Приветствую у себя на канале всех любителей фольклора, народных традиций и всевозможных историй, связанных с этим.
Еще раз душевно поздравляю всех с минувшим международным женским днем 8 Марта. Надеюсь, что весна уже заглянула во все уголки нашей необъятной. По случаю этого подготовила чисто женское расследование насчет предмета домашнего обихода, так часто встречающегося у наших предков и несколько потерявшего свое значение к настоящему времени.
И речь сегодня пойдет о домотканых коврах и дорожках. В Великом Устюге, откуда я только что вернулась, в гостиницах, кафе, сувенирных и антикварных лавках они встречаются до сих пор на каждом шагу. Но в современном мегаполисе их теперь редко увидишь. Поэтому при виде пестрого домотканого коврика или дорожки в голове сразу возникают ассоциации с деревней, стариной, любимой бабушкой, ибо редкая русская старушка в ХХ веке не плела таких милых и уютных вещей для дома.
Решила поискать корни такой мегапопулярности этих домотканых лоскутов у наших предков.
Половики нашими предками изготавливались на ткацком стане или плелись крючком, в первом случае они были длинными и узкими, во втором — обычно круглой формы. Материалом для половиков служили грубые, толстые нитки, веревки, полосы из старых тряпок, иногда — растения типа рогозы, а также мочало. На русском Севере в качестве половика иногда использовали старые рыболовные сети по причине их неимоверного количества и достаточно быстрого износа. Появление половиков в традиционном жилище славян связано со стремлением к поддержанию чистоты в избе, однако художественное выполнение их говорит не только о практическом, но и эстетическом и символичном сакральном (скрытом охранном) значении.
У наших предков ковровые изделия и домотканые половики относились к «низовым» техникам, которые не предполагали высокий уровень мастерства как ткачество более тонких тканей, плетение кружев, кружевное вязание. В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Такое использование изначально имело только практическую составляющую, так как избы часто к утру остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к респираторным заболеваниям. Только со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора.
Тканые дорожки, круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, и придание нового качества старым вещам. Домотканые дорожки стали очень популярны в России XIX веке. В качестве материала также применяли отчёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей и выполненные в высокохудожественном стиле применялись как покрывала на кровати.
Половики и домотканые коврики помимо практической функции использовались нашими предками так же как обереги. Вход в жилище испокон веков имело определенный эклектический смысл. Входные коврики и половики являлись и до сих пор являются визитной карточкой любого дома. Они передают эмоции и внутренний мир хозяев жилища, радостно приветствуя вошедшего, защищают дом от «дурной» энергии и сглаза.
Поэтому домотканые изделия были не только элементом внутреннего убранства жилища, но так же служили оберегом по нескольким направлениям:
Во-первых, половики-дорожки стелились они в русских избах всегда только вдоль половиц как символ пути, дороги. Этот символ заключен и в обычае расстилания ковровых дорожек на пути высокопоставленных государственных особ в знак особого почтения к ним.
Во-вторых, половой коврик, который стлался у порога, выступал как символ разделения сущности миров дома и улицы. Человек обладает двумя основными состояниями: дом – улица. При входе в дом происходит сдвиг, психологическая ломка, влияние каковой зависит от того, свой ли это дом. Переступающий порог делает конвульсивное движение ногами, как бы вытирая их, интуитивно ожидая под ногами коврик, – это внешнее проявление изменения внутреннего состояния. Вход и выход из жилища уже в древности имел сакральный характер, освещенный ритуальными действиями и словами. В повседневной жизни с порогом связывалось множество запретов и ограничений:
- не разрешалось садиться или наступать на порог;
- здороваться или разговаривать через него;
- передавать друг другу что-либо через порог, особенно детей;
- по украинским приметам, нельзя есть на пороге, иначе люди будут сплетничать;
- нельзя переливать через порог воду после стирки или помои, иначе нападет куриная слепота;
- запрещалось мести хату от порога, иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты;
- нельзя выметать мусор через порог, особенно беременной, иначе у нее будут трудные роды, а у ребенка — частые рвоты;
- если рубить что-нибудь на пороге или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у порога;
- нахождение на пороге связывалось со смертью, как например в подблюдной песне: «На пороге сижу, за порог гляжу».
Порог как границу дома защищали с помощью оберегов. Половой коврик хозяйки садились ткать с хвалебными песнями домовому:
Домовик-домовик,
Я плету половик –
Нити с севера на юг.
Не блуждай во тьме, мой друг.
В-третьих, считалось, что под половик дома, где проживали хозяева, нужно было положить железный нож или в крайнем случае кусок железа от ведьмы, дурного глаза и связанных с ними возможной порчи.
В-четвёртых, в праздник домовых, на так называемые Кудесы (10 февраля по старому стилю), хозяйка оставляла домовому праздничный гостинец. В поминальные дни его приглашали в гости и ради него постилали чистый половик от порога к столу.
Жуткой древней традицией, связанной так же с порогом - являлся обычай хоронить умерших детей в голыбче (под полом, у порога). Особенно это широко практиковалось зимой, когда в мороз ехать на кладбище было далеко, а долбить мерзлую землю было проблематично. Подобные случаи захоронения младенцев в подполе были широко зафиксированы на русском севере (особенно в среде старообрядцев) и имели хождение аж до начала ХХ века. Так же это было связано с незначительностью в крестьянской многодетной среде таких событий, как появление мертворожденного ребенка и ранняя смерть, ради которых стоило бы отвлекаться от обычных бытовых забот, ехать на кладбище и отпевать (особенно, если младенца еще не успели окрестить). Под домами обычно хоронили умерших некрещеных младенцев, мертворожденных и детей, которые родились раньше срока. По народным поверьям, они могли после смерти превращаться в злую мелкую домашнюю нежить игош, которых нужно было задабривать почище домового.
Половыми ковриками в таком случае детские трупики покрывались символично как одеялками, чтобы покоящимся под порогом умершим было тепло и покойно, как в кроватке, и они не вставали из своих могилок под полом и не тревожили домочадцев проказами и пакостями.
Если вам стали интересны другие жуткие и страшные традиции, связанные с порогом, сообщите мне об этом в комментариях, чтобы я продолжила свои расследования. Так же, если вам известны еще какие-то интересные традиции и обряды, связанные с домоткаными коврами и дорожками, не забудьте поделиться ими, буду рада узнать новое!
Всех обняла и убежала.
Всегда ваша Морозова.
Мои проекты:
Основной канал в Дзене
https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Ярус. Надежда Морозова.
Паблико Отмороженные истории | Паблико