ОЦИФРОВКА СТАРЫХ ГРАМПЛАСТИНОК. ЧАСТЬ 2. ЖЕЛЕЗО

Здравствуйте!

Хочу поделится своим опытом по оцифровке старых грампластинок и созданию архивов оцифровок. Я занимаюсь этим с конца 2016 года. Набил много шишек. Возможно, мои советы кому-нибудь пригодятся.

Здравствуйте! Хочу поделится своим опытом по оцифровке старых грампластинок и созданию архивов оцифровок. Я занимаюсь этим с конца 2016 года. Набил много шишек.

ДРУГИЕ ЧАСТИ МАТЕРИАЛА

ЧАСТЬ 1. МОЙКА

ЧАСТЬ 3. ЗВУКОСНИМАТЕЛИ И ИГОЛКИ

ЧАСТЬ 4. ПРОЦЕДУРЫ И ФОРМАТЫ

ЧАСТЬ 5. АРХИВ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ОЦИФРОВКА СТАРЫХ ГРАМПЛАСТИНОК. ЧАСТЬ 2. ЖЕЛЕЗО

Эта часть посвящена железкам, которые необходимы для оцифровки и создания архивов старых грампластинок. В данную часть не включены вопросы звукоснимателей и иголок. Этому будет посвящена отдельная часть.

СКАНЕР

Безусловно изображения этикеток грампластинок являются неотъемлемой частью архивов оцифровки. Для этого нам потребуется сканер.

Сканеры бывают двух типов с датчиками CIS или датчиками CCD. Первые модели наиболее распространенные и самый дешевые. Именно с них я и начинал работу. Но сканеры этого типа не обеспечивают достаточной глубины резкости, поэтому изображения этикеток получаются не очень четкими. Пришлось обрезать пластиковые бортики, чтобы обеспечить плотное прилегание этикетки к стеклу. В таком варианте результат получает удовлетворительный. Именно CIS сканерами были сделаны первые архивы оцифровок. Можно увидеть, что качество этикеток среднее. В принципе, такой сканер можно взять за основу для бюджетного старта. Однако придётся доработать его, чтобы пластинка хорошо прижималась к стеклу. Но для немного изогнутых грампластинок достичь хорошего результата не удастся.

Значительно лучший результат даёт использование CCD сканеров. Но они значительно дороже. К тому же и у них есть одна проблема. Современные массовые CCD сканеры имеют светодиодную подсветку. Она оставляет яркие блестящие полосы при сканировании поверхности. В принципе это не так страшно, если оставлять только изображение этикетки. Но свободная зона вокруг этикетки также имеет значение. Там находится гравировка матричного номера записи. Конечно, далеко не у всех грампластинок эта зона видна на сканах, но на многих видна. Лучше оставлять эту зону в изображении, которое размещается в архиве. Решение есть. Использовать старые модели с подсветкой флуоресцентной ламой. В этом случае получается более-менее ровное изображение блестящих участков грампластинки. В результате поисков мне удалось по разумной цене найти подержанный сканер Canon CanoScan 4400F. На вторичном рынке ещё были модели Epson Perfection, но цена на них была значительно выше.

СКАНЕР CANON CANOSCAN 4400F
СКАНЕР CANON CANOSCAN 4400F

Первый такой сканер я угробил. Решил отрезать пластиковый бортик и разбил стекло. В следующем сканере не стал ничего менять, поскольку он обеспечивает хорошее качество сканирования даже при неплотном контакте пластинки со стеклом. Пока сканер работает хорошо. Через него прошло около 600-700 грампластинок. На всякий случай в резерве есть ещё один такой сканер. Если оба сломаются, тогда и буду думать.

Про собственно процедуру сканирования и форматы мы поговорим в другой части этих заметок.

ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ

Забегая вперед, скажу, что для оцифровки грампластинок используются электромагнитные и керамические звукосниматели. Каждый из них требует своего предусилителя.

Керамическим звукоснимателям для нормальной работы требуется высокое входное сопротивление от 1 Мом. Для работы с такими звукоснимателями я купил на Aliexpress два недорогих гитарных предусилителя, засунул в коробку и сделал блок питания.

ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ КЕРАМИЧЕСКОГО ЗВУКОСНИМАТЕЛЯ
ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ КЕРАМИЧЕСКОГО ЗВУКОСНИМАТЕЛЯ

Этот предусилитель сейчас не используется. Причины будут изложены ниже.

Для электромагнитных звукоснимателей нужен другой предусилитель. Все серийно выпускаемые предусилители поддерживают стандарт RIAA, а для оцифровки старых грампластинок лучше использовать предусилитель с линейной АЧХ. Конечно, такие специализированные предусилители выпускаются, но стоят они немало. А собирать самому мне было лень.

Поэтому в проекте используется стандартный предусилитель. Просто это надо обязательно учитывать при дальнейшей обработке оцифровки. В сопроводительном файле архива обязательно нужно указать, как сделана оцифровка. По стандарту RIAA, с линейной АЧХ или какой-то другой АЧХ. Только тогда можно будет восстановить звучание фонограммы, предусмотренное производителем. Эту тему мы обсудим в другой части.

Сейчас в проекте используется такой предусилитель

ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ЗВУКОСНИМАТЕЛЯ
ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ЗВУКОСНИМАТЕЛЯ

Удобство этого предусилителя состоит в том, что у него есть регулятор выходного уровня. Это несколько упрощает настройку уровня записи при выполнении оцифровки. Я купил подержанный предусилитель на вторичном рынке, поэтому он обошелся сравнительно недорого. К недостаткам комплектации этого предусилителя следует отнести использование импульсного блока питания с высоким уровнем помех. Что приводит к повышенному фону. Вместо штатного БП был собрал из подручных средств классический стабилизированный блок питания. Фон пропал.

На самом деле выбор модели предусилителя не имеет ровным счетом никакого значения. Можно использовать любой, какой есть под рукой.

НАУШНИКИ

Можно обойтись и без них. В основном они нужны для обработки оцифровок. В частности, для оценки правильности примененной кривой воспроизведения фонограммы. Во время оцифровки я использую наушники очень редко, контролирую процесс через обычные активные компьютерные колонки. Наушники используются в тех случаях, когда есть какие-то вопросы к полученной фонограмме

Сейчас я использую две модели. Конечно, они с большой натяжкой могут претендовать на студийные. Но это не принципиально. Поскольку для оценки звука старых грампластинок они вполне годятся.

Первая модель – полуоткрытые Superlux HD681 EVO.

НАУШНИКИ SUPERLUX HD681 EVO
НАУШНИКИ SUPERLUX HD681 EVO

Недорогая модель с неплохим звуком. Имеет свой оттенок с приподнятыми низами.

Вторая модель - Sennheiser HD 280 PRO.

НАУШНИКИ SENNHEISER HD 280 PRO
НАУШНИКИ SENNHEISER HD 280 PRO

Эта модель закрытого типа. Звук другой, чем в Superlux. Вероятно потому, что модель чуть выше классом.

Обычно я отслушиваю материал на двух моделях наушников. Не могу сказать, правильно это или нет, но так мне понятней. Разный оттенок звучания лично мне даёт возможность лучше понять результат.

Эти наушники используются не так давно. А до того использовались Sennheiser HD 201, пока они совсем не развалились.

АУДИО ИНТЕРФЕЙС

В принципе, для оцифровки старых грампластинок вполне хватит встроенной в компьютер звуковой карты. Но внешняя звуковая карта даёт чуть больше удобства.

Проект начинался со встроенной звуковой карты. Потом были эксперименты с различными внутренними и внешними аудио картами.

Сейчас в проекте используется современный аудио интерфейс Behringer U-Phoria UMC202HD.

АУДИО ИНТЕРФЕЙС BEHRINGER U-PHORIA UMC202HD
АУДИО ИНТЕРФЕЙС BEHRINGER U-PHORIA UMC202HD

Во-первых, у него просто замечательная цена. Во-вторых, поддержка современных операционных систем Windows. Драйвер поддерживает протоколы ASIO и WASAPI. Конечно, как профессиональное устройство для студий он, возможно, не годится. Однако для оцифровки старых грампластинок вполне подходит. Плюс имеет некоторые особенности, которые делают его весьма удобным в использовании. Каждый вход имеет переключатель LINE-INST. Причем в режиме INST у него входное сопротивление около 1 МОм, что позволяет подключать керамический звукосниматель минуя предусилитель. А также полезная функция ослабления входного сигнала для каждого входа, потому как керамический звукосниматель имеет высокий выход и может перегружать вход. Плюс регуляторы громкости колонок и наушников всегда «под рукой» по сравнению со встроенной звуковой картой.

ПРОИГРЫВАТЕЛЬ

В заключение этой части поговорим о проигрывателе. Потому как это одно из важнейших устройств для оцифровки старых грампластинок.

Достаточно давно я начал подходить к проблеме прослушивания и оцифровки старых грампластинок. В то время ничего лучше ЭПУ Unitra G-602 под рукой не было. Известно, что замена одного резистора позволяет сделать скорость 78. Однако опыт «борьбы» с ЭПУ G-602 показал, что стабильность скорости этого агрегата оставляет желать лучшего. Причем не только на «дополнительной» скорости 78.

Потом была совершена вторая ошибка под влиянием всяческих «гуру» в области проигрывателей, воспевающих роликовые агрегаты как верх совершенства, в частности модели DUAL. Был куплен роликовый DUAL 1215 со скоростью 78. Уровень шума привода на скорости 78 превышает все разумные пределы, несмотря на полную профилактику механики и замену ролика.

Также был опробован пассиковый Thorens TD170-1. Этот агрегат тоже оказался не очень и практически мало чем отличался от ЭПУ G-602.

На самом деле проблема решается достаточно просто. Давно уже на рынке есть вполне приличные проигрыватели со скоростью 78, предназначенные для диджеев. Подвернулся подержанный комплект из двух штук за вполне вменяемую цену. Конечно, покупка аппаратуры на вторичном рынке есть лотерея. Но поскольку я давно коллекционирую всякую рухлядь, то рискнул.

Модель проигрывателя называется Numark TT-200

ПРОИГРЫВАТЕЛЬ NUMARK TT-200
ПРОИГРЫВАТЕЛЬ NUMARK TT-200

Проигрыватель оборудован двигателем Direct Drive c кварцевой стабилизацией скорости вращения.

Была проведена полная профилактика механики устройства. Одним из недостатков модели является повышенный фон 50 ГЦ. Впрочем, это характерно для всех подобных моделей, потому как под разными корпусами и разными названиями скрывается одинаковая OEM конструкция. Причина оказалась в сетевом трансформаторе. Трансформатор был вынесен из корпуса проигрывателя, что значительно снизило уровень шума.

В процессе эксплуатации один проигрыватель вышел из строя - скорость начала меняться произвольно. Оказалось, что причина в управляющей микросхеме. Замена решила все проблемы. В запас я купил ещё одну микросхему, но она до сих пор не пригодилась.

Есть ещё одна тонкость. Дел в том, что старые грампластинки имеют различный диаметр посадочных отверстий. Старый советский стандарт устанавливал диаметр посадочного отверстия 7 мм с допуском -0,1 мм, а новый – 7,24 мм с допуском +0,05 мм / -0,15 мм. Некоторые коллекционеры старых грампластинок предлагают растачивать отверстия грампластинок. Мне такой подход не по душе. Поэтому из проигрывателя был извлечен шпиндель, его верхнюю часть проточили и сделали насадки для двух разных размеров посадочного отверстия. Насадки, которые мне изготовили, имеют диаметр 6,98 мм и 7,1 мм (стандартный размер).

НАСАДКИ НА ШПИНДЕЛЬ
НАСАДКИ НА ШПИНДЕЛЬ

Теперь для установки грампластинки с другим размером посадочного отверстия достаточно поменять насадки. Если вдруг потребуется насадка другого размера, то это простой вопрос одного дня. У кого-то из зарубежных продавцов я видел доработку с несколькими насадками. Это было давно, сейчас не смог найти ссылку.

Проигрыватель используется в проекте с конца 2016 года и пока никаких проблем (кроме описанных выше) не возникало. Ежегодно проводится профилактика механики.

При оцифровке используется маленький прижим, в качестве которого выступает противовес тонарма от ЭПУ G-602. Хотя использование прижима вовсе не обязательно. Когда перед воспроизведением грампластинка очищается от пыли микрофиброй, то может возникать небольшое проскальзывание. Чтобы предотвратить это для удобства ставится прижим. Можно установить противоскользящую накладку на диск, но нет смысла этим заниматься и используется стандартная комплектная накладка. При воспроизведении, естественно, никакого проскальзывания нет.

Для оцифровки старых грампластинок подойдёт любой DJ проигрыватель со скоростью 78, прямым приводом и кварцевой стабилизацией скорости.

На этом про железки всё. Если вспомню что-то ещё важное, то обязательно допишу

Следующая часть будет посвящена звукоснимателям и иглам для оцифровки грампластинок

Спасибо

ДРУГИЕ ЧАСТИ МАТЕРИАЛА

ЧАСТЬ 1. МОЙКА

ЧАСТЬ 3. ЗВУКОСНИМАТЕЛИ И ИГОЛКИ

ЧАСТЬ 4. ПРОЦЕДУРЫ И ФОРМАТЫ

ЧАСТЬ 5. АРХИВ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ