Новые выкрутасы «акульей семейки». Как рязанская жилинспекция и ее покровители пытаются опрокинуть рейтинг доверия к региональной власти
Обычная управляющая компания Рязани – «Лидерфонд» – вознамерилась судиться. И не с кем-нибудь, а с областной Государственной жилищной инспекцией (ГЖИ). Причина – предписание инспекции, которое в управляйке считают незаконным. Что же сделала ГЖИ в ответ… Мгновенно нашла доводы в свою защиту? Нет. Пересмотрела свое решение или пошла на мировую, пытаясь найти компромисс? Нет. Вместо этого в рабочее время, оплаченное из наших с вами налогов, ее сотрудники устроили еще одну тотальную проверку той же управляющей организации.
Кровельные страдания
На крышу первого этажа разноэтажного дома в микрорайоне Братиславский ревизионный десант приземлился в конце июня – аккурат после дождей. Возглавляла группу ни много ни мало Татьяна Тарасюк – начальница региональной ГЖИ.
Сам факт ее присутствия на крыше говорит о том, что проверка была не рядовой – не дело руководителя заниматься столь рутинной работой. На то есть профессиональные инспекторы.
Но ведь и кровля не совсем обычная. Мы писали о ней в материале "Сестрёнкина крыша". Напомним коротко суть. Два года назад нежилое помещение в этом доме купила некто Мария Акулова, организовавшая частный детский сад. Проблемы с кровлями в аналогичных помещениях здесь были с момента постройки. «Лидерфонд», приняв дом в 2021-м, постепенно их устранял – по заявлениям собственников. Но Акулова решила, что справится сама. Судя по результату, экономили и на материалах, и на мастерах.
– В сливных отверстиях вместо уличных труб установили те, что для внутренних работ. Причем диаметр труб втрое меньше норматива, и воде просто некуда уходить, – рассказали нам весной члены совета дома.
Косяков наделали множество. Итог не заставил себя ждать: с первыми же ливнями крыша потекла. Но вместо того чтобы исправить все самостоятельно, владелица помещения стала требовать ремонт от управляющей компании (УК). Цена вопроса – полмиллиона рублей, поскольку тут нужен капитальный ремонт, а не просто небольшая переделка. Те же трубы надо демонтировать (читай «выковыривать») и заново вставлять новые с нормальной герметизацией, которой сейчас нет. УК предсказуемо отказала – сами напортачили, сами и исправляйте. Почему на это должны идти деньги собственников квартир, которые они платят на содержание жилья?
Предлагали и средний вариант: материал с детсада, а работы оплачивает и контролирует «Лидерфонд». Но и этот компромисс владельцев не устроил.
Окурки раздора
В рядовой ситуации никакие обращения в ГЖИ не помогли бы: ее инспекторы легко могут отличить самопальный ремонт от недочетов застройщика. Но у Акуловой нашелся покровитель. Вернее, покровительница – первый заместитель председателя правительства Рязанской области Анна Рослякова, а одновременно родная сестра владелицы детсада.
Потому и начались чудеса перерождения инспекторов ГЖИ, которые сначала уговаривали, а потом начали давить на УК, заставляя делать ремонт. Так и дошло до суда: «Лидерфонд» тратить деньги одних собственников из-за ошибок других не намерен.
Вслед за иском появился и десант из ГЖИ.
Поводом для выездной проверки стала жалоба Акуловой. Но найти повод мало, надо отыскать конкретные недочеты в работе УК. А с этим возникли проблемы: ну, нет их! То, что неисправно на многострадальной крыше – плоды именно того самовольного горе-ремонта. Пришлось десанту заняться другими кровлями, теми, где все давно в порядке. И тут их ждал подарок судьбы: нашли окурки от сигарет. Кто-то из жильцов с верхних этажей бросил, а это ведь непорядок! На что и было указано сотрудникам УК. Их возражения, мол, регулярно все очищаем, фото в группе дома «ВКонтакте» выкладывали только в апреле – не помогли. Так, насобирав недочеты, сравнимые с теми «бычками», ГЖИ и составила акт, а затем и предписание с перечнем того, что нужно исправить.
Начальница не хочет пачкаться
Но вот неувязочка. В предписании указали и крышу детсада, обязав подлатать отдельные места. Такой подход здесь, именно на этой кровле, сравним с прикладыванием подорожника – ей теперь поможет только полная переделка. А главное – если управляйка сейчас начнет здесь делать ремонт, то в суде ей сложнее будет доказать криворукость рабочих, нанятых Акуловой.
Так или иначе, но в УК к крыше «Акульей семейки» (так называется детсад) притрагиваться не собираются, хотя и получили бумаги из ГЖИ. Вместо этого «Лидерфонд» намерен добиваться справедливости и обращаться за помощью на уровень, куда выше регионального.
Тем временем, ни в акте, ни в предписании подписи Тарасюк нет. Везде лишь росчерк главного специалиста отдела инспектирования ГЖИ Александра Максимкина.
Начальница не хочет пачкаться? Или афишировать свое участие?
Ведь эту инспекцию сейчас курирует не Рослякова, а другой чиновник облправительства. Ведомство же, возглавляемое Тарасюк, обслуживает, по сути, интересы семьи уже названной нами дамы.
Садик тем временем переживает не лучшие времена. Кирпичи из стены начинают вываливаться (до многострадального ремонта больше десяти лет таких явлений не наблюдалось), а вывеску с учреждения владельцы отчего-то вообще сняли.
Дом, за счет которого они хотят навести порядок у себя, тем временем живет своей жизнью. Что весной, когда здесь впервые побывал корреспондент «Новой», что в разгар лета – здесь образцово-показательный двор. Все вычищено, покрашено, кругом ухоженные клумбы, газоны, игровые и спортивные площадки. Плюс приведена в порядок огромная территория вокруг, хотя это вотчина муниципалитета. Представляем, что бы тут было, оставь УК уборку этого пространства за городской Дирекцией благоустройства.
Первое ощущение при входе: элитный дом. Ну, не бывает такого порядка в обычных многоэтажках Рязани. Вторая мысль: интересно, сколько жильцы платят? Наверное, тариф повышенный. Оказалось, 20 руб. 27 коп. за 1 кв. метр – как и установлено муниципалитетом для домов с лифтом и без мусоропровода.
Потому и жалоб на эту УК в Госжилинспекции почти нет. Или они из разряда «делать людям больше нечего». А как еще назвать заявление, поданное недавно из-за того самого тарифа. Да, на полном серьезе одна из жительниц пожаловалась, что он слишком велик. Она, видимо, не в курсе, что устанавливает тот тариф администрация Рязани (для муниципального жилья). А большинство УК города, чтобы каждый раз не проводить собрания по этому поводу, поднимают плату вслед за муниципалитетом – автоматически и копейка в копейку как в постановлении мэрии. Причем обычно с 1 января, а в этом доме прошлый раз тариф изменили с марта.
Ну, из расчета «один из тысячи» недовольные всегда найдутся, а в этой многоэтажке как раз примерно одна тысяча жильцов.
Рейтинги и тазики
Интересно здесь другое: трудозатраты ГЖИ. Когда vip-инспекторы примчались на Братиславку считать окурки, обитатели множества домов после сильных дождей ждали проверяющих, меняя тазики у себя под крышей. Или «бодались» со своей управляйкой, забывшей, что такое не криворукий дворник-сантехник-электрик и далее по списку.
Но инспекции не до того, ей надо блюсти интересы жильцов. И ведь в должностных инструкциях прямо не указано – каких именно. Рейтинги и тазикиИнтересно здесь другое: трудозатраты ГЖИ. Когда vip-инспекторы примчались на Братиславку считать окурки, обитатели множества домов после сильных дождей ждали проверяющих, меняя тазики у себя под крышей. Или «бодались» со своей управляйкой, забывшей, что такое не криворукий дворник-сантехник-электрик и далее по списку.
Но инспекции не до того, ей надо блюсти интересы жильцов. И ведь в должностных инструкциях прямо не указано – каких именно.
Конфликт интересов тут налицо. И административное давление тоже. А это уже не просто многострадальные жильцы с тазиками, про которых никто и не вспомнит – это крайне важные критерии для оценки региона во всевозможных рейтингах. Зато теперь понятно, из-за кого Рязанская область в следующий раз «просядет» в очередном подобном исследовании.
Причем такие просчеты дискредитируют исполнительную власть и в глазах бизнеса, и перед ее же начальством, требующим хотя бы для вида «быть с народом». А не латать из его кармана свои дыры.