Найти в Дзене

Художник, картины которого - зеркало русского крестьянского быта позапрошлого века. Рассматриваем картины художника Кирилла Лемоха вместе.

Несмотря на свободолюбивый и очень несговорчивый характер, Кирилл Викентьевич Лемох был одним из любимых художников царя Александра Третьего. При рождении его назвали Карлом, но Император сменил его имя с Карла на близкое российскому уху Кирилл. Царь даже доверил обучение своих детей этому художнику. Он учил рисованию Георгия, Михаила, Ксению, Ольгу и Николая. Последний станет императором России. В царской семье художник пользовался огромным авторитетом - уже пожилой Александр II, обращавшийся на «ты» даже с высшими чинами, обращался к Лемоху исключительно на «вы».

Великий князь Михаил Александрович за рисованием. 1892. Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина», Гатчина, Ленинградская область
Великий князь Михаил Александрович за рисованием. 1892. Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина», Гатчина, Ленинградская область

Путь к известности был у этого художника совсем не прост, как может показаться. Карл Лемох родился в 1841 году в Москве. Его отец был учителем музыки, а фамилия, не очень характерная для России, немецкая. Молодой Карл Лемох поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1858 продолжил учебу в Императорской Академии художеств в Петербурге. Это был класс исторической живописи. Его картины даже во время учёбы обращали на себя внимание, художник получал малые и большие серебряные медали. Самая известная его картина времен обучения в Академии - «Моисей источает воду из камня».

За неё Карл Лемох был награжден Малой золотой медалью. Он был одним из лучших выпускников Академии. Дальше его могла ждать Большая золотая медаль. Но он в числе четырнадцати выпускников отказался писать картины на классические академические темы и, конечно, был вынужден покинуть Академию.

"Стрижка овец", 1888 Холст, масло 57,5 x 70,5 см Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
"Стрижка овец", 1888 Холст, масло 57,5 x 70,5 см Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Студенты не хотели писать картины на академические и исторические темы, протестовали против правил академии и выступали за свободу творчества. В числе бунтовщиков был и Карл Лемох. Он покинул учебное заведение вместе с Иваном Крамским, Константином Маковским и другими студентами.

«Где болтались?», 1897 Холст, масло 37,5 х 46,3 см
«Где болтались?», 1897 Холст, масло 37,5 х 46,3 см

Художник Крамской, который тоже входил в эти четырнадцать человек организовал в Петербурге первое в истории русского искусства творческое объединение — Артель художников. Лемох тоже в него вступил. Участники Артели снимали вскладчину жилье, арендовали мастерские, зарабатывали уроками живописи и продажей картин, читали лекции. Летом Карл Лемох уезжал на свою дачу в село Ховрино, где он много работал.

В 1870 году Лемох вступил в группу художников- передвижников. отличительная черта картин этих художников - изображение жизни и быта людей как есть, без прикрас. В этом естественности художники и видели красоту. Так появились картины быта крестьян, сельские пейзажи, жанровые картины. Часто эти работы обличали пороки общества.

Пьяный муж. 1894
Пьяный муж. 1894

Художник Карл Лемох очень много работал. В 1875 году он получил звание академика Императорской Академии художеств, на некоторое время прекратив участие в выставках передвижников. Он вновь вернулся к передвижникам только три года спустя, в 1878-м.

"Девочки", 1893 Холст, масло 58 х 48 см Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
"Девочки", 1893 Холст, масло 58 х 48 см Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

На своих красивых картинах художник изображал небогатый быт селян правдиво, но при этом сглаживал некоторые детали, которые могли показаться неэстетичными или даже пугающими. Художник общался с крестьянами, часто бывал в крестьянских домах. Обычные люди из бедных слоев часто становились натурщиками для художника. Они приходили к художнику, рассказывая при этом о своих проблемах.

"Лето (С поздравлением)", 1890 Холст, масло 83,5х67 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
"Лето (С поздравлением)", 1890 Холст, масло 83,5х67 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Самыми любимыми героями его картин становились дети. Эти картины отличаются оптимизмом, радостью, эмоциями. Он часто передавал с помощью картин ощущение радости и печали детства, улыбки и горе. Картины он писал быстро, они были небольшого формата, но при этом они рассказывали зрителю целую историю.

"У люльки (Больное дитя)" Вариант картины «В крестьянской избе» (1875, Днепровский художественный музей), Холст, масло. 62 x 80 см, Киевская картинная галерея
"У люльки (Больное дитя)" Вариант картины «В крестьянской избе» (1875, Днепровский художественный музей), Холст, масло. 62 x 80 см, Киевская картинная галерея

Его работы поражают тщательно выписанными деталями. На картинах можно рассмотреть каждую заплатку, каждую соринку, каждую соломинку на полу, несмотря на небольшие размеры полотен.

"У постели умирающей крестьянки", 1886 Холст, масло 53 х 68 см. Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник
"У постели умирающей крестьянки", 1886 Холст, масло 53 х 68 см. Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник

Иногда его картины поражают чувством надвигающейся трагедии и безысходности. На полотне «У постели умирающей крестьянки» живописец изобразил фигурки девочек, которые в предчувствии скорой беды смотрят на больную мать, лежащую в темном углу кровати.

"Родительская радость", ранее 1910 Холст, масло 40 х 51 см. Калужский областной художественный музей
"Родительская радость", ранее 1910 Холст, масло 40 х 51 см. Калужский областной художественный музей

Некоторые картины просто светятся счастьем. Например, на картине «Родительская радость» мы можем видеть новоиспеченного отца, который держит на руках младенца в светлой рубашке, а рядом с колыбелью женщина с улыбкой на лице.

Родительская радость. Фрагмент.
Родительская радость. Фрагмент.
"Новое знакомство" Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
"Новое знакомство" Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Очень трогательно полотно с говорящим названием «Новое знакомство». На нем мы видим, как за висящей простыней в бедном крестьянском доме повитуха показывает собравшимся детям новорожденного члена семьи... Невероятно трогательная работа. С похожим сюжетом картина и из Омского областного музея изобразительных искусств.

Новое знакомство. 1885. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омск
Новое знакомство. 1885. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омск
"Крестьянский дворик", 1874 Холст, масло 42 х 52 см
Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала
"Крестьянский дворик", 1874 Холст, масло 42 х 52 см Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала

Такие тонкие и глубокие эмоциональные работы появлялись неслучайно. Художник знал всех крестьян в деревне лично, старался помогать нуждающимся деньгами или подарками. Он вырыл для деревни колодец для получения питьевой чистой воды, часто строил избы погорельцам, помогал в трудных жизненных ситуациях Часто эти сюжеты находили отражение и в его работах.

Варька
Варька

Очень трогательна картина "Варька". Вероятно, для картины позировала его дочь Варвара. она одета в бедное крестьянское платье и держит самодельную игрушку. Образ крестьянской девочки дополняют бусики, головной платок и ... босые ноги....

"Выздоравливающая", 1889 Холст, масло. 67 x 83 см Приморская краевая картинная галерея
"Выздоравливающая", 1889 Холст, масло. 67 x 83 см Приморская краевая картинная галерея

Его картины очень нравились публике. Художник стал частым гостем императорской семьи. Лемоху назначили пожизненную пенсию как учителю императорских детей. Художник помогал деньгами крестьянам и занимался благотворительностью. Единственный внук живописца умер в раннем детстве, в память о нем художник пожертвовал крупную сумму на строительство церковно-приходской школы в Ховрино. После ухода из Академии почти до конца жизни Кирилл Лемох служил хранителем художественного отдела Русского музея имени императора Александра III который в будущем станет всемирно известным Русским музеем.

«Деревенские девочки», 1892 Холст, масло 83 х 57 Частное собрание
«Деревенские девочки», 1892 Холст, масло 83 х 57 Частное собрание

Глядя на эти картины, мы с Вами, дорогие читатели, смогли погрузиться в атмосферу жизни того времени в нашей стране. В этом нам помогли картины этого прекрасного и почти забытого художника той эпохи Кирилла Лемоха. Надеюсь, Вам понравились работы этого прекрасного художника. На сегодня я прощаюсь с Вами, не забывайте ставить лайки, писать комментарии, подписываться, это вдохновляет меня на новые интересные статьи и является настоящей поддержкой канала. До новых интересных встреч. Ваш Алекс.