Найти в Дзене

На дне адского колодца

В городе Шахты замучено и расстреляно 13 854 человека, из них в ствол шахты имени Красина, после изощренных пыток, сброшено 3 500 невинных жертв. Сегодня известны только 300 фамилий. Немецко-фашистские войска вошли в город Шахты 22 июля 1942 года. Там гитлеровцы надеялись очень скоро восстановить угольную промышленность, но их расчеты провалились. Люди делали все возможное, чтобы сорвать планы захватчиков. Карательный орган гестапо объявил набор во вспомогательный отряд среди местных жителей, но поддержки не получил. Не находя выхода из создавшегося положения, немецкие власти буквально «озверели». Тех, кто не соглашался сотрудничать, а также евреев, партизан, подпольщиков, горняков, которые отказывались выходить на работы, отвозили к шахте имени Красина. Людей пытали и привозили к шахтному стволу уже совсем измученных. Там их раздевали, расстреливали и сбрасывали. Оказывавших сопротивление сбрасывали живыми. Шахта получила название «адский колодец». В этом месте погибли не только шахти

В городе Шахты замучено и расстреляно 13 854 человека, из них в ствол шахты имени Красина, после изощренных пыток, сброшено 3 500 невинных жертв. Сегодня известны только 300 фамилий.

Немецко-фашистские войска вошли в город Шахты 22 июля 1942 года. Там гитлеровцы надеялись очень скоро восстановить угольную промышленность, но их расчеты провалились. Люди делали все возможное, чтобы сорвать планы захватчиков.

Карательный орган гестапо объявил набор во вспомогательный отряд среди местных жителей, но поддержки не получил. Не находя выхода из создавшегося положения, немецкие власти буквально «озверели». Тех, кто не соглашался сотрудничать, а также евреев, партизан, подпольщиков, горняков, которые отказывались выходить на работы, отвозили к шахте имени Красина. Людей пытали и привозили к шахтному стволу уже совсем измученных. Там их раздевали, расстреливали и сбрасывали. Оказывавших сопротивление сбрасывали живыми. Шахта получила название «адский колодец». В этом месте погибли не только шахтинцы, но и жители соседних городов и станиц Дона. В числе погибших также оказались воспитанники Шахтинского детдома. Во время сильного мороза палачи сначала поместили их в сарай, а потом, уже полузамерзших, сбросили в ствол. Перед расстрелом у наиболее здоровых жертв фашисты брали кровь для нужд своих госпиталей. Кровь бралась такими дозами, что часть арестованных к месту казни привозили полуживыми.

На всей территории оккупированной гитлеровцами Ростовской области мирное население массово уничтожалось.

Немцы сразу же с начала оккупации установили в городе жесткую систему контроля и наказания. Они создали чрезвычайные органы власти, такие как военную комендатуру, гестапо, вспомогательные отряды гестапо, жандармерию, первую тайную жандармерию и управление полиции с 4-мя отделениями. Эти органы немедленно начали массовое уничтожение местного населения в соответствии с их кровопролитной политикой. Изначально жителей города расстреливали во рву рядом со станцией Каменоломни. Однако вскоре немцам надоело прятать тела своих жертв, и они нашли более «удобное», по их мнению, место для казней – ствол шахты, которая была выведена из строя. Её предложили карателю Пискунову на одной из их "встреч" в начале октября 1942 года. Таким образом, шахта имени Красина стала ужасающим местом массовых захоронений. Расправы проводились сотрудниками шахтинского гестапо под обязательным участием военного коменданта города Шахты, капитана Креммера, из города Брауншвайг, шефа гестапо Гельфсгота из Северной Германии, который был крупным промышленником, его заместителя Деппе Эрвальда и следователей гестапо, таких как унтер-офицер Госман Гюнтер, Беллинг Фридо, Рогге, унтер-офицер Майер, Бройер и Шибнер Ганс. Шеф гестапо Гельфсгот был в восторге от идеи использования шахты для этой цели, так как он не любил однообразие, и ему надоели банальные виды уничтожения.

«Каратели» установили специальную платформу, узкой частью обращённой к стволу. Жертв подводили на платформу и расстреливали. Трупы сами падали в ствол. Периодически людей сбрасывали живыми, а потом бросали тяжёлые глыбы породы, чтобы точно добить. Из шахты слышались стоны умирающих. Массовые казни продолжались. Деппе Эрвальд составил график выездов в шахту. Теперь машины ездили два раза в день. Это называлось «везти в шахту очередную смену». Немцы делали они это с удовольствием, так как можно было раздеть людей на морозе вплоть до белья и разделить добычу.

Продолжение в лонгриде Марины Земсковой https://project8348277.tilda.ws/