Найти в Дзене

Почему картина из Эрмитажа однажды превратилась в пазл?

Сегодня мы полюбуемся на одну картину из Эрмитажа. Эта картина "Моление о чаше" Питера Кука ван Альста, написанная в 1527-1530 годах.

Эта картина по всем документам была в Эрмитаже со времен его основания. Как картина попало в царское собрание тоже неизвестно. Эта картина впервые описывается в каталоге музея 1797 года. Тогда эту картину приписывали авторству Дюрера, возможно даже из меркантильно-маркетинговых соображений. Но эта история совсем о другом.

В начале 1960-х годов Николай Николаевич Никулин,очень известный специалист по нидерландскому искусству в Эрмитаже, при исследовании картины обнаружил, что она собрана из пазлов. На каждом элементе пазла изображены отдельные фигуры. Посмотрите на эту картину в инфракрасном спектре. Глубокие черные полосы - это линии распила осноывания картины.

-2

На картине изображен эпизод евангельской легенды. Христос молится в Гефсиманском саду в окружении спящих апостолов. В глубине, у ворот сада, виден отряд конвоиров во главе с Иудой, пришедший взять под стражу Христа. Мы видим великолепно исполненные фигуры, лица, прекрасно прорисованные одежды. Слева в глубине - прекрасные пейзажи, растворяющиеся в голубой дымке. А вот справа пейзаж совсем невнятный, тускулый.

-3

Как Вы и подумали, разные части картины выполены разными людьми. Оказывается, первоначально картина представляла собой узкий вертикальный прямоугольник и, вероятно, была боковой створкой триптиха.

Анализ основания показал, из каких деталей "соткана" картина.
Анализ основания показал, из каких деталей "соткана" картина.

Исследования показали, что в семнадцатом веке картину распили так, чтобы максимально раздвинуть фигуры, тем самым увеличить размер картины. А недостающие места были заполнены вырезанными по размеру дощечками с дорисованным пейзажем. Дорисовали как смогли... Затем уже собранный пазл был фиксирован на основание-доску. В таком виде эта картина-пазл и дошла до девятнадцатого века.

-5

Более сто лет назад в Эрмитаже картину вновь укрепили с обратной стороны так называемым «паркетажем» – сеткой из деревянных реек.

Сегодня мы можем видеть эту картину в виде отреставрированного произведения искусства. Реставратор Максим Лапшин вернул картине яркие одежды персонажей и цвет неба. При этом краски с почти пятисотлетней историей легко поддались корректировке. Ювелирная работа рестовратора Лапшина сделала эти поздние «вставки» почти незаметными.

Вот такая сегодня история. До новых встреч. Ваш Алекс Маком.