Одетта и Одилия, Золушка, Аврора, Жизель, Умирающий Лебель, Джульетта... - всё это только малая часть ярких и проникновенных образов, подаренных публике величайшей балериной 20 века Галиной Сергеевной Улановой...
21 марта - день памяти Галины Улановой, в 2025 году исполняется ровно 27 лет, как душа обрела покой в вечности.
В силу значительной разницы возраста, выступления примы Улановой на сцене я, конечно же, застать не могла. Удивительно, что столь масштабная в своем творчестве личность, в повседневной жизни была очень скромной и не публичной и даже можно сказать закрытой. Личные дневниковые записи, сформированные в течение всей своей жизни, были собственноручно уничтожены. Мемуаров (к которым сегодня тяготеют порой даже 25-летние "звезды") также оставлено не было... Остается ценить и радоваться тому, что остались многочисленные записи выступлений и репетиций, фотографии, выполненные в ходе представлений, гастролей и турне, съемки из личных поездок/встреч, а также воспоминания современников, учеников и почитателей таланта Галины Сергеевны.
Досконально пересказывать биографию не стану, отмечу, лишь некоторые ключевые моменты. Жизнь Улановой, как и у многих иных балетных, была продолжительной - 88 лет. Что этому способствовало - генетика, самодисциплина, правильный образ жизни или работа на протяжении всей жизни?
Есть что-то неуловимо удивительное во всем жизненном пути Улановой:
- на свет появилась в Петербурге в царской России,
- в самые тревожные и неспокойные годы страны, обусловленные сменой политического строя и курса, поступила в Петроградское театральное училище (сейчас - легендарная Академия русского балета имени А. Я. Вагановой),
- училась у самой Агриппины Вагановой,
- застала начало блокады родного города и пережила эту блокаду в Ташкенте, в эвакуации,
- дебютировала и солировала в Кировском театре (сейчас - Мариинский) и долгие годы была прима - балериной Большого театра в Москве. В общей сложности 32 года выходила на главные сцены страны, была первой, завораживающей и недосягаемой...
- 38 лет была примером для других - преподавала, вела классы, очень деликатно и тактично делилась своим опытом со следующим поколением балетных,
- и навсегда ушла в забвение в годы становления демократии всё в той же России, в закатные годы правления Б.Н. Ельцина....
При этом была стойкой, верной себе, не отклонялась от курса, выбранного еще в 1919 году, и следовала за путеводной звездой по имени "балет". Согласитесь, подвластно это не каждому, возможно, только по-настоящему сильному человеку - личности...
Галина Уланова — балерина, которая постигла глубочайшую тайну искусства. Она сумела соединить чувства и их внешнее выражение в единое невидимое целое
- так об Улановой говорил танцовщик, хореограф и новаторов в мире современного танца Морис Бежар
Всемирная слава к Галине Улановой пришла в 1956 году, во время гастролей в Лондоне и триумфального выступления труппы Большого театра в Королевском театре Ковент-Гарден. Вы только представьте себе масштаб: 250 советских многогранных артистов, которые на протяжении 2-х недель дали 15 выступлений (каждый вечер по представлению). И вот среди единства многообразия невероятно талантливых артистов особое внимание к себе привлекла Галина Уланова, в танце которой не было "трюков" - никаких 32 фуэте, высоких прыжков, экспрессии. Своей живой и непосредственной Джульеттой Уланова покорила и завоевала публику - это было соразмерно взрыву в зале эмоциональной бомбы. Овации длились 90 минут...
На премьере «Ромео и Джульетты» присутствовали такие знаменитости, как Лоуренс Оливье, Вивьен Ли и Марго Фонтейн. Думаю, что английской чете Оливье-Ли было необыкновенно интересно наблюдать и за разворачивающимся сюжетом, и за интерпретацией этого сюжета.
Сами они участвовали в одноименной театральной постановке, а образы, продемонстрированные на балетной сцене русскими танцовщиками, безусловно были отзеркалены на себя, со всеми движениями, мимикой, эмоциями.
Прима-балерина Королевского театра Марго Фонтейн, не сдерживала слез, описывая свои эмоции:
Это магия. Теперь мы знаем, чего нам не хватает. Я не могу даже пытаться говорить о танцах Улановой (самая титулованная балерина в истории отечественного балета — прим. переводчика), это настолько великолепно, что я не нахожу слов… Движения ее так совершенны, так плавны и мягки, что в них незаметны переходы. Друзья рассказывали мне о Павловой и ее стиле. Сама я Павлову не видела, но наблюдая Уланову, я понимаю, о чем мне говорят. Конечно, ее нельзя скопировать, но у нее можно учиться.
Согласитесь, дорогого стоит, когда твоим мастерством, твоим танцем от души восхищается иная прима, еще одна величина мирового балета. А ведь самой Улановой было уже 46 лет..., но образ 14 летней девочки, переданный балериной на сцене, был настолько эмоционально точен и верен, что ожидания лондонских зрителей полностью оправдались. Лондон был обезоружен настоящей магией танца Улановой!
Кстати, спустя 9 лет, в 1965 году и сама Марго Фонтейн в партнерстве с Рудольфом Нуриевым исполнят заглавные партии в балете «Ромео и Джульетте» постановки сэра Кеннета Макмиллана. Думаю, что увиденное в 1956 году стало крепкой основой для собственного воплощения "своей" Джульетты.
Еще надо отметить, что Галина Уланова была одной из самых титулованных советских балерин - лауреат Сталинской премии (!!!) 4 раза.
Многие отмечали, что в этой хрупкой от природы женщине, практически незаметной в повседневной жизни (была дорого, но сдержанно одета, при естественном и неброским макияже) был скрыт волевой характер. Она никогда не повышала голоса, разговаривал ровно и даже тихо, но с её появлением в театре всё в миг менялось вокруг, её замечали, её слушали, она сама того не замечая становилась центром всеобщего внимания.
Посмотрите, сколько грации и эстетики, а ведь это 1960 год...и Улановой тут уже 50 лет...
Удивительно, но будучи от природы немногословной, сдержанной в суждениях и оценках, она сумела воспитать не одно поколение балетных танцоров, при этом каждому ученику оставив частицу себя. Работая с учениками она лишь показывала как бы то или иное "па" исполнила она сама, но все свои движения и интонации - жесты, движения рук, взгляды - никогда не навязывала, считая, что каждый исполнитель должен найти в мире балета себя самого.
Считается, что век балерин быстротечен... примы, как звезды зажигаются, светят и гаснут....Считаю, что данное суждение верно не для всех...Звезда Галины Улановой освещает творческую дорогу очень многим!
Внешняя выразительность танц - это всего лишь 30 %, всё главное - восторг и разочарование происходит глубоко внутри танцовщика, в душе. А мастерство исполнителя как раз и заключается в подаче зрителю этого потаенного, глубинного, таинственного ...
#уланова #балет #день_памяти #прима #балерина #легенда