Первое, что важно понять, это то, что психически здоровый человек никогда не будет унижать других. Потребность унижать других возникает в трех случаях:
1. Устойчивые нарушения психического развития
2. Временные сложности функционирования психики (истощение, психотравма)
3. Завербованный человек, выполняющий задания из марафонов, тренингов и прочих горе-практик. (Завербовать можно людей, имеющих задатки психических расстройств, вербовщик лишь катализатор)
Рассмотрим их подробнее:
1. Человек имеет устойчивые нарушения психического развития, которые в дальнейшем сформировали в нём пограничный уровень развития личности. Эти люди выглядят как условно здоровые, но ровно до тех пор, пока они способны насыщать свою психику. Такие люди унижают других целенаправленно. Видом чужого унижения они удовлетворяют свою жажду власти. Здесь речь не о статусе и не о высоком ранге.
Это могут быть люди разных иерархических пластов, которые могут использовать свои социальные роли и функции. Родитель может унижать собственное дитя, кондуктор может при всех распекать забывчивого пассажира, преподаватель намеренно топить и позорить студента на экзамене и так далее. Однако, такое поведение это не норма, это патология. Психически развитый человек никогда не будет унижать другого, он наоборот, всегда будет стараться сохранить “лицо” другому человеку, даже если тот будет ментально нападать и всячески провоцировать. Психически зрелый человек понимает подоплеку такого поведения и не принимает условий этой игры.
Партии, которые любят разыгрывать такие люди выглядят следующим образом:
- Общаться с одним из присутствующих нарочито вежливо, а с другим подчеркнуто грубо. В этом случае второй будет чувствовать себя униженным, а первый испытает либо ложное удовлетворения, либо неловкость.
- Будет специально игнорировать других, заставляя ждать, испытывать негодование, в надежде спровоцировать склоку.
- Может просить посторонних людей прислуживать себе в ситуации, когда без участия другого вполне можно обойтись. Это делается, чтобы в случае отказа, обвинить другого в эгоизме и так далее.
- Может транслировать тотальное неуважение: оттолкнуть, нахамить без повода и так далее. Все это, чтобы спровоцировать другого человека, стать хуже, чем он был до встречи с ним.
Так проявляют себя в деталях очень травмированные люди, которые не знают, не умеют и не способны жить по-другому. И их поведение – это о них самих, а не о тех, с кем они взаимодействуют.
Одним словом, все эти ситуации, это про ментальное нездоровье и на это важно делать упор при возникновении таких ситуаций. Когда у человека все комплексы отработаны, то он все эти ловушки видит и понимает. Любая подача такого провокатора не будет приниматься на личный счет.
Но если в данную ситуацию попадет человек невротического уровня (чувствительные люди), то он будет переживать из-за такого отношения. Выйти на человека невротического уровня и есть основная задача провокатора. Он будет бессознательно делать подобные вылазки в окружающий мир ровно до тех пор, пока не “нащупает” подходящего человека и не испытывает насыщения и удовлетворения. Он так тестирует пространство. Хотя, человека невротического уровня опытные провокаторы давно научились чувствовать за версту. Как только человек с пограничным расстройством не насыщает психику, то он в лучшем случае "слетает" со своей пограничной позиции в психическую болезнь. Всё то нездоровье, которое он прикрывал самоутверждением за счет других сразу "обнажается". Этот принцип хорошо показан в фильмах "Отец" и "Трамвай желание".
Что делать, если довелось взаимодействовать с таким человеком:
- Помнить о психической поломке этого человека. В этом случае, взгляд приобретает оттенок жалости и сочувствия.
- По возможности, не вступать в игру провокатора, даже если есть уверенность выйти из неё победителем. «Я пас», «я в это не играю» - лучшая стратегия.
- Если остался «осадочек» после общения, то признать, плохое душевное состояние. "Да, мне плохо и неприятно, я немного погрущу по этому поводу, но обязательно с этим справлюсь и выдержу"
- Как только неприятная ситуация всплывает в голове, а как-то блокировать её не получается, то можно начать делать то, на что ранее не хватало мотивации. Лучше, если это будет физический труд. Вскипающая злоба всегда задаст потенциал, чтобы продвинуть дела.
- Если ничего не помогает, то можно обратиться за помощью к близкому человеку, с которым есть практика взаимной поддержки в сложных ситуациях или к хорошему психотерапевту.
2. У человека временные сложности функционирования психики.
Такое поведение периодически может возникать и у человека невротического уровня, в ситуациях, когда возникает психическое перенапряжение, истощение или имел место травматический опыт, с которым человек не справился. Иными словами, человек как-бы временно «слетает» со своих базовых настроек под тяжестью тех вопросов, которые он вынужден решать. Но здесь нет целенаправленного желания унижать, здесь есть скрытое желание быть поруганным или желание испытать угрызения совести. Именно в случае с таким человеком может возникнуть соблазн, поставить его на место, потому что его психика этого и ждёт, чтобы кто-то ради него «опустился» и «поиграл в надзирателя». Как правило, такие люди потом сильно переживают, если причинят кому-то душевную боль.
3. Завербованный человек, выполняющий задания из марафонов, тренингов
К сожалению, в настоящее время есть такие нечистые практики, которые используют для продвижения себя по иерархической лестнице. Данные техники сразу считываются, так как они ощущаются как выполнение ритуала, постановочное поведение и всегда присутствует ощущение «что-то здесь не то». В подобные акции вербуется молодежь и психически незрелые люди среднего возраста. В результате данных техник им постепенно прививают навыки людей с пограничным расстройством, обучают терять уважение к себе и другим. Итогом данных техник будет в лучшем случае полное разочарование, в худшем психическое расстройство, на лечение которого могут уйти годы психотерапии.
Здесь сразу хочу оговорить, что ментально зрелые люди никогда не будут принимать участие в каких-либо сомнительных экспериментах, испытаниях, марафонах, тренингах, даже при условии, что им заплатят внушительные суммы. Потому что психика определяет срок и качество жизни и любые эксперименты с ней потенциально опасны.