Найти тему

О чём в действительности пел Боян. Древо Бессмертия

Савкина горка. Фото автора
Савкина горка. Фото автора

В "Слове о полку Игореве" говорится:

"Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не по вымыслам Бояновым.
Вещий Боян,
Если песнь кому сотворить хотел,
Растекался мыслию по древу.
Серым волком по земле,
Сизым орлом под облаками"

(перевод В.А. Жуковского).

Ещё в 19 веке (и многие современные исследователи с этим согласны) утверждали, что в данном тексте вместо слова "мыслию" должно быть слово "мысию", т.е. "белкой" (как её называли в былые времена в некоторых русских землях). Похоже, это действительно так. Но о чём же в таком случае говорит этот текст?

Древнерусский поэт-сказитель Боян, певший свои песни при дворах князей Древней Руси, был прославленным творцом, так что его имя со временем стало нарицательным, стало означать любого певца, сказителя. И тем не менее, автор "Слова о полку Игореве" упрекает Бояна в неких "вымыслах". Но можно ли назвать "вымыслами" эту "природную зарисовку": белка скачет по стволу дерева, серый волк бежит по земле, орёл парит в небе?

Однако есть древние тексты, в которых "белка скачет по стволу дерева, серый волк бежит по земле, и орёл парит в небе", и которые даже посейчас многие считают вымыслами (мифами). Это древнескандинавские сказания об устройстве мира (см., например, "Видение Гюльви" из "Младшей Эдды").

По Мировому Древу (Ясень Иггдрасиль), по его стволу бегает, скачет вверх-вниз белка Рататоск, на вершине древа сидит мудрый орёл, а корни ясеня грызёт змей - дракон Нидхёгг. Волки (варги) в сказаниях тоже есть: это и чудовищный волк Фенрир, будущий виновник смерти Одина, и волки, преследующие Солнце и Луну (волк Сколль и волк Хати), и даже сопровождающие бога Одина волки Гери и Фреки.

Если мы вспомним, что многие русские князья были по происхождению варягами, скандинавами (в частности, потомки Рюрика), то неудивительно, что Боян пел им об этих "вымыслах".

У корней Ясеня Иггдрасиль сидят три Норны (Мойры у древних греков, Парки у древних римлян); поливают они корни Ясеня водами источника Урд ("Судьба"), и тем продлевают жизнь этому Древу. "И так священна эта вода, что все, что ни попадает в источник, становится белым", говорится в "Младшей Эдде".

В другой истории три Норны охраняют Древо, на котором растут золотые плоды, дарующие Богам их Бессмертие. Только Богине Идунн, Богине вечной юности, разрешают Норны собирать эти бесценные плоды, и только Богам дозволено вкушать их, ведь только Боги достойны Бессмертия.

Что означают все эти мифы? Все древние сказания многослойны; их можно понимать и в приложении к Макрокосму (знания об устройстве Мира и о его судьбах), и в приложении к Микрокосму (знания об устройстве человека внутреннего, духовного, и о его эволюции). Кроме этих двух "ключей" к пониманию есть ещё и другие: астрономический (астрологический), исторический, и т.д.

В дальнейшем мы рассмотрим эти сказания (о Древе, орле и змее, и возможном бессмертии) в свете знаний об устройстве человека, использовав ценнейший источник 5 века н.э., "Деяния Диониса" Нонна Панополитанского, а также некоторые другие источники.

Василевский А.В.

Дорогие читатели, если вам понравилась статья, не забывайте поставить "лайк", а также подписаться на наш канал.