С появлением в России железнодорожного транспорта его функционирование неразрывно связано с защитой Отечества как в военное так и в мирное время.
Первые подразделения железнодорожных войск в мире были созданы в России в 1851 году, в составе инженерных войск Русской императорской армии.
Железнодорожные войска России сегодня — это составная часть вооруженных сил государства, обеспечивающая обороноспособность России.
Железнодорожные войска вооружённых сил России относятся к специальным войскам, предназначением которых является выполнение задач железнодорожного обеспечения. Сюда входит осуществление ЖД войсками восстановления, строительства объектов ЖД, путей сообщения. В некоторых государствах ЖД войска называют транспортными войсками.
Во время Первой мировой войны ЖД войска России сделали много для победы. Личный состав ЖД войска России построил около 4 тыс. км узкоколейных и, примерно, 300 км ширококолейных железных дорог. Доблестными частями железнодорожных войск было восстановлено более чем 4600 километров верхнего строения пути, почти 5 тысяч километров телефонно-телеграфных линий, которые обеспечивали связь.
Славная история железнодорожных войск продолжалась и в советский период.
Во время Гражданской войны 1918 -1921 годов железнодорожными войсками РФ было восстановлено и введено в эксплуатацию 22 тысячи км ЖД путей, восстановлено более 3-х тысяч железнодорожных мостов.
В 1926 году железнодорожные войска Российской Федерации силами военнослужащих отдельного корпуса железнодорожных войск рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) начали проводить топографические исследования трассы будущего БАМа.
Железнодорожные войска РФ обеспечивали успешность боевых действий Красной армии в 1929 году, в ходе военных конфликтов с Китаем, в районе озера Хасан, реки Халхин-Гол (в 1939 году).
В период советско-финской войны железнодорожные войска СССР за 47 дней, в 1940 году, в сложных условиях суровой зимы построили железную дорогу Петрозаводск — Суоярви протяжённостью 132 километров.
За годы Великой Отечественной Войны железнодорожные войска СССР восстановили более 81 000 км главных путей и около 7 000 км второстепенных путей, чтобы по железной дороге осуществлялось бесперебойное движение провизии, вещей для нашей армии и, конечно же, военной техники.
Поскольку свыше 80 % всего грузооборота страны в годы Великой Отечественной войны обеспечивал железнодорожный транспорт, соответственно и выросло количество людей , занятых на железной дороге. Почти в 3 раза увеличилась численность железнодорожный войск с 97 , 3 до 271,6 тысяч человек. Их общие потери в период 1941 - 1945 гг. Составили 188 700 человек. За военные годы было перевезено больше 19, 7 миллионов вагонов с военными грузами, для этого потребовалось более 444, 2 тысяч эшелонов.
Железнодорожные войска Российской Федерации построили и восстановили узкоколейные ЖД, линии связи, станции и разъезды, пункты водоснабжения и множество других сооружений.
Воинские части железнодорожных войск, в частности, железнодорожные войска Рязань, и в послевоенный период проявляли чудеса героизма. В период восстановления (1946-1950) части железнодорожных войск выполнили 37 миллионов кубометров земляных работ, уложили более 6тыс. км пути, восстановили сотни мостов, локомотивных депо и 57 вокзалов.
Два железнодорожных корпуса прославились строительством БАМа. Как говорили в те времена, это была стройка века.
И сейчас ЖД войска участвуют в Специальной военной операции.
СЛАВА ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА !