10