Найти тему
Бубылда

Ужас Аркхэма. Карточная игра. Нарушенный круг

Между тем, товарищам справа лучше бы не мешать
Между тем, товарищам справа лучше бы не мешать

Четвертая по порядку выхода кампания для карточной версии Ужаса Аркхэма возвращает нас из душных джунглей Забытой эпохи в туманный осенний, собственно, Аркхэм, который в очередной раз ждут не самые радужные события

Тематически у нас тут более классическое мрачное приключение с ведьмами, призраками и оккультным сообществом Ложей серебряных сумерек, хорошо известным всем любителям серии игр от ФФГ. Кампанию играли после прохождения Забытой эпохи, На краю земли и Алых ключей, поэтому возвращение к истокам было воспринято на ура - перелёты на другой край Земли и непонятные экспедиции успели поднадоесть и хотелось традиционного сеттинга.

С БГГ - часть новых карт со всё таким же хорошим оформлением.
С БГГ - часть новых карт со всё таким же хорошим оформлением.

И его дали, несмотря на то, что общий сюжет на этот раз оказался весьма схематичным, а начало кампании, которая стартует буквально из ничего, вызвало ряд вопросов. Но в контексте того, что Нарушенный круг очень сильно опирается на произведения непосредственно Лавкрафта, а не работы "по мотивам", эти минусы, на мой взгляд, можно простить. Неоднократно видел мнение, что история ни о чём и вообще чуть ли не отсутствует, но нам так не показалось. Да и повествование тут старого формата, без пухлого журнала, который расскажет вам где что и зачем, но со своей главной задачей - созданием атмосферы, местный нарратив справляет хорошо. На мой вкус, Нарушенный круг намного атмосфернее Эпохи или Алых ключей, что в случае с последними удивительно, ведь все средства для нагнетания были у создателей в руках, но вместо этого мы получили просто тонны экспозиции. Да, завязку это даёт более интересную, но в дальнейшем всё не сильно то и лучше, по большому счёту.

Очень зашло окружение: предстоит посетить местные тёмные леса, заброшенные церкви и кладбища, Безлюдный остров, побродить по самому Аркхему, неоднократно наведаться в особняк, принадлежащий Ложе Серебряных сумерек, а также место действия одного из ключевых рассказов Лавкрафта "Сны в ведьмином доме". Последняя локация вообще крайне порадовала сильной привязкой к событиям рассказа. Финал кампании же довольно неплохо описывает путешествие в совсем уж неприветливые места, в центре которых ворочается во сне слепой и безумный музыкант, присутствие которого в игре реализовано с подобающим уважением: ему нет дела до сыщиков, но и раздавить он может всех очень просто по чистой случайности. Круто, в общем.

С БГГ - новые тип карт про который чуть позднее
С БГГ - новые тип карт про который чуть позднее

Механически же у нас тут, как обычно, есть пара лейтмотивов, проходящих практически через все сценарии:

1) Нечистые свойства локаций: провалив проверку при исследовании локации, разыгрываем напечатанное на ней нечистое свойство. Тут может прилететь ужас или сброс ресурсов, а иногда и вовсе выходит пусть и слабый, но раздражающий призрак. Очевидно, что баланс тут смещен в сторону профессиональных искателей - пытаться найти улики "на веру" теперь совсем непривлекательная, а порой и грозящая смертью, затея. Механика интересная и очень просто добавляет честного челленджа, ведь последствия провала вам известны заранее.

2) Сброс колоды контактов: ряд свойств врагов и напастей взаимодействует со сбросом колоды контактов самыми разными способами. Разбирать их все смысла нет, но отмечу, что фишка выглядит свежо, хоть и добавляет фиддлинга.

3) Страж: периодически, за вами по карте будет бегать очень неприятный призрак, которого нельзя убить окончательно - через ход он полностью вылечиться и продолжит погоню. Казалось, что он нещадно будет душить, однако кроме момента, когда он убил нашего бойца, вёл себя весьма пристойно и терпимо. Бьёт не то, чтобы сильно, да и справиться с ним более чем реально. Занятно, и не заставлял стулья пылать, как змеюка из Забытой эпохи с астрономическим количеством здоровья.

Есть ещё пара напастей, которые накапливаются возле колоды замыслов, и в определенный момент разыгрываются, но это уже лирика, хоть эффекты их весьма и весьма сильные.

Из прочих механических фишек - это "нулевой" сценарий, в котором предстоит играть за определенных персонажей с заранее собранной рукой. Выжить им не судьба, но от того, как они сгинут будет зависеть пара развилок по ходу прохождения. Интересная фишка, которая даёт пощупать и новый архетип роги, и знакомит вас с местными врагами и Стражем. Единственный минус - это сетап, для которого всё же предпочтительнее сделать пнп требуемых карт, дабы не теребить их туда-сюда ради получаса игрового времени.

Бедняги из пролога
Бедняги из пролога

Сами сценарии тоже интересные, со своими фишками, кроме седьмого. Пандемия, конечно, игра культовая и даже хорошая, наверное, но играя в Ужас Аркхема хочу играть в ужас Аркхема. Раздражающий тупняк, ещё и весьма сложный. Не знаю, что там в Возвращении, но надеюсь, что его хоть как-то переделали. Финал, как я уже говорил, шикарный.

Ну и немного про другую сторону цикла - карты сыщиков. Из значимого отмечу, что введён новый слот таро и соответствующие карты, которые автоматически разыгрываются без траты действия и ресурсов, если попали вам в стартовую руку, а также новый архетип роги, заточенный под игру с большим количеством ресурсов. За них он и проверки проходит и улики ищет и врагов бьёт. Всё достаточно интересно.

По итогу, годная кампания с приятной атмосферой и рядом интересных механических находок. В сообществе Круг не то, чтобы ценят, но мне он показался очень достойным. С небольшим кардпулом играть в него, наверное, непросто, но вполне подходит для покупки после базы. Годнота.