Найти в Дзене
Все про все

Рок в Москве-столице СССР: 80-е годы

А не вспомнить ли нам, уважаемые подписчики и просто читатели, годины нашей лихой юности 80-х годов, когда рок-музыка стала выползать медленно, но верно, из подполья, заполняя афишки и сцены разных концертных площадок, пока не добралась до главной спортивной арены страны - легендарной Лужи им. Ленина, где в 1989 году грянули по полной мракобесы и инородцы, носители тлетворного бескультурья Запада, патлатые захватчики из стран-членов НАТО - США, Великобритании и Германии на фестивале пусть и за мир, но чуждыми нам средствами.

Это уже потом - позже в 90-х - рок-музыка взяла штурмом главную цитадель страны - концертный зал в Кремле. А в 80-е приходилось довольствоваться постепенным захватом небольших залов в Домах Культуры, а от них уже перемещаться во Дворцы Спорта и большие открытые площадки.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Тогда то и завершилось расслоение советской молодежи на неформальные группы - рокеров, панков, металлистов, стиляг, гопников, нью-волнистов-депешистов и прочих люберов в дополнение к хиппи или по-простому - хиппанам, а также байкеров.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Сначала это было очень медленно и наверняка .Конечно, этот процесс чрезвычайно ускорился с 1985 года, когда руководящая и направляющая провозгласила курс на Перестройку, Ускорение и Гласность, понимаешь ли. Но обо все по порядку на собственном, так сказать опыте посещения в те годы концертов, фестивалей и так называемых "квартирников" и "сейшенов".

Первые потуги ослабления идеологической удавки произошли накануне Олимпиады 80 в Москве. Грядущие международные соревнования обязывали: в столицу нашей Родины собиралось приехать немало иностранных гостей из капиталистических и демократических стран, причем не только спортсменов, но и просто туристов. Некоторые страны, включая США, бойкотировали, правда, это эпохальное событие, но справились и без них. Из-за Афгана, помните ?

В начале марта 1980 года прошел фестиваль рок-музыки в Тбилиси, где совершенно легально выступали Машина Времени, Аквариум, Автограф, Интеграл, Магнетик Бэнд и другие коллективы, совершенно нетипичные для советской эстрады, где правил бал Союз Композиторов.

Незадолго до Олимпиады была специально запущена в эфир радиостанция "Radio Moscow World Service", вещавшая строго на аглицком языке. Музыкой, которую крутили там, не могла похвастаться ни одна другая отечественная радиостанция.

"Машина Времени", "Воскресение и "Автограф" звучали там круглые сутки - для того времени это было очень круто и необычно, не то что сейчас, хотя сейчас, пожалуй, особо и не звучат эти коллективы по разным причинам.

Как сейчас помню, что во время Олимпиады в Москве в киосках продавалась Кока-Кола в банках и стеклянных бутылочках, сигареты Марлборо, Винстон и Салем. Тунеядцев и неблагонадежных выслали за 101 км. Москву отдраили по высшему разряду. Улицы были пустынны или заполнены в основном гражданами с неприметными лицами.

А ведь был еще запущен на телек и радио Тынис Мяги с очаровательным прибалтийским акцентом и другие, ранее не публиковавшиеся персонажи.

А мы и не знали, что так можно петь по ЦТ, а не только вот так.

Воистину - "Старт дает Москва".

После Одимпиады цензурные рогатки продолжали раздвигать: в 1981 году на экраны вышел фильм "Душа" с "Машиной Времени", Боярским и Ротару на переднем плане. Огромные очереди и аншлаги в кинотеатрах: все шли посмотреть и услышать "Машину", как сегодня, пожалуй, ломятся на "Чебурашку" и "Почту России".

Читайте публикацию Почему стоит посмотреть фильм "Душа" и вам все станет ясно и понятно.

Они же с Софьей Михайловной без Михаила Сергеевича мелькнули в "Голубом Огоньке" с песней "За тех, кто в море", а в другой год уже и без Ротару с песней "Скачки".

На конкурсе 1982 года "Комсомольской Правды"" Золотой Камертон" победил Юрий Шевчук и группа "ДДТ" с песней "Не стреляй", навеянная войной в Афганистане, как признавался сам Юра-музыкант.

И была статейка в "Комсомолке" в апреле 1982 года "Рагу из синей птицы"- таким образом, уже тогда одной рукой гладили, другой щипали. В принципе, до плюрализма мнений еще было три года, а он уже проявлялся. И это правильно - чтобы не расслаблялись и не почивали на лаврах.

Подробно про эту историю можно почитать в публикации Попробуем Рагу из Синей Птицы ?

Но вернемся к Москве 80-х. В 1983 году я поступил в МИРЭА - Московский Институт Радиотехники, Электроники и Автоматики, считавшегося кузницей кадров для отечественной Радио-Электронной Промышленности. Забегая вперед, скажу, что пока мы учились 6 лет, ее благополучно развалили, что почувствовали прежде всего выпускники 1989 года, попав на "закрытые" оборонные предприятия отрасли в качестве молодых специалистов после окончания учебы.

Этот ВУЗ, помимо своей передовой отрасли, был славен бурной и насыщенной молодежной движухой.

Во-первых, в стенах института учились музыканты знаменитых в будущем групп, которые только начинали свой путь.

Леонид Величковский ( в будущем композитор, участник группы "Технология"), Алексей Павлов ( барабанщик группы "Звуки Му" Петра Мамонова), лидеры групп "Встреча на Эльбе" и "Порт-Артуръ" ( не помню их имена, но в то время они были на слуху, являясь участниками Московской Рок-Лаборатории ).

Во-вторых, комитет ВЛКСМ МИРЭА был очень прогрессивным для того времени. Комсомольские студенческие боссы организовывали культурные молодежные мероприятия как в здании института, так и в безалкогольном кафе "Молочное" в Олимпийской Деревне, находившемуся неподалеку.

В "Молочку" вообще ехали со всей Москвы - это был, пожалуй, первый клуб для молодежи в городе, где выступали молодежные группы разных стилей и направлений.

Подробно об этом историческом для московской молодежи 80-х месте отдыха и МИРЭА можно прочитать в публикации МИРЭА: мы помним ,как все начиналось.

Кроме того, в стенах института периодически выступали разные рок-группы ( "Черный Кофе", "Мартин", "Лимонадный Джо" и другие), приезжал с лекциями о музыке лидер группы "ДК" Сергей Жариков.

"Черный Кофк" (Фото из открытых источников)
"Черный Кофк" (Фото из открытых источников)

Наконец, именно Комитет ВЛКСМ нашего ВУЗа и Комитет Комсомола Гагаринского района совместно с газетой "Московский Комсомолец" организовали фестиваль Рок-Панорама в 1986 годах в Центральном Доме Туриста, о чем речь подробно будет ниже, когда доберемся дл 1986 года.

В общем, благодаря учебе в этом ВУЗе, я был в гуще многих музыкальных событий Рок-Москвы 80-х, что не помешало мне окончить его с Красным дипломом, так как я учился на специальность, к которой готовился с детства - специальность инженера-электронщика: возиться с паяльником, радиодеталями и тестером любил сызмальства Другое дело, что после окончания института, мои знания и навыки уже не были востребованы страной, поэтому в 90-х пришлось заниматься другими делами, тоже интересными, но об этом я расскажу как-нибудь отдельно.

Но вернемся в хронологию событий: неожиданно после некоторых вышеописанных послаблений вдруг в пол-оборота крутанули стопорную гайку: в 1984 году, были изданы списки запрещенных западных и отечественных групп, которые якобы пропагандировали чуждые нам ценности и призывали к изменению государственного строя.

Цензура: фильтр для грязи ? Читайте об этом здесь .

Ну, да все вы это знаете, как и то, что практически все коллективы из того списка выступают до сих пор, а некоторые местные запрещены сегодня повторно примерно за то же самое или немного за другое. Я думаю, скоро запретят и западные, поскольку декларируемая ими аполитичность окрашена в определенные чуждые нам в моменте цвета.Кстати, они больше и не приезжают к нам в Россию последний год, отменив все свои концерты.

Можно вспомнить про подпольные концерты самодеятельных музыкантов в те года, которые разгоняли силы правопорядка, на квартирах ( не путать с "Квартирниками у Маргулиса" ) и в разного рода ДК (Домах Культуры - чисто наше изобретение ).Читайте об этом в публикации Подпольные концерты неразрешенных

А ведь были еще репрессии в отношении Алексея Романова ("Воскресение") и Жанны Агузаровой ( "БРАВО" ), которые конкретно попали под "раздачу".

И вот наступил 1985 год - год начала эпохи Гласности, Перестройки, Ускорения и Плюрализма мнений, когда начали разрешать все подряд, а если быть точным - не запрещать.

В Москве под патронажем "высших" сил открыли Рок-лабораторию, назначение которой было сделать упорядоченным деятельность самодеятельных рок-групп, которые плодились, как грибы после дождя.Те, кто туда попали в первых рядах, были патрициями рок-тусовки, остальные новобранцы - плебсом.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На самом деле, как оказалось, целями этого благого, казалось бы, начинания были не поддержка молодых талантов путем организации концертов, обеспечением студии и аппаратурой, а взятие под контроль разворачивающегося молодежного музыкального рок-движения и его последующий раскол методом "кнута и пряника". Хорошо помню, кто там руководил, что и как делал, поскольку имел отношение к организации концертов самодеятельных групп. Уже тогда во главе угла стояли деньги и внешний антураж. Содержание постепенно убиралось на задворки.

Иногда под эгидой Московской Рок-лаборатории все же бывали шикарные концерты. Например, был на концерте в знаменитой "Горбушке" (ДК им.Горбунова), где одним днем в одном концерте выступали Звуки Му с Петром Мамоновым, Браво с Жанной Агузаровой, Ва-Банк с Александром Ф. Скляром.Кажется, был еще Центр Василия Шумова.

Может, сегодня творчество этих исполнителей покажется вам примитивным, но тогда это было что-то с чем-то - свежо, необычно, оригинально. В общем, время покажет, будут ли их музыку слушать через 50 лет, как слушают до сих пор песни Машины Времени начала 70-х годов, например.

В общем, благодаря отмашке ГенСека ЦК КПСС М.С. Горбачева в стране включили Гласность, Перестройку, Ускорение и Плюрализм мнений, поэтому подпольщикам-музыкантам стало легче легализоваться до официального статуса, а нам, зрителям, посещать их концерты и слушать записи.

В 1986 году в городе состоялся первый официальный фестиваль молодежной музыки Рок-Панорама'86, по итогам которого даже был выпущен диск-гигант ( модное название винила тех лет)с песнями лауреатов-номинантов на фирме "Мелодия".

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Посчастливилось побывать на этих концертах и увидеть почти всех его участников. А список был мощный. Особенное впечатление произвела только - только появившаяся группа Ария.

Что вы хотите от юнца 19 лет, когда тут такое звучит? Да еще тексты Маргариты Пушкиной и Александра Елина цепляли и царапали...

А концертов теперь стало много. Каждую неделю мы с друзьями куда-то ходили. Стипендии хватало и на концерты, и на пирушки, да и родителям исправно отдавал сумму на хозяйство.

В 1987 году была уже следующая Рок-Панорама, на этот раз на Малой Спортивной Арене в Лужниках с вместимостью зала 10 000 зрителей.Рок в СССР начал зарабатывать большие деньги, получив доступ к стадионам и крупным площадкам.

Из интересных концертов, которые удалось посетить в середине 80-х, помню концерт Гуннара Граппса и его "Магнетик Бэнда" в ЦДТ. Продвинутые прибалты имели официальный статус и поразили москвичей шикарным хард-роком.

Там же побывал на концерте великолепной группы из Кемерово Кима Брейтбурга "Диалог". Помните такую? Аиногда я вот до сих пор их слушаю.

Запрещенную ранее музыку потихоньку разрешали или делали вид, что это разрешено. Следом за Питером и Москвой плодились рок-клубы, подконтрольные идеологическим пастырям от власти.

Как вам концерт из двух отделений : в первом выступал Сергей Крылов ( этот тот веселый рыжебородый толстяк в семейных трусах и фуражке - помните такого ?), во втором - мрачный "Наутилус Помпилиус" в своем коронном составе и программой "Разлука" ? Странный замес, но было интересно.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Они только что произвели фурор на рок-фестивале в Подольске и начали путь к всесоюзной известности.

Кстати, в Подольске на Рок-фестивале в 1987 году было весьма неплохо. Посмотрите состав участников, и вы все поймете.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Помню еще дневной концерт в ДК "МЭИ". Первое отделение - никому неизвестный рок-н-ролльный ЧАЙФ из Свердловска, второе - мощная питерская Алиса с босоногим Кинчевым во главе ( кто не в курсе, Константин в 80-х выступал на сцене только босым ) .

Было много других еще концертов : " КИНО" во Дворце Спорта в Лужниках и "Зеленом Театре" (съемки для фильма АССА ) и сами концерты, посвященные выходу этого фильма в Москве в ДК МЭЛЗ.

Об этом можно подробно почитать в этой публикации.

Хороша была группа Автограф во Дворце Спорта в Лужниках с юным Артуром Беркутом на вокале.

Бригада С на дневном концерте в обшарпанном ДК на окраине Москвы в полупустом зале, но с шикарной программой из самых ранних песен, с мощной духовой секцией, одетых в стиле 50-х годов ( наверное, одежду у дедушек одолжили )

Бригада С там же в Зеленом Театре перед отъездом в США с отчетным вечерним концертом.

"Зоопарк" с легендарным Майком Науменко: был на его "квартирнике" в 1985 году, а спустя два года он уже во главе ансам-бля выступал на сцене ККЦ гостиницы "Космос", не самой плохой концертной площадки Москвы тех лет. Объект был построен ,кстати, к Олимпиаде 80 и там выступали многие знаменитости, включая Джо Дассена и Аллу Пугачеву.

А еще были "Зодчие" в ДК Института им. Губкина с Лозой, Сюткиным и Давыдовым в составе с их музыкальными юморесками. Тоже имело право на посмотреть в те "голодные на зрелища" годы. Выглядело это примерно так.

Концерт группы "Воскресение", посвященный ее 10-летию, в УСЗ "Дружба" как будто вчера посетил - настолько ярким было выступление коллектива и его гостей.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Настрой публики был соответствующим.

И Петр Подгородецкий в качестве ведущего. Блестящий музыкант, на мой взгляд. Подробный отчет о посещении мной этого концерта можно почитать здесь.

Приезжали герои из списка запрещенных групп Pink Floyd и Scorpions. Немцев, правда, не пустили в Москву, так что местом нашествия советских фэнов группы стал Питер.

Как я проник на концерт Пинк Флойд в Москве в 1989 году, можно почитать в этой публикации, ну а про путешествие в Питер на концерт Скорпионс - здесь

Ну и вишенка на торте -концерты Moscow Peace Festival в Лужниках летом 1989 года, куда приехала куча западных звезд, выступивших вместе с нашими музыкантами.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Два дня августа рок-музыка сотрясала Центральный Стадион им. В.И. Ленина, а вместе с ним и Москву. Посмотрите фрагменты этого концерты, а в инете - полную его версию.Какие все молодые, живые и здоровые !

Наполненная до краев людским морем, разгоряченная музыкой и солнцем Лужа, подпитывала своей энергией иностранных и отечественных исполнителей, которые, надо сказать, не смотрелись "белыми воронами". Это Бригада С, Нюанс и Парк Горького. Первые две группы, конечно, выбивались из общей музыкальной канвы фестиваля, но тем не менее не оробели и не потерялись в волнах тяжелой музыки коллег. А вот Gorky Park, будучи копией всех остальных западных участников фестиваля, мне ничем и не запомнился.

Узнали Николая Носкова на вокале, Александра Минькова на басу (сегодня поп-певец Александр Маршал), гитариста Алексея Белова (сегодня муж певицы Ольги Кормухиной)?

До сих пор жива маечка с этого фестиваля - не китайская, и не турецкая, а изготовленная, думаю, на берегах Потомака - выглядит, сволочь, как новая, несмотря на возраст, нОски, стирки. Жаль, не налезает она на меня, как раньше - покрупнел я за 34 года.

Это было очень круто для СССР конца 80-х.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Группы, которые приехали к нам, были на то время в топе по обе стороны Атлантики.

фото из откпытых источников
фото из откпытых источников

Обратите внимание, что на общей фото из наших только Парк Горького. Авангардисты Нюанс и " оркестр Пролетарского Джаза "Бригада С явно не вписались в прозападную хард-рок тусовку.Еще не видно Оззи с музыкантами, но он, пожалуй, уже "отдохнул" и ушел куролесить по ночной Москве.

Вот так это было в 1989 году на Московском Рок-Фестивале Мира ( а в итоге Дружбы и Жвачки против Наркотиков ).

А вот итогом - хит -парад 1989 года от ТАСС. Зацените

Фото из открытыхисточников
Фото из открытыхисточников

Так что к концу 80-х Москва постепенно превратилась в некий рок-центр страны, опередив, кстати, Ленинград, где работал сильный местный рок-клуб и было много самобытных групп. Третьим таким городом постепенно становился Свердловск ( ныне носящий свое историческое название Екатеринбург ).

ПыСы.

Сегодня, конечно, не до концертов, хотя Москву и украшают афиши разных мероприятий-сборных "солянок" и сольных концертов.

Фото автора
Фото автора

Афиша хорошая, но... Не хочу лишний раз расстраиваться от некоторых персонажей.

По мне, так это не те люди, кого хотелось бы услышать, а тем более увидеть.

Фото автора
Фото автора

Вообще, никуда не хочется идти - нет настроения.

Фото из открытых источниковДобфавьте описание
Фото из открытых источниковДобфавьте описание

Да и некуда идти. Не сюда же, например ?

Фото автора
Фото автора

Или сюда

Фото автора
Фото автора

Скорее всего, остается греть душу воспоминаниями о событиях давно минувших дней.Поэтому сейчас смотрю и слушаю больше в интернете или на ДВД и кассетах- всех тех, кого любил и люблю, чего и вам желаю от всего сердца. Слушайте хорошую музыку и будьте здоровы ! Скоро напишу здесь про Рок-Москву 90-х.

А пока - всех с Масленницей !

(Видео взяты из открытых источников)

Подписывайтесь, комментируйте, делитесь материалом в своих соцсетях. Большой палец вверх - это награда для авторов. Приглашаем на наш канал "Калейдоскоп" здесь же на Дзене