Эта история началась задолго до момента, когда я сел ее написать. Так бывает, что в храмы часто приносят различные иконы. Бывает это по разным причинам: бабушка умерла, а родственникам это не нужно, старые и утраченные иконы, просто решили отдать в церковь и т.д.
Мы берем все иконы, которые нам приносят, независимо от их состояния. Что-то реставрируем, что-то обретает вторую жизнь, что-то ждет своего часа. Некоторые иконы имеют на обратной стороне различные надписи. Меня это всегда особо интересует, потому что в таких надписях можно встретить интересные вещи. Следует правда признаться, что времени на их расшифровку обычно не бывает.
В один из дней, нам принесли очередную «партию» таких «ненужных» икон. Это было несколько иконок различной сохранности. Среди них была иконка святителя Николая Чудотворца с надписью на тыльной стороне. Как я уже сказал, такие иконы вызывают у меня интерес и я ее забрал в свою келью с желанием попробовать поработать с этой подписью. И опять-таки, как было сказано выше, времени на все это нет, и икона была положена на хранение до лучших времен.
Буквально позавчера у меня состоялась поездка в славный русский город Торжок, столицу золотошвейного дела, вкусного мармелада и вертолетных войск. Остановившись на ночлег, снится мне сон, что мне нужно ехать в Санкт-Петербург и я во сне переживаю, что мне нужно брать ограниченное количество вещей, так как увезти с собой свою библиотеку я не могу. Ну, сон и сон. Приснился и приснился. Но запомнился!
Приезжаю я домой и вижу эту иконку. Думаю, что ж ты лежишь у меня такая, надо хоть тебя поставить куда-то! Беру в руки, поворачиваю и опять читаю эту надпись. Думаю, дай посмотрю в интернете, вдруг есть какая информация? И мой запрос сразу же дал неожиданный результат! Подпись действительно принадлежала священнику, родившемуся в Торжке и служившего настоятелем Казанского собора Санкт-Петербурга!
Предлагаю ознакомиться с биографией этого человека
Портрет протоиерея Василия Маренина.
Протоиерей Василий Иоаннович Маренин родился 24 декабря 1848 года в Торжке в семье протоиерея Иоанна Маренина. Василия Бог одарил способностью к живописи. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский), восхищенный увиденными работами Василия, благословил зачислить его в семинарию без экзамена. Окончив курс семинарии, Василий Маренин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию и по окончании в 1871 году был удостоен звания кандидата богословия. В том же году Маренин был назначен преподавателем в Литовскую духовную семинарию в губернском городе Вильне (ныне — столица Литвы Вильнюс). Более 12 лет он обучал семинаристов общей и русской церковной истории, а также заведовал иконописным классом. При этом он выполнял обязанности помощника инспектора семинарии и являлся членом педагогического правления. Кроме службы в семинарии, Маренин преподавал историю в Виленском женском училище Духовного ведомства.
В начале 1884 года батюшка вернулся в Санкт-Петербург, где 13 февраля был рукоположен во священника. Местом служения ему была определена церковь святого блаженного Андрея, Христа ради юродивого, при Доме призрения Тименкова-Фролова. С 1888 по 1895 год он был священником в домовом храме в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, при Кадетском корпусе императора Александра II.
Вместе с этим отец Василий на протяжении 22 лет (1884– 1906) преподавал Закон Божий в женской гимназии Петришуле. С 1900 года он был членом Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III.
5 июня 1895 года отца Василия Маренина перевели в Казанский собор. Прихожане собора полюбили нового священника. Батюшка был хорошим проповедником, поэтому во всех торжественных случаях именно ему поручалось произнести нужные слова. Так было и в 1911 году, когда широко праздновалось 100-летие Казанского собора, именно отцу Василию было поручено произнести торжественную речь.
Через два года после назначения в собор, в 1897 году, пастырь был возведен в сан протоиерея. К этому времени он стал деятельным членом Общества вспомоществования бедным прихода Казанского собора. Для более успешной благотворительной деятельности весь приход был разделен на 14 участков, которые возглавляли попечители. Участок отца Василия включал в себя шесть домов по наб. р. Мойки, батюшка был попечителем столовой и богадельни.
В 1916 году протоиерей Василий Маренин был утвержден духовником второго столичного благочинного округа. В том же году он был награжден митрой «за продолжительное отлично-усердное и плодотворное служение Церкви Божией».
Придя в Казанский собор в 1895 году, отец Василий Маренин оставался священником храма при шести настоятелях. 19 июля (1 августа) 1918 года был арестован, а позже расстрелян настоятель собора протоиерей Философ Орнатский. Новым настоятелем накануне своего 70-летия был назначен протоиерей Василий Маренин. К этому времени батюшка много болел. Почтенный возраст и слабость физических сил в бытность его настоятелем собора вызвали необходимость в помощь ему избрать особого председателя приходского совета. Должность эта была возложена на псаломщика Н. К. Либина.
В начале 1918 года, еще при протоиерее Философе Орнатском, приходской совет постановил создать в подвальном помещении собора пещерный храм в честь и память великого страдальца за землю русскую и веру православную Патриарха Московского священномученика Ермогена. Создание же нового придела пришлось на годы настоятельства протоиерея Василия Маренина. Освящение его митрополитом Вениамином состоялось 18 января 1921 года, т. е. через месяц после ухода отца Василия с должности настоятеля.
12 (25) декабря 1921 года митрофорный протоиерей Василий Маренин мирно отошел ко Господу. Место его упокоения неизвестно.[1]
[1] https://vk.com/wall-206184032_1099 дата обращения 04.10.2025
А вот, как выглядит переданная нам икона.
Может быть, для кого-то это не выглядит чем-то примечательным, но для меня кажется удивительным, что именно в Торжке, где родился о.Василий, мне снится сон, что я должен ехать в Питер, где служил о.Василий и везти туда какие-то вещи! И после приезда домой я сразу обращаю внимание на эту икону и узнаю биографию человека, оставившего свой автограф.
Не менее удивительным является и то, каким образом эта икона попала в Кострому. Очень хотелось бы знать историю появления иконы в нашем городе.
Не знаю, как сложится судьба этой иконы в дальнейшем, но сейчас у меня есть желание (и я думаю, оно правильное) передать икону в Казанский собор города Санкт-Петербурга, тем более, что они помнят и чтят этого священника и для этого храма, данная икона была бы ценным экспонатом (я на это надеюсь)!
В заключении хотелось бы воздать благодарение Богу, за то, что Он удивительным образом иногда раскрывает нам скрытые смыслы и заставляет задуматься о непостижимости Его путей.
04.10.2025г.