Найти в Дзене
Мир в истории

Он мог выйти из "котла", но генерал предпочёл плен. Как отнеслись к такому решению противники?

Военные начальники наделены правами принимать решения в зависимости от ситуации. Но в определенных случаях не все могут адекватно оценить обстановку и воспользоваться моментом. Такая история случилась с Владимиром Кирпичниковым, ставшим генералом в 38 лет. Что же послужило причиной тому, что от успешного военачальника отвернулась удача, его осудили за измену Родине, расстреляли и впоследствии не реабилитировали? Владимир Кирпичников – выпускник Ульяновской пехотной школы, окончил курсы начальствующего состава при военной академии. Молодому офицеру поручили командование 43-й стрелковой дивизией. С первых дней войны подразделение командировали на Ленинградский фронт. Главной задачей стрелков была оборона границ от финской армии в Карелии. В конце августа 1941 года части Юго-Восточной армии противника начали наступательную операцию. Им удалось взять советские войска в кольцо близ Порлампи. В «котле» оказалась вся 43-я дивизия, другие боевые подразделения, тыловые части и обозы. Но самым к

Военные начальники наделены правами принимать решения в зависимости от ситуации. Но в определенных случаях не все могут адекватно оценить обстановку и воспользоваться моментом. Такая история случилась с Владимиром Кирпичниковым, ставшим генералом в 38 лет.

Что же послужило причиной тому, что от успешного военачальника отвернулась удача, его осудили за измену Родине, расстреляли и впоследствии не реабилитировали?

Владимир Кирпичников – выпускник Ульяновской пехотной школы, окончил курсы начальствующего состава при военной академии. Молодому офицеру поручили командование 43-й стрелковой дивизией. С первых дней войны подразделение командировали на Ленинградский фронт. Главной задачей стрелков была оборона границ от финской армии в Карелии.

В конце августа 1941 года части Юго-Восточной армии противника начали наступательную операцию. Им удалось взять советские войска в кольцо близ Порлампи.

В «котле» оказалась вся 43-я дивизия, другие боевые подразделения, тыловые части и обозы. Но самым крупным было соединение под командованием Кирпичникова. В него входили 5 полков, несколько отдельных батальонов, части 123-й стрелковой дивизии, командир которой вышел из окружения с группой воинов.

Комдив не сумел воспользоваться представленным ему приоритетом. По словам очевидцев, Кирпичников словно сошел с ума, вел себя подобно самодуру, не прислушиваясь к мнению командиров, тоже оказавшихся в кольце.

-2

Через пару дней после окружения от вышестоящего командования поступил приказ об отступлении. Были даны четкие указания, где в колонне должна стоять каждая часть.

Однако отступление оказалось не слаженным, а хаотичным. Мало того, что войска двигались под непрерывным огнем финской артиллерии, так еще и командование, пребывавшее в растерянности и унынии, не обеспечило жесткую регулировку передвижения.

Части отходили «вслепую», без разведки. Если бы была организована разведывательная операция, то командующий знал, что противника, на самом деле, не так и много. Отступление необходимо ускорять, но колонны постоянно останавливались. Двигаться под интенсивным обстрелом врага было невозможно.

Другие военачальники жестко критиковали Кирпичникова за необдуманные действия. Они считали, что комдив мог вывести дивизию из окружения без больших потерь личного состава, техники и вооружения. Ведь остальные командиры, попавшие в «котел» сумели выбраться и дальше продолжать воевать.

Кирпичников вместе с тысячами солдат оказались в плену, где сразу самоустранился от командования. Финны гордились «добычей» и пытались использовать генерала в своих целях. Тут и проявляется двойственное поведение генерала. При категорическом отказе от сотрудничества, он охотно раскрывает врагу известные ему военные тайны.

Кирпичников обеспечил себе сносное пребывание в финской тюрьме. В 1944 году генерала передали советскому командованию. Его дело рассматривали около шести лет. Вина Кирпичникова была доказана.

Бывшего офицера назвали изменником Родины, отобрали все награды, лишили звания и расстреляли без права на реабилитацию.