Найти в Дзене
Сокол-корабль

Мать продает своего сына. Былина и реальная история.

Задолго до крепостного права, во времена Древней Руси люди так же могли лишиться свободы и попасть в личную зависимость. Отдать свою жизнь купцам за деньги было пусть и редким, но обычным делом. Ради выживания свободные люди Руси были готовы отдать сами себя в холопы. Но иногда в холопы отдавали и своих детей.

О таком событии и поется в старинной былине «Мать продает своего сына».

Торг у восточных славян. Картина Сергея Иванова. 1909 год. 
На картине изображена продажа человека (пленника или холопа).
Торг у восточных славян. Картина Сергея Иванова. 1909 год. На картине изображена продажа человека (пленника или холопа).

Холопы

Многие считают, что «рабство» на Руси появилось тогда же, когда началось полное закрепощение крестьян за своими хозяевами. Однако разные формы собственности над жизнью другого человека, существовали с самого официального появления государственности у русских.

Холопы – люди являющиеся, по сути, собственностью своего хозяина. За убийство своего холопа хозяин не нес никакой ответственности. За убийство чужого – платил штраф как за порчу чужого имущества. Существовало множество способов стать холопом: в качестве наказания за преступление, за неуплату долгов, или можно просто-напросто родиться от холопов.

Но бывали случаи, когда по каким-то причинам человек сам, добровольно отдавался в холопы – можно было продать себя в холопы, чтобы как-то помочь своему роду таким способом. Либо же от большой любви – свободный человек, вступивший в брак с несвободным, сам становился холопом. Ведь сердцу не прикажешь и иногда любовь на самом деле дороже любой свободы.

Иногда это делали, чтобы получить хорошее хлебное место на княжеском дворе – стать «ключником» (буквально заведующим княжеским хозяйством) можно было через полное холопство.

А ещё были случаи, о которых есть гораздо меньше исторических документов, это случаи когда родители продавали своих детей в холопство. Ребенок, по сути, был собственностью своих родителей, и они могли полностью распоряжаться жизнью своих чад.

Конечно, в те времена родители тоже любили своих детей. Но в самые тяжелые моменты, например, во время голода, родители могли продать своего ребенка.

Прошлое Великого Новгорода. Картина Аполлинария Васнецова. 1901 год
Торговая пристань, богатые гости начинают торговлю.
Прошлое Великого Новгорода. Картина Аполлинария Васнецова. 1901 год Торговая пристань, богатые гости начинают торговлю.

Мать продает своего сына

Во времена, когда складывалась былина, крестьяне уже не продавались в холопство, поэтому причина для продажи сына названа другая – мать продает сына в рекруты за деньги. Начинается былина с противопоставления старого поколения новому, однако это не попытка оправдать сам поступок. Этот зачин нужен, чтобы объяснить причины бедности матери – сын пропил все семейные деньги.

А родители были умные,

А чадушки-то безумные.

Пошли чадушки по кабакам погуливать,

Золоту казну питьем пропивать.

Но то, что позволяет нам провести связь с древними временами продажи в холопство – продает она сына торговым гостям, купцам. От большой бедности, как и в реальной истории, продает его буквально за хлеб.

Продаю-то я чадо милое,

Чадо милое да любимое.

Моё чадушко стоит пятьсот рублей,

А продам-то его всего за сто рублей.

В этот момент проявляется и благородный характер сына. Не смотря на то, что в начале былины заявлено, что молодое поколение безумное он готов на всё, ради того чтобы его семья хорошо жила. И хотя сам сын говорит о своей матери «По житью-бытью ты мне мать родная, по досадам и разлуке – змея лютая!» он заботится о ней:

Ой вы гости всё торговые!

Уж вы дайте моей маменьке за меня не сто рублей,

А дайте вы за меня целую тысячу!

Не ходила чтобы матушка по подоконью,

Не собирала по дворам кусков ломаных,

Не вымаливала ломтей резаных!

Увы, далее в былине описывается смерть сына в чужедальней стороне и его матушка прилетает к нему в виде птицы и плачет о нём.

Но как написано в найденной на раскопках в Новгороде берестяной грамоте (ей дан номер 1105) такая история могла закончиться и благополучно:

Берестяная грамота номер 1105. Возможный хороший конец истории о проданном сыне.
Берестяная грамота номер 1105. Возможный хороший конец истории о проданном сыне.

«Это от Суботки к Гюре. Ты продал моё дитя. А теперь найди его и приведи ко мне. Если не найдешь и не приведешь, то я обращусь к князю с жалобой на тебя»

Мать ищет своего сына, проданного в холопы. И мы надеемся, что она его всё-таки нашла и семья воссоединилась.

____________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.