Мы продолжаем знакомство с жизнью и творчеством женщин-сюрреалисток величественной фигурой Леоноры Каррингтон (Leonora Carrington; 1917–2011). В России ее в основном помнят как одну из подруг Макса Эрнста, в то время как в мире она прославлена и как выдающийся мастер и теоретик сюрреализма, и как одна из значительных персон мирового феминизма. Созданный ей в 1973 г. плакат «Осведомленность женщин» ныне занимает важное место в иконографии женского движения.
Дочь крупного фабриканта текстиля, Леонора Каррингтон дважды исключалась из привилегированных школ за бунтарское поведение, пока ее семья не отправила ее во Флоренцию, где она посещала Академию искусств миссис Пенроуз, учебное заведение для богатых иностранцев.
По воспоминания Леоноры, в возрасте 10 лет, путешествуя с отцом, она впервые увидела сюрреалистическую картину в галерее в Париже, а затем общалась с сюрреалистами, в том числе с Полем Элюаром.
В 1936 г. она наткнулась на книгу о сюрреализме, в которой был рисунок Макса Эрнста. Это произвело на нее столь сильное впечатление, что она захотела создавать искусство в таком стиле.
Год спустя ее пригласили на званый обед, главным гостем которого был Макс Эрнст. Их сразу привлекло друг к другу, и она, после краткой переписки, уехала из Великобритании в Париж к Эрнсту. Перед вами – одно из ее самых ранних сюрреалистических произведений. Игрушечный конь – первый подарок Эрнста своей возлюбленной, которая была младше него на 27 лет.
Это ключевая работа раннего периода творчества Кэррингтон. Она выполнена на вилле неподалеку от Марселя, где они с Максом плодотворно работали вплоть до начала II Мировой войны.
Спокойная и счастливая жизнь пары продлилась всего год. В 1939 г. Эрнст был арестован французскими властями как «нежелательный иностранец», а затем, после оккупации Франции нацистами, его взяло в оборот уже гестапо как автора «дегенеративного искусства».
Макс бежал в США с помощью Пегги Гуггенхайм, своей новой подруги, спонсора и будущей недолгой супруги. Леонора, не дождавшись любимого, уехала в Испанию, где впала в жестокую депрессию, сопровождавшуюся судорогами и отказом от пищи. Родные поместили ее в приют, где ее лечили барбитуратами и люминалом. Опыт нервного срыва и жесткого лечения нашел отражение в этой картине и одноименном сюрреалистическом романе (Down Below).
Согласно ее автобиографии, отец послал за ней няню и телохранителей, наняв для этого подводную лодку (!). Но Леонора ускользнула и от них, и от санитаров. Ей удалось бежать из лечебницы, после чего последовал романтический побег с фиктивным мужем через Португалию и США в Мексику, которая в ту пору стала приютом для многих гонимых европейских интеллектуалов.
В Мексике Кэррингтон глубоко заинтересовалась эзотерикой, алхимией, магией, а также кельтской мифологией. Свои штудии она делила с другой изгнанницей, Ремедиос Варо (о ней см. ранее в рубрике СЮРРЕАЛИЗМ БЕЗ ГРАНИЦ). В этой картине осмыслена история меровингского короля VII в. Дагоберта II, отправленного в изгнание в Ирландию, где он женился на кельтской принцессе.
В 1947 г. она вышла замуж за Эмерико Вайса по прозвищу «Чики», венгра-фотографа и интербригадовца, бежавшего в Мексику еще в годы гражданской войны в Испании. С Чики она проживет вместе до его кончины в возрасте 97 лет.
Ее принято называть музой сюрреалистов двух континентов. В то же время в одном из немногочисленных интервью она заявляла: «У меня не было времени быть чьей-либо музой… Я была слишком занята, бунтуя против своей семьи и учась на художника».
«Задача правого глаза заглянуть в телескоп, тогда, как левый глаз глядит в микроскоп», - так характеризовала Леонора свой творческий метод.
Плакат отражает феминистскую позицию по вопросам окружающей среды. Изображены две Евы, европейка и индианка, преподносящие друг другу яблоко мудрости. Библейский змий переосмыслен как пернатый змей Кецалькоатль, что предлагает трактовку мифа о первородном грехе как передачу священной мудрости от Бога Еве. Плакат призывает к обмену знаниями между женщинами и о них самих.
В многочисленных живописных и литературных работах 1950-70-х гг. Кэррингтон предстает первопроходцем экофеминизма, исследующего гендерные позиции в экологическом контексте. В ее представлении, в ХХ веке на карту поставлены властные отношения между полами, которые влияют на животную, растительную и минеральную жизнь на планете.
Ее идеи психической и ментальной свободы женщины как высшей точки ее освобождения до сих пор высоко ценимы самыми радикальными феминистками.
Леонора Каррингтон: «Я не знаю ни одной религии, которая не объявляла бы женщин слабоумными, нечистыми и в целом низшими существами по сравнению с мужчинами, хотя большинство людей считает, что мы – сливки всего [человеческого] вида… Я надеюсь, большинство из нас теперь осознают, что женщина не должна требовать прав. Права были у нас с самого начала; они должны быть взяты обратно, включая тайны, которые были нашими и которые были выведаны, украдены или уничтожены, что оставило нас с неблагодарной надеждой доставить удовольствие самцу животного, возможно, своего вида».
С 1980-х Каррингтон начала создавать бронзовые скульптуры, в основном тематически связанные с противостоянием старости и смерти.
К 86-летней Леоноре, паталогически ненавидевшей СМИ, пробралась мексиканская журналистка и сумела взять интервью. В нем художница, в частности, сказала: «Хотя мне нравились идеи Андре Бретона и сюрреалистов, мужчины в группа были чересчур мачо. Они хотели, чтобы мы как сумасшедшие и чувственные музы развлекали их, служили им».
Она умерла в мае 2011 г. в возрасте 94 лет. Дом Леоноры Каррингтон в Мехико, на улице Чиуауа, 194 (Casona Leonora Carrington), где художница прожила более 60 лет, планируется преобразовать в дом-музей-студию. Леонора жила там до дня своей смерти, так что дом охраняет и личную жизнь художницы. На его стенах висят личные фотографии, в том числе детские. Открытие дома-музея обещали и в 2021, и в 2022 г., но его двери до сих пор закрыты.
Зато есть целых два музея Леоноры Каррингтон в мексиканском штате Сан-Луис-Потоси: один в одноимённой столице штата, в здании бывшей тюрьмы XIX в., где ныне устроен Центр искусств Сан-Луис-Потоси. А второй – в старинном живописном городке Ксилитла, знаменитом Сюрреалистическим садом Лас-Позас. Здесь по соседству со скульптурами и литографиями Леоноры расположен выставочный зал, отдающий предпочтение сюрреалистическому творчеству.
Жду ваших комментов о творчестве и жизни великой сюрреалистки.
Ну и, по возможности, лайков и подписок ☺
ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
# живопись#сюрреализм # мексика