Найти в Дзене
Let's manage #BIM

Нормативные проверки ЦИМ ЛО. Часть1

Статья по мотивам BIM-форума 11.12.2024. Не знаю, будет ли запись, поэтому делюсь мыслями на бумаге:) До сих пор меня мучает один вопрос: почему мы, работая с ЦИМ, автоматизируем оценку стоимости, закупки, получение графиков на основании данных из модели, но забываем про основополагающий BIM-сценарий: повышение качества проектных решений. Выпуск документации из ЦИМ позволяет не только ускорить процесс её проверки, но и реализовать то, что невозможно сделать, работая с PDF или напечатанными чертежами. Например, проверить нерасположение мокрых помещений над электрощитовыми по СП54.13330 или убедиться, что монтажные зазоры в соответствии с ТЗ соблюдены. Сложно представить, что проектировщик предоставит разрез по каждому помещению. Да и зачем, эксперту придется проверять это целую вечность:) И давайте не будем забывать про информационный менеджмент, а именно: систематизацию и унификацию. Делаете ли вы чек-листы, создаете ли шаблоны проверок, отчетов? Распространяются только на вас? Или ве
Оглавление

Статья по мотивам BIM-форума 11.12.2024. Не знаю, будет ли запись, поэтому делюсь мыслями на бумаге:)

Главный BIM-сценарий

До сих пор меня мучает один вопрос: почему мы, работая с ЦИМ, автоматизируем оценку стоимости, закупки, получение графиков на основании данных из модели, но забываем про основополагающий BIM-сценарий: повышение качества проектных решений.

Выпуск документации из ЦИМ позволяет не только ускорить процесс её проверки, но и реализовать то, что невозможно сделать, работая с PDF или напечатанными чертежами. Например, проверить нерасположение мокрых помещений над электрощитовыми по СП54.13330 или убедиться, что монтажные зазоры в соответствии с ТЗ соблюдены. Сложно представить, что проектировщик предоставит разрез по каждому помещению. Да и зачем, эксперту придется проверять это целую вечность:)

И давайте не будем забывать про информационный менеджмент, а именно: систематизацию и унификацию. Делаете ли вы чек-листы, создаете ли шаблоны проверок, отчетов? Распространяются только на вас? Или весь отдел работает согласовано?

Если ваш ответ да, то вы уже сейчас экономите своё и чужое время. А если нет, то давайте расскажу на примере пилота ЦИМ линейного объекта в Larix.Manager: Как ускорить проверки за счёт средств автоматизации?

И надеюсь, данная статья - это лишь первая часть. История только начинается, и я ещё напишу про новые практические кейсы. Если ты давно хотел осуществить нормативные проверки или загорелся желанием после прочтения, пиши в комментарии, и давай запустим совместный пилот.

Проверки ЦИМ

Хотелось бы начать с оптимального чек-листа эксперта. И да, это перечень проверок, который можно автоматизировать частично или в полном объеме.

Чек-лист автоматических проверок

  • LOI (наличие параметра и заполнения) -100% автоматизация
  • Корректность заполнения параметров- 100% автоматизация, но есть нюансы. Чтобы проверить значения параметров на соответствие диапазону, т.е. прописать условие сравнения, параметр должен быть числовым. Например, проверяем класс прочности на сжатие: лежит от B30 до 60 МПа (>=30 и <60).
  • LOD (уровень детализации) - частичная автоматизация. Можно проверить, что замоделированы подземные коммуникации или что монолитный ростверк заармирован.
  • Назначение классов - 100% автоматизация проверки при условии, что элементы в модели однозначно идентифицированы. Сегодня разговор у нас про IFC, поэтому для облегчения фильтрации элементов важно соблюдать IfcClass, как минимум, а вообще для возможности работы с моделью нужно вводить дополнительные параметры. Ведь для линейных объектов недостаточное количество классов, не говоря уж про мосты.
  • Проектные решения, отклонения от нормативной документации - сложно сказать, какой процент, поскольку всю нормативку однозначно не автоматизировать, как методологически, так и физически (рук не хватит). Но со вторым мы знаем, что делать. Приоткрою завесу тайны: сейчас идет работа над переводом строительных требований в машиночитаемый/машинопонимаемый вид, а лично мы с коллегами из Нанософта запустили пилот, где делаем разметку требований таким образом, чтобы подружить с Larix.Manager и его различными типами проверок, т.е. работаем над машиноинтерпретируемым видом, а коллеги из NSR Specification занимаются анализом структурных связей.
Немного ушла от темы, всё это очень интересно, но сейчас про другое: вернемся к нашим баранам, какие же типы проверок существуют?

Типы проверок

Сегодня в статье я приведу кейсы 1,3,5,8,9 проверок.

  1. Геометрические. Тут всё более менее понятно и знакомо, например, находим места, где не увязаны сети.
  2. Эргономические коллизии. Здесь речь про удобство и комфорт, которые обеспечены благодаря эргономике проектных решений: развиты пешеходные зоны за счёт достаточной ширины тротуаров, минимизированы пересечения с транспортным потоком или продумана инфраструктура для МГН. Комфорт, функциональность, эффективность и безопасность- ключевые показатели.
  3. Нормативно-технические коллизии. Соблюдаются ли требования сводов правил, ГОСТов..? Всё тот же кейс с B30-B60.
  4. Технологические коллизии. А насколько реально воплотить проектное решение на этапе строительства? Придется ли что-то исправлять по месту? Просто говоря, исходя из названия, соблюдена ли технология?
  5. Проверка нарушений нормируемых расстояний. Предусмотрены ли монтажные зазоры между сетями, или соблюдены минимальные расстояния между ограждениями проезда?
  6. Проверка на «неразрывность» примыкания элементов конструкций, на «неразрывность» систем инженерных коммуникаций.
  7. Проверка систем координат.
  8. Проверка охранной или рабочей зоны. Сможем ли мы смонтировать оборудование в текущих условиях?
  9. Проверка уровня атрибутивного наполнения.

Часть проверок на соответствие нормативной документации корректно реализовывать именно исходя из фактической геометрии элементов, а не на основе числовых параметров. Например, толщину минимального слоя (по логике толщину можно взять как из параметра, так и фактически, измеряя расстояние между выше и ниже лежащими слоями). И второй случай дает гарантию точности полученного значения, в то время как первый заставляет задуматься: а верно ли реализован маппинг параметров? а тот ли инструмент использовал проектировщик для моделирования? как получилось данное число?

Но в некоторых случаях пригодится и 9-ая проверка. Всё тот же кейс с прочностью.

СП 35.13330 Требования к классу прочности на сжатие бетонных конструкций не менее B30
СП 35.13330 Требования к классу прочности на сжатие бетонных конструкций не менее B30
А теперь самое интересное, примеры, примеры и ещё раз примеры. Буду рада, если в комментариях появятся вопросы из серии: а можно ли вот такой пункт СП автоматизировано проверять? или проверить то-то?

Геометрические коллизии

Приведу парочку

  • Переходные плиты - шкафные стенки
  • Балки ПС - Выравн. слой
  • Самопересечения обратной засыпки траншей инженерных сетей

Проверка must have. Как-то таким кейсом делился Дмитрий Ушаков (МКУ "УКС г. Екатеринбурга"), представитель муниципального Заказчика. На 100+ презентовал проект, на котором проверки осуществлялись в Larix.Manager. Благодаря наличию функционала сортировки по объему коллеги смогли оценить значимость данных коллизий и их вес.

С полной версией презентации можно ознакомиться по ссылке https://t.me/letsmanagebim/364
С полной версией презентации можно ознакомиться по ссылке https://t.me/letsmanagebim/364

Ну и куда без поиска избыточных объемов за счёт излишней любви к копипасту:

  • Дублирование
А вы нюкрон сыграть могли бы на флейте водосточных труб? Сказал бы Маяковский, а я спрошу: а вы отклонения от нормативки проверить смогли бы на кульмане или имея просто 2D документацию в PDF?

Нормативные коллизии

Скорее нет, чем да. Давайте это исправлять, и вот вам первый перечень с нормативными проверками.

Заглубление элементов

Согласно СП 24.13330 п.8.8. для всех сооружений глубина заделки головы сваи в ростверк 50 - 100 мм. Первый вариант проверки, который приходит в голову: изолировать интересующие элементы и сделать разрез, чтобы померить ручками. Собственно инструментарий любого вьювера: бери и проверяй. Но согласитесь, долго. Давайте подумаем ещё…

-4

А может проверить на пересечение ростверк и сваи? И тогда получим перечень, в котором будет метрика по заглублению, нам остается только лишь пробежаться по значениям. Скорость проверки системы значительно превышает скорость ручного измерения, поэтому выбираем данный способ и остается решить вопрос, а как убедиться, что мы не пропустили места, где ростверк и свая вообще не пересекаются?

-5

И вот тут делаем второю проверку на наличие (частичное расположение) сваи в ростверке. Ошибкой Larix.Manager выдаст сваи, которые не пересекаются с ростверком вообще.

-6

Минимальные расстояние

Очень интересно, а соблюдаются ли у нас минимальные расстояния между объектами организации дорожного движения? Дорога у нас длинная, не будем же бегать с линейкой и измерять все места вручную? Или как обычно на авось померим пару мест и успокоимся?)

-7

Предлагаю автоматизировать:) И вот перечень результатов, где, к примеру, не выдержано расстояние от откоса до шумозащитного экрана в 500 мм.

Расстояния между кратчайшими точками проверили, в проекции на горизонтальную плоскость тоже, а что насчет высот?

Отметки

Тоже можем с легкостью проверить. Например, возвышение низа пролетных строений над наивысшим уровнем водохранилища у мостов, расположенных в несудоходных и несплавных зонах водохранилища, должно быть не менее 0,75 высоты расчетной ветровой волны с увеличением на 0,25 м.

-8
А что насчет не минимальных расстояний, а наоборот, ограничений по максимальному?

Максимальное расстояние

Например, предупреждающие ГВ устанавливают перед искусственными сооружениями с подмостовым габаритом искусственного сооружения менее 5 м на дорогах I-III категорий и менее 4,5 м на дорогах IV-V категорий.

-9

В полуавтоматическом режиме тоже найдем такие места. Нам всё по силам)

Соблюдение защитной зоны

А разведены ли у нас сети на должное расстояние? Соблюдена ли защитная зона газопровода? На этот вопрос ответим со 100% автоматизацией. Первый рисунок может не очень очевидно показывает картину, элементы не пересекаются. Но если посмотреть на второй: минимальное расстояние между ближайшими точками элементов не соблюдены.

Хорошо! С расстояниями уже всё понятно, а что-то ещё интересное можно проверить? HARD!

Min толщина слоёв многослойной конструкции дорожной одежды

Нет ничего невозможного, и я соглашусь с данной позицией Барона Мюнхгаузена, но как доказательство приведу живые примеры:

А соблюдаются ли минимальные ширины слоев конструкций дорожной одежды? И это нам по силам! В данном примере каждый слой покрытия -отдельный элемент, поэтому мы без проблем считываем высоту каждого слоя исходя из того, что замоделировано. Проверяем, что расстояние от балок до гидроизоляции не менее 30 мм.

-11

А может через параметры? Да, можно и так, но я за проверки, которые производятся на основании геометрии, а не того, что может быть заполнено вручную или считается по некорректному алгоритму.

Нормативная проверка параметров

Но можно и через параметры. Любое специализированное ПО для проверок ЦИМ так тоже умеет. В целом, хозяин-барин:

-12

Требования и возможности ПО

Все приведенные выше проверки были реализованы в Larix.Manager. Можно сделать вывод, что его функционал уже сейчас закрывает довольно большую часть по нормативным проверкам. Один инструмент как для проверки атрибутивного наполнения, так и поиска геометрических и нормативных коллизий, несоблюдения минимальных/максимальных расстояний, рабочих и охранных зон и отсутствия дублирования.

-13

И это достигается благодаря 7-ми различным типам проверок и инструментам постобработки, анализа коллизий (фильтрация, сортировка и группировка).

Но есть же ограничения? Спросите вы, пожалуй, стоит отметить, что все проверки, которые мы автоматизировали, это проверка расстояний между гранями элементов, а не осями.

Например, по СП 35.13330 п. 8.13 проверяем расстояние именно между осями забивных свай. Да, автоматически мы пока что такое не проверим, но благодаря гибким отчетам Larix.Manager и силе экселя, решим задачку в два счёта.

Нашли места, где не соблюдается минимальное расстояние в свету, а затем, добавили в отчет перед экспортом значение диаметра сваи. Далее доработаем в Excel: к полученной метрике (в свету) прибавим по 1/2 диаметра каждой сваи и получим уже расстояние между осями.

-14

Как я и говорила, нет невозможных задачек)

Размещение элементов в объеме

Ещё сегодня упоминала, что можно LOD проверить. А как это автоматизировать?

Например, выбираем набор А - опалубка, набор Б- арматурные стержни и проверяем, что в объеме А есть элементы Б.

-15

А если у нас обратная ситуация, наоборот нужно проверить отсутствие тех или иных элементов в неком объеме?

НЕразмещение элементов в объеме

Например, а можно ли проверить, что в соответствии с предъявляемыми требованиями к различным конструкциям по армированию везде соблюдены минимальные диаметры.

-16
Теоретически тоже можно, но тут уже наш толмут с требованиями становится всё больше и больше, и всё же нужно не забывать про баланс между сроками и качеством.

И практика показывает, что максимум, который можно сделать - это занести доп. параметры с расходом армирования для строительных конструкций и тогда уже это можно проверить, исходя из параметризации.

Нормативная проверка параметров

Но насколько забита достоверная информация в эти параметры- вопрос открытый. Но завершить проверку ничего не мешает.

-17

Минимальные требования

  • У всех расчетных элементов есть системные параметры: S, V, L, d, h
  • Элементы однозначно идентифицированы
  • Соответствие классов IFC и элементов модели

А какие параметры потребуются для фильтров и последующего анализа ещё?

  • Тип конструкции (траншея; дорожная одежда; колодец; опора..)
  • Функциональное деление (насыпь; выемка..)
  • Пикетаж
  • Марка бетона
  • Расход армирования

И комментарий от автора, чтобы требования были выполнимы и однозначны для исполнителя добавляем:

  • Примеры заполнения параметров
  • Единицы измерения
  • Тип данных (текст, число или да/нет)

Заключение

Таким образом, благодаря ЦИМ мы уходим от ручного кропотливого труда, создания большого количества разрезов. Но не стоит забывать, что только в сказках всё радужно, и есть такая красная кнопка, которая всё сделает за нас.

За любой автоматизацией стоит четко налаженная работа экспертов по шаблонам и единым чек-листам, принятым на всю организацию. И немаловажную роль играет уровень компетенций проектировщика, и то, насколько точно и однозначно Заказчик излагает BIM-сценарии использования ЦИМ.

ВАЖНО!!!!!

Если вы хотите повысить свой уровень BIM-зрелости, то предлагаю дружить (напиши мне в телеграм @nastenkabimcake) и сделать совместный пилот на вашем рабочем объекте по его проверке на нормативную документацию.

Давайте развивать отрасль вместе! С меня безвозмездная техническая поддержка (по мере моих возможностей) и тестовые лицензии Larix.Manager, с вас энтузиазм во благо! Именно поэтому я назвала статью, как часть первая. И верю, что I'LL BE BACK.

Не знаю, будет ли спрос на предложение, но ограничить стоить, я всё-таки тоже не железная и в сутках всего 24 часа. Поэтому предложение актуально для первых самых оперативных, жаждущих начать в первом квартале следующего года пилот.

-18

Давайте повышать качество проектных решений!)