406 подписчиков
– Вы что, на Северный полюс собрались? – спрашивали удивленные прохожие, глядя на компанию из 13 человек в унтах, шубах и варежках. В Москве был первый солнечный мартовский день.
– Угадали! – отвечал прохожим солист Большого театра Павел Чекин.
– Как это они догадываются? – не понимала арфистка Вера Дулова, стоя у автобуса в красивой шубке. – Мы же действительно на Северный полюс?
После окончания полярной ночи, 22 февраля 1955 года, на дрейфующую полярную станцию "Северный полюс-4" прилетели артисты Москонцерта. И не просто артисты, а известные всей стране люди – конферансье Борис Брунов, актриса Рина Зелёная, композитор Леонид Черный, арфистка Большого театра Вера Дулова.
Летели долго: Москва, Амдерма, Диксон, Хатанга, мыс Шмидта, бухта Провидения, Тикси... "География давно кончилась, а мы еще летим!" – шутила Рина Зелёная. По пути артисты останавливались в небольших населенных пунктах, где выступали перед восхищенными зрителями. И вот, наконец, добрались до полярной станции. На вечер был запланирован концерт под открытым небом.
Температура – минус 36 градусов. Акробаты Раиса Калачева и Михаил Птицын на ярком персидском ковре, привезенном из Москвы, исполняют первый номер. У зрителей захватывает дух. Как ловко партнер подбрасывает Раису, а она, худенькая, в полупрозрачном костюмчике, взлетает в бирюзовый воздух у него над головой. Холод страшный. После первого номера решили перейти в кают-компанию, и будто для большой семьи, сидящей непринужденно, как попало, на столах, на табуретках, продолжить выступление.
– Заслуженный деятель искусств... – начал ведущий Борис Брунов.
На сцену вынесли арфу. Вера Дулова села, приготовившись выступать... И тут у инструмента лопнула первая струна, а за ней сразу вторая. До этого момента Дулова утверждала, что физики вообще не существует, потому что струны не лопались от холода, а за все время пребывания в Арктике звук у арфы был лучше, чем в Большом театре. Но тем вечером свое мнение о физике Вера Дулова изменила. Заметно волнуясь, она настраивала арфу.
– Натягивайте спокойно струны, Вера Георгиевна, а я буду пока объявлять ваши титулы, – успокоил арфистку Борис Брунов.
Лопнула еще одна струна.
– Лауреат конкурса музыкантов исполнителей…
Лопнула еще одна.
– Профессор Московской консерватории... – торжественно говорил Брунов. – Солистка оркестра Большого театра...
Вера Дулова судорожно натягивала струны арфы. Вот уже, кажется, все в порядке, осталась только последняя... Борис Брунов тянул время. Звания и награды закончились, но ведущий не растерялся.
– Я могу еще сообщить вам... – продолжил он, – Вера Георгиевна – народный заседатель Свердловского района и жена председателя месткома Большого театра…
И вдруг зазвучала прекрасная музыка. Борис Брунов облегченно вздохнул и со спокойной душой ушел за кулисы. А после концерта Вере Дуловой подарили щенка, родившегося на льдине. Его звали Полюс. Когда настала пора возвращаться в Москву, маленький Полюс как ни в чем не бывало первым вошел в самолет и уже через несколько минут дремал в ногах Рины Зелёной.
Путешествие на Северный Полюс артисты запомнили на всю свою жизнь. А в книге Рины Зелёной "Разрозненные страницы" этой поездке посвящена целая глава, которая заканчивается словами: "У меня есть карта, географическая. Ее подарил мне экипаж самолета Н-559, на котором мы летали по Арктике. Здесь прочерчен весь путь нашей группы, Великий Северный путь."
2 минуты
15 мая 2023
109 читали