Многие виниловоды радостно пялятся на спектрограммы, а именно на их хвост с высокочастотными всполохами а-ля северное сияние. Даёшь 50 кГц! Кто больше?! На тестовой пластинке (типа ORTOFON "Accuracy in sound") действительно синус простирается до ~50 кГц. Однако выше 20 кГц коррекция RIAA отсутствует, поэтому с ней завал более 20 дБ (и это с иглой шибата!). На массовом экономно отштампованном музыкальном виниле, увы и ах, потолок ~18 кГц, а спад начинается уже с 15 кГц , а то и раньше, особенно ближе к пятачку пластинки. Плавный срез с 10 кГц - на всём виниле, чтобы не шелестел.
Дюже дорого это производителям винила, лезть в самые высокие частоты. Масса штамповочная нужна особо высококачественная, иначе с полтинничек проигрываний и верха съедятся. Резец для нарезки матрицы опять-таки не копеечный. Штамп под конец банально тупится, что в первую очередь сказывается на высоких частотах, всё-таки доли микрона это не шутка. Да и мало кто слышит. Так, после 40..50 годочков выше 15 кГц, а после 60-ти выше 10 кГц у большинства людей в ушах сплошной шум моря. Ну а молодёжи по барабану, главное - чтобы вставляло.
И даже если бы на расхожем виниле сверх высокие частоты имели место, то далеко не каждая игла/подвес/головка (даже крутая) смогли бы их извлечь. Компенсируя электроникой механический завал на ВЧ, неизбежно плодишь искажения.
Глянем-ка без розовых очков на спектр винильчика DSOTHM (EOP-80778 Japanese initial 1st pressing release), в частности, на широко известный трек "Time", где часики бьют :
Чтобы выявить рабочую полосу частот винила следует от максимального значения в спектре отложить вниз 45 дБ (таков реальный динамический диапазон, продиктованный технологий), а всё , что по бокам оси частот ниже этой линии - суета сует. А что же тогда мы наблюдаем выше 20 кГц? Шелест трения иглы о дорожку винила, на заезженных пластинках проявляющийся как характерный песочек. Щелчки от пылинок и микронеровностей (зазубринок) канавок богаты высокочастотными шумами. Короче, короткий дельта импульс (резкий щелчок) при длинном окне анализа (необходимого для высокого разрешения по частоте) даёт спектр, устремляющийся высокочастотными составляющими в бесконечность.
Кстати, можете часики послухать, пока ещё флак раздаётся бесплатно:
Уже слышу хор справедливо возмущённых:
- Задолбали вы, товарищ автор, со своим старпёрским Пинк Флойдом и его трезвонящими часами. Новенького-свеженького хотим! Недавно записанного, но аналогового!
- Ноу проблем. Пжста, евро винильчик 2004 года Francis Cabrel - Les beaux dégâts_Tête saoûle :
Оный есть в говённом хай-резе (кошмарный ремастеринг 2013) и на неплохом гибридном (2.0/5.1) SACD.
С низкими частотами на виниле тоже всё не просто. В принципе, 20 Гц - не проблема, но когда баса много на большей части треков, тогда впихнуть на одну сторону пласта 22-23 минуты звука дюже сложно, большеамплитудные дорожки навьются аж по самый пятачок. Поэтому все сверх долгоиграющие винильчики без НЧ. Либо альбом раскидывается на несколько пластинок.
Итак, ставим точку! Винил в плане качества звука имеет только одно преимущество: желанный обычному слуху особым способом обработанный сигнал, который ещё перед нарезкой матрицы сжимается частотно зависимым компрессором и обрезается фильтрами. Поэтому винилу с умилением прощается узкая полоса рабочих частот, высокие искажения и немалый шум. Кстати, напоминающий потрескивание костра, не находите?
PS
Винил реанимировали аудио бонзы по той простой причине, что в отличие от цифры не копируется точь-в точь, и соответственно, не размножается бесконтрольно. На подходе реинкарнация аудио кассет! Вон, в Англии уже повально ;)))