Солнечный осенний день в глубинке Смоленщины - словно портал в произведения русских классиков. Тощие берёзки склонились над покосившимся сараем, под кривой оградкой краснели крупные мухоморы. А под пригорком, на пожухлой траве, валялся коровий череп.
Если перестать вглядываться в костлявые глазницы и поднять голову, то мгновенно забываешь и берёзки, и избушки, и мухоморы. Ведь впереди, за имитацией забора, стоят они - заготовки советских истребителей для доработки напильником.
Паровозы.
Чёрные, матовые, с розоватыми выцветшими звёздами. Они совсем не похожи на ржавые груды металла, забытые на сортировочных пунктах крупных городов. Не похожи и на те, что стоят в музеях и на площадях, покрытые множеством слоёв дефолтной эмали. Здесь - законсервированные, рабочие машины.
На фото - одна из крупнейших баз запаса паровозов в стране. Основную массу машин составляет серия "Л". Если верить Википедии, здесь около 50-ти экземпляров этой серии.
Паровозы серии "Л", самые поздние и усовершенствованные, выпускались с 1945 по 1955 год. За эти 10 лет было построено 4199 магистральных машин, не считая одной экспериментальной. Всего - 4200.
Именно "Лебедянок", как их прозвали в честь конструктора Лебедянского, сохранилось больше всех. По мере вытеснения паровых машин локомотивами на дизельной и электрической тяге, самые живые экземпляры отправлялись на консервацию. Неспроста.
Отсутствие электричества и жидкого горючего никак не помешает эксплуатации паровых локомотивов. Для этого и сохраняли: на случай войны или катаклизмов. Когда любая другая машина, исчерпав запас запчастей и топлива, превращается в недвижимость, на помощь приходят вода и уголь. Совокупность скорости, тяговитости и доступности горючего привела к тому, что паровоз как класс никак исчезнет. Только расходует... нет, активно пожирает примерно 4 тонны угля на 100 километров.
Вот только люди, знающие каждый шланг и каждый клапан, уже немолоды. Примитивная конструкция оказывается невероятно сложной, стоит лишь углубиться в устройство паровоза. И если в теории завести подготовленную к поездке машину можно, держа под рукой ролики на Ютубе, то уж расконсервация окажется не по зубам современному человеку. А зимой?
Один клапан закрой, другой открой, выжди время, спусти конденсат, дай подняться температуре, открути ещё вентиль... В лучшем случае груда металла не подаст признаков жизни. В худшем - котёл взорвётся. Да и сила на открытие клапанов нужна немалая.
Да, всё никак не исчезнут... Паровозам нашлось применение и в современном мире. С повсеместным приходом моды на ретро, в больших городах запускают туристические составы, которые тянут именно паровозы. Иней, снег, гирлянды и чёрный дым, вырывающийся из трубы локомотива. Как в сказке, правда? И многим эта сказка пришлась по душе.
С каждым годом ретро-поездов становится всё больше. Теперь они появляются на путях не только в праздничные даты, но и ходят по регулярным экскурсионным маршрутам.
А берут их откуда? С баз запаса. Оттуда, где они ждали войны или бедствия, а увидели счастливые лица детей и взрослых.
Помимо паровозов, в отстойнике находятся локомотивы на дизельной, электрической и дизель-электрической тяге.
Тепловоз 3М62У - трехсекционная модификация М62. М62 до сих пор можно увидеть на железных дорогах России, стран СНГ и в некоторых европейских странах. 3М62У было построено 104 штуки, и сейчас они встречаются в осново двухсекционными.
Отдельное внимание стоит уделить ЧС8, двухсекционному электровозу переменного тока. Он - один из самых мощных пассажирских электровозов в России и СНГ. Выпускался заводом Skoda для советских ЖД, и всего насчитывалось 84 экземпляра.
Эти машины уже больше похожи на современные. Мы привыкли к подобному внешнему виду, и не обратим внимания, если случайно встретим что-то из этого списка.
Но честно говоря, 1955 год, год прекращения выпуска паровозов "Л" - не такие уж и далёкие времена. Ведь через два года, в 1957, с будущего космодрома Байконур отправился первый искусственный спутник Земли. И начнётся эра освоения космоса... Эра контрастов. Ведь когда в космическое пространство отправится всем известная ракета-носитель "Восток" с человеком на борту, паровые локомотивы никуда не исчезнут с железных дорог СССР.