Вас когда- нибудь интересовало, почему к некоторым городам прилипают прозвища и сохранятся веками? Вот Москва наша - златоглавая. Но Владимир, Смоленск, Новгород, наконец, Суздаль имеют куполов не меньше, а такого эпитета не удостоились. Или мой седой Смоленск- ключ город. В почему не Вязьма или тот же Владимир или Новгород ?! И почему, если самое большое количество театров, выставок , музеев, даже цирков находится в Москве, не её , а Петербург называют культурной столицей?! Или нигде так , как петербуржцы, этикет не соблюдают и рукавом вместо носового платка пользуются?!
Давайте попробуем разобраться , откуда у названия " Культурная, столица Петербург " ноги растут.
Для начала определимся, о что мы имеем ввиду, когда говорим слово культура .Вот на одного смотрим и говорим- он культурный.А не другого посмотрели: не-е-е-а ! Этого совсем культурным назвать нельзя. Но нас сейчас интересует не бытовое переложение научного понятия, а само философское понятие культуры.
Не бойтесь слова философское - это не заумно. Культура- это всё то, что создало человечество за время существования во всех сферах жизни. Убедились, что не сложно : это каждый понимает. Помимо этого определения есть более широкое по смыслу, где культура- это постоянно на протяжении всей истории обновляющийся во всех сферах жизни общества набор всяких принципов, по которым живут люди , способов и результатов творческой деятельности людей.
Понятно теперь, что для понимания вопроса о Культурной Столице без истории не обойтись. Только она расскажет нам , какими принципами её создатель руководствовался, что тут деятельностью, то есть указами своими натворил, что вся Россия Петербурга не в состоянии догнать уже 320 лет существования этого самого , Петербурга. Таким образом , обратимся к указам создателя- Петра I Алексеевича.
То , что он в Петербург самых богатых бояр/дворян и купцов свёз - это не удивительно. У них- деньги , вот они на голландский манер и застраивали город особняками. И ни как кому в голову придёт, а было в указе царя расписаны все принципы строительства - до последнего гвоздя и вензеля.
И улицы возникали не как во всех городах- как мужики спьяну зигзагами вытоптали луговину, таи и улица кривая , с зигзагами и поворотами, грубо говоря. Нет такого в Петербурге ! Пётр Алексеевич после Голландии ярым приверженцем всего западного стал- а там всё прямо, без фантазии. Поэтому улицы расходятся в Питере лучами от Адмиралтейства.
А как на улице должно быть, чтобы она культурно выглядела? Чисто и красиво. Вот и дошли мы до сути. Петербургская культура не с заграничных балов -ассамблей началась, не с нового кроя одежды , а с порядка на улицах.
В далёкий день 12 сентября 1715 года Пётр Первый издал указ об обуви, в которой следовало по улицам ходить.
«Великий Государь указал в Санкт-Петербурге публиковать свой Великого Государя указ, чтоб с сего времени впредь скобами и гвоздями, чем сапоги мужские и женские подбивали, никто не торговал и у себя их не имел; также и никто, какого б чину кто ни был, с таким подбоем сапогов и башмаков не носил; а если у кого с таким подбоем явятся сапоги или башмаки, и те жестоко будут штрафованы, а купецкие люди, которые такие скобы и гвозди держать будут, сосланы будут на каторгу; а имение их взято будет на Его Великого Государя ».
Улиц в начале строительства града Петрова как таковых не было. Известно, что красавец Невский проспект изначально был всего- навсего просекой от Адмиралтейства до дороги, ведущей в Новгород. Да и все остальные улицы - это тоже просеки. Почва болотистая, грязь и хлябь повсеместно.И чтобы в домах было чисто , ноги не вязли с каретами в грязи, улицы мостили досками. Представьте, на сколько бы хватило этого деревянного покрытия, если бы по доскам железными подковами и гвоздями в подошвах сапог стучали ?! Этак и леса не напасёшься.
В окультуривании северной столицы и всей России указы Петра были основополагающими. Все они делились на указы, касающиеся внешнего вида жителей и их поведения. Например, указы об обязательном мытье тела женщинами и мужчинами перед ассамблеями - балами. Мыться полагалось тщательно," не пропуская оных мест" . Для того, чтобы кислый запах в зале не от кого не исходил и не смешил гостей иностранных. Об одежде на западный манер вы уже наслышаны. О том, что бороды Пётр рубить и стричь начал ещё до поездка в Голландию с 1695 года, тоже знаете. И штраф за бороды ввёл не малые. Придворные могли бороды носить, уплатив в казну 60 рублей , офицеры- за 100 рублей. Только попам и крестьянам разреши бороды носить.Вот как здорово получилось: казна деньгами наполнилась и внешний вид народа русского от западного люда перестал отличаться.
В одежде кого на улице в русской встретить было не приведи бог! И полы в дорогих бархатных одеждах отрезал, и рукава укорачивал. Вот кто был первым русским дизайнером одежды- Пётр Первый, оказывается!
И правила поведения в общественных местах ввёл. Например, перед балом быть полуголодным и пьяным немного. Запомнить на трезвую голову, где туалеты в доме, чтоб где ни попадя с пьяных глаз нужду не творили . А если перепьёт кто, чтоб не валялись по танцевальной зале, хозяин дома должен был в специальной комнате складировать- мужчин отдельно от женщин, чтобы потом конфуза не было. Небритым мужчинам на балу запрещалось появляться, чтобы щетиною не испортить в определённых случаях женских прелестных лиц. И чтобы в платки сморкались, и чтобы жирными руками женские одежды не пачкали.
Вот так жёсткой рукой, штрафами, наказаниями Пётр Великий ввёл этикет, его правила сделал обязательными под страхом смерти ,привил культурные навыки всем. Но не сразу, народ долго сопротивлялся, пока не привык.
А что же Петербург? Он был и есть самый культурный город Росси. Жители его степенны, не суетливы, доброжелательны. интеллигенты всегда. В старом Петербурге каждый дом- культурная, художественна, историческая ценность .В городе работает в наши дни 2000 библиотек, функционирует 221 музей , более 100 концертных организаций, 80 театров и 45 картинных галерей. Это не оазис культуры?