Найти в Дзене
Бубылда

На Марсе

Супер стильная обложка
Супер стильная обложка

Евро-мастодонт с ворохом весьма качественных компонентов и реально сложными правилами.

Правила игры пересказывать не буду - при подготовке к нашей первой партии объяснять игру пришлось минут сорок, а по ощущениям весь час. Тут очень много взаимосвязанных элементов и нюансов, но в своём сердце - это практически обычное выставление рабочих с застройкой общей карты, конвертацией ресурсов и движением по трекам. Но обычным весь этот знакомый микс тут не ощущается в силу ряда причин.

Скажу сразу, что до На Марсе в игры Ласерды не играл, но был наслышан, а во время предзаказа хвалебные отзывы шли отовсюду. Одним из плюсов, как правило, выделялась тематичность действа: якобы, во всех его играх механики очень хорошо привязаны к теме и не вызывают какого-то когнитивного диссонанса.

Да, это оказалось по большей части правдой. В принципе, всё, что происходит в этой игре поддаётся логическому объяснению, все действия вполне себе естественны для выбранного автором сеттинга, а их связь оправдана и не раздражает с точки зрения атмосферы. Кое-кто сетовал на непонятую роль кристаллов, которые вроде бы нужны везде, но не совсем, да и добываются весьма странными способами, однако в них я вижу репрезентацию скорее грязных зеленых бумажек, чем непосредственно полезных ископаемых, которые в игре представленны, собственно, минералами, которые между-прочим тут ресурс-джокер.

С БГГ - трудяги
С БГГ - трудяги

Дабы не быть голословным, ярким примером может служить механика повышения уровня нашей общей колонии: специальный маркер, отражающий наши успехи в обеспечении её жителей, например, водой, двигается вверх, когда вы увеличиваете комплекс соответствующих сооружений, а сделавший это игрок получает сразу несколько плюшек. Подвох в том, что если вы будете бездумно увеличивать снабжение колонии водой, не позаботясь предварительно о других нуждах (чистый воздух, электричество, еда), то вот этот вот переизбыток никому будет не нужен - уровень снабжения вырастет, но бонусов за такое расточительство никто не даст, что логично, ведь новенькие очистные сооружения будут простаивать. Здорово.

Плюс атмосферности накидывает и оформление, которое хоть и минималистично, но всё прибавляет очков тематичности, а если напрячь воображение, то и вовсе можно увидеть во всём этом рабочий стол некоего специалиста, осваивающего красную планету, ну или главы местного Роскосмоса.

Относительно самих компонентов, качества картона и карт, а также встроенного органайзера нареканий тоже нет: все миплы разных форм красивые, жетоны, поле и двухслойные планшеты (котороые, кстати, не выгнулись) толстые, пластиковые кристаллы приятно елозить туда-сюда. Всё это дело ещё и достаточно быстро сетапиться, что тоже плюс.

С БГГ - планшет, на нём завязана уйма всего
С БГГ - планшет, на нём завязана уйма всего

Ну и по поводу механик.

Они в игре, как уже было сказано, комплексные и очень тесно друг с другом увязаны: действий всего 10, но в каждый момент времени вам доступны только пять, а также все дополнительные действия, которые открываются по мере прокачки планешта, постройки зданий и найма учёных к себе на работу. Помимо этого, если смотреть глобально, то все действия можно разделить на несколько групп, работа каждой из которых имеет свои нюансы, а также выделить ещё парочку действий с уникальными только для них правилами. Но в основном всё держится на классическом выставлении рабочих со всеми присущими механике плюсами (психологическая замануха с получением простейшего удовольствия от схемы "выставил мипл- загреб очки/ресурсы/иной бонус" нникуда не делась).

Если остановиться на плюсах лично для меня, то безумно порадовало то, что игра очень интерактивная сразу на нескольких уровнях: тут и на общей карте строим, толкаясь локтями, и общие треки прокачиваем, и технологиями друг-друга пользуемся и т.д. и т.р. На самом деле, практические любое ваше движение влияет на всех игроков за столом тем или иным образом, зачастую приводя к эдакой лавине последующих событий. Тут даже конец игры во многом завязан на том, насколько успешно развитие вашей колонии, да и составлющая триггера концовки, которая выходит за эти рамки, тоже так сказать общая.

Вторым удивившим моментом стала реиграбельность: на первый взгляд то, что менялось от сетапа к сетапу не казалось чем-то интересным, но по итогу каждая партия сильно отличалась от предыдущей, открывая игру с разных сторон. К примеру, очевидное по началу превосходство стратегии с упором на получение минералов со временем вышло из моды в ячейке, сменившись острым желанием в покупке ученых, и, да, ученые очень важны, но хороших результатов достигали и за счет постройки улучшений или развития технологий.

С БГГ - органайзер
С БГГ - органайзер

Ну и в-третьих, сам игровой процесс, с его постоянной проверкой и перепроверкой возможностей себя и соперников, с заметным напряжением от постоянно изменяющегося окна вероятности получения победных очков, с тем, как всё дёргает друг-друга за ниточки, просто интересный и приятный. Классная смесь эмоций для густого механического варева.

По минусам - это, в первую очередь, сильнейшая нишевость игры, и я говорю не только про то, кому она подходит. Игра тратит действительно много сил при игре в неё, особенно на первых порах, занимает много времени и пространства за столом, имеет высокий порог вхождения и требовательна к способностям игроков. На мой взгляд, лучше нет способа отбить у новичка желание вкатываться в хобби, чем партейка в На Марсе.

Лично мне в такое не хочется играть чаще, чем раз в месяц, да и по составу я предпочел бы всё же троих - оптимальный баланс времени и взаимодействия.

Из нейтральных моментов - это несколько странный ритм игры, где вы половину партии разгоняетесь, а потом наступает внезапный быстрый финал, а также механика с шаттлом, которая действительно практически теряет своё значение уже, зачастую, на втором уровне колонии. Меня самого это не особо смущает, но всё же.

С Настолио - всё пёстрое, но хорошо читаемое
С Настолио - всё пёстрое, но хорошо читаемое

Подытоживая сей текст, просто ещё раз скажу, что игра всё-таки крутая. Крутая, но абсолютно не для всех, и нет ничего страшного, что она вам не понравится, несмотря на свою репутацию в настольном сообществе. Тупорылое замечание "игра не для средних умов" можно смело пропускать мимо ушей.