Неудачное лечение по телефону. Случай из практики.

1K прочитали

Как и любому врачу, мне регулярно приходится давать по телефону советы своим пациентам. Телефонные звонки уже давно стали привычной частью моей жизни. Например, первую консультацию в наступившем 2023 году мне пришлось дать буквально в 00:30 1 января.

За годы работы мне приходилось трижды диагностировать по телефону острый аппендицит. Я много раз помогал пациентам разобраться в нарушениях сердечного ритма, давал рекомендацию по лечению гипогликемических состояний. Не поддаётся подсчёту количество купированных по телефону гипертонических кризов.

Но я сегодня хотел бы рассказать о неудачном случае телефонной консультации.

Как и любому врачу, мне регулярно приходится давать по телефону советы своим пациентам. Телефонные звонки уже давно стали привычной частью моей жизни.

Весной 2018 года мне позвонила моя пациентка, и рассказала, что её 32-летняя дочь в течение последних нескольких недель начала жаловаться на учащённое сердцебиение. «Нельзя ли чем-нибудь замедлить пульс?» - спросила она. Я не счёл возможным рекомендовать какое-то лечение, так как сердцебиение – симптом неспецифичный. Примерно через неделю пациентка позвонила мне повторно, и рассказала, что состояние дочери ухудшилось – присоединилась слабость, мешающая ей подниматься по лестнице на пятый этаж. Теперь она не могла без остановки дойти даже до третьего этажа. В остальном, со слов пациентки, ничего не изменилось – давление оставалось нормальным, пульс несколько учащённым, но не критично. Как я ни расспрашивал, ничего полезного для диагностики выудить по телефону не удалось. В общем, мы договорились о встрече, которая, к сожалению, состоялась только через неделю по причине загруженности работой и меня, и пациентки.

Но вот, в назначенный день я приехал к пациентке домой, и… в первую же секунду поставил диагноз.

Лицо пациентки было белым, как бумага, что характерно для анемии тяжёлой степени.

Я до сих пор не понимаю, как можно было не заметить такую бледность – даже я, имея достаточно богатый опыт, настолько бледных людей видел всего несколько раз в жизни.

Я предложил вызвать скорую помощь прямо сейчас, но больная отнеслась к моему диагнозу недоверчиво – согласилась, что анемия, наверное, есть, но не настолько же серьёзная, чтобы ехать в больницу.

Я уговорил её сдать общеклинический анализ крови. Пока я искал иголкой вену (они оказались довольно плохими), мне на руку попало немного крови пациентки. Я машинально дёрнул рукой, и капля стряхнулась с моей кожи, не оставив следа.

Через несколько часов мы получили результат – уровень гемоглобина был 28!

Пациентка была сильно впечатлена, и согласилась на немедленную госпитализацию. После госпитализации на гинекологическое отделение (причиной анемии были повторяющиеся маточные кровотечения, к которым пациентка относилась совершенно безразлично), было проведено несколько переливаний крови что позволило поднять уровень гемоглобина до нормы. В общем, всё закончилось хорошо.

На данный момент пациентка жива и здорова, кровотечения не повторялись.

С какой целью я написал эту статью? Во-первых, сама история мне показалась необычной и запоминающейся. Редко люди доводят себя до такой тяжёлой анемии, всё-таки обычно они замечают её на более ранней стадии.

Ну, а главное, она наглядно показывает, как важен личный осмотр врача, и как многое он может изменить. Когда уже было принято решение об очном визите, я несколько дней думал, но даже близко не смог угадать, с чем мне придётся столкнуться – жалобы и остальные обстоятельства никак не складывались в единое целое. А диагноз при осмотре был поставлен буквально мгновенно. В общем, диагноз по телефону можно поставить не всегда.

Напишите в комментариях, интересно ли вам читать такие истории, или вы предпочитаете статьи, из которых можно извлечь практическую пользу.