Сегодня мы полюбуемся на одну картину из Эрмитажа. Эта картина "Моление о чаше" Питера Кука ван Альста, написанная в 1527-1530 годах.
Эта картина по всем документам была в Эрмитаже со времен его основания. Как картина попало в царское собрание тоже неизвестно. Эта картина впервые описывается в каталоге музея 1797 года. Тогда эту картину приписывали авторству Дюрера, возможно даже из меркантильно-маркетинговых соображений. Но эта история совсем о другом.
В начале 1960-х годов Николай Николаевич Никулин,очень известный специалист по нидерландскому искусству в Эрмитаже, при исследовании картины обнаружил, что она собрана из пазлов. На каждом элементе пазла изображены отдельные фигуры. Посмотрите на эту картину в инфракрасном спектре. Глубокие черные полосы - это линии распила осноывания картины.
На картине изображен эпизод евангельской легенды. Христос молится в Гефсиманском саду в окружении спящих апостолов. В глубине, у ворот сада, виден отряд конвоиров во главе с Иудой, пришедший взять под стражу Христа. Мы видим великолепно исполненные фигуры, лица, прекрасно прорисованные одежды. Слева в глубине - прекрасные пейзажи, растворяющиеся в голубой дымке. А вот справа пейзаж совсем невнятный, тускулый.
Как Вы и подумали, разные части картины выполены разными людьми. Оказывается, первоначально картина представляла собой узкий вертикальный прямоугольник и, вероятно, была боковой створкой триптиха.
Исследования показали, что в семнадцатом веке картину распили так, чтобы максимально раздвинуть фигуры, тем самым увеличить размер картины. А недостающие места были заполнены вырезанными по размеру дощечками с дорисованным пейзажем. Дорисовали как смогли... Затем уже собранный пазл был фиксирован на основание-доску. В таком виде эта картина-пазл и дошла до девятнадцатого века.
Более сто лет назад в Эрмитаже картину вновь укрепили с обратной стороны так называемым «паркетажем» – сеткой из деревянных реек.
Сегодня мы можем видеть эту картину в виде отреставрированного произведения искусства. Реставратор Максим Лапшин вернул картине яркие одежды персонажей и цвет неба. При этом краски с почти пятисотлетней историей легко поддались корректировке. Ювелирная работа рестовратора Лапшина сделала эти поздние «вставки» почти незаметными.
Вот такая сегодня история. До новых встреч. Ваш Алекс Маком.