Найти в Дзене
AMMIAC. МЕДИА

“Не думай об этом”: как остановить нежелательные мысли

Фото: Francesco Carta fotografo/Getty Images
Фото: Francesco Carta fotografo/Getty Images

В середине 1980-х годов ученые провели знаменитый эксперимент, в котором попросили участников постараться не думать о белом медведе. В течение пяти минут испытуемые должны были звонить в колокольчик, если им приходил на ум белый медведь. В среднем они звонили в колокольчик более одного раза в минуту. А позже, когда тем же людям сказали думать о белых медведях, животные приходили на ум чаще, чем в контрольной группе, которую с самого начала проинструктировали думать о белых медведях.

Полученные результаты позволили предположить, что блокировка нежелательных мыслей вызывает обратный эффект, что затрудняет борьбу с ними. 

Многие люди интерпретировали полученные результаты как подтверждение фрейдистского представления о том, что подавленные воспоминания сохраняются в подсознании, где они могут преследовать нас. 

Идея о том, что подавление мыслей вредно, стала общепринятой и повлияла на практику клинической психологии. 

Даже сегодня устоявшиеся формы терапии предлагают противоядия против опасности подавления воспоминаний, направляя пациентов на неоднократное повторение и проработку сложных переживаний.

Но накапливающиеся исследования "активного забывания", при котором люди блокируют воспоминания с помощью напоминаний из окружающей среды, напрямую опровергают давнюю догму. Эксперименты по визуализации и другие психологические эксперименты, проведенные несколькими академическими группами, показывают, что подавление памяти не только возможно, но и адаптивно, возможно, защищая людей от тревоги и депрессии. Это может даже помочь очистить разум от навязчивых воспоминаний после травмы, предотвращая посттравматическое стрессовое расстройство. 

Поддержка идеи о том, что люди могут успешно подавлять воспоминания, появилась около 20 лет назад, когда когнитивный психолог Майкл Андерсон, работавший в то время в Орегонском университете, разработал альтернативу тесту "белого мишки", названную заданием "думать/не думать".

Он и его тогдашний студент Коллин Грин научили 32 студентов колледжа запоминать 40 пар слов, таких как "доктор-игла", "путешествие-штаны" и "газон-бифштекс". Первое слово служило напоминанием, или подсказкой, для другого слова. Затем исследователи показали студентам только подсказку и сказали им либо думать и произносить вслух второе слово, либо не думать о нем (подавлять). Подавление привело к забыванию. И чем больше испытаний на подавление студенты проходили, тем хуже они запоминали слова, стоявшие на втором месте.

Задача включала "подавление извлечения", или подавление воспоминаний, вызванных ассоциациями с сигналами окружающей среды. Это отражает обычный опыт, когда человек сталкивается с напоминаниями о нежелательных мыслях и либо впускает их в себя, либо отгоняет. Метод белого мишки, напротив, требует от людей думать непосредственно о белом мишке всякий раз, когда они напоминают себе об инструкциях задания. В методе белого мишки вы пытаетесь подавить самого "белого мишку", поэтому вы думаете о "белом мишке".

Упражнение с белым мишкой может дать реальный эффект - стойкую память, говорят эксперты. Но "клиницисты слишком обобщили", - говорит Андерсон, работающий сейчас в Кембриджском университете. "Вы можете сделать подавление поиска, и оно действует совсем по-другому".

В середине 2000-х годов Андерсон и группа специалистов из Стэнфордского университета, а также другие ученые начали разгадывать биологические основы этого типа забывания.

Эксперименты по визуализации показали, что префронтальная кора мозга, давно известная как двигатель поведенческого самоконтроля, посылает тормозящие сигналы в гиппокамп, центр памяти.

Но прошло еще десятилетие, прежде чем исследователи узнали, что воздействие на гиппокамп может сохраняться в течение небольшого промежутка времени - не менее 10 секунд, но потенциально дольше, отбрасывая то, что Андерсон называет "амнестической тенью", отражающей временное ухудшение функционального состояния гиппокампа. Это деградированное состояние является результатом подавления и приводит к забыванию, говорит Андерсон.

За последние несколько лет исследователи нашли дополнительные сведения о механизме в мозге, который позволяет людям подавлять свои мысли.

В ходе проведенного в 2022 году исследования функциональной магнитно-резонансной томографии группа Андерсона обнаружила, что люди используют одни и те же префронтальные структуры мозга как для подавления действий, так и для блокирования мыслей, но для задач, основанных на действиях, вместо гиппокампа отключается моторная кора мозга. Модели мозговой активности в префронтальной коре настолько похожи, что компьютер, обученный распознавать модель, связанную с подавлением действия, может использовать ее для предсказания того, была ли подавлена мысль, обнаружили исследователи.

В другом исследовании, опубликованном в этом году, ученые из Института когнитивных наук и мозга Макса Планка в Лейпциге (Германия) продемонстрировали, что этот процесс физически разрушает воспоминания, а не просто делает их менее доступными. Ученые научили 37 человек ассоциировать нейтральные подсказки с изображениями катастроф, аварий или травм, а затем попросили их потренироваться в подавлении этих ассоциаций. Во время выполнения задачи подавления и последующего теста на память исследователи наблюдали за активностью мозга участников с помощью МРТ. Подавление воспоминаний об этих расстраивающих сценах сделало их менее яркими в сознании людей. Более того, компьютерный анализ показал, что паттерны мозговой активности, которые первоначально представляли воспоминания об этих сценах, во многих случаях были практически неузнаваемы. Чем менее ярко человек помнил сцену, тем более искаженным было представление этого воспоминания в мозгу.

Полученные результаты противоречат идее о том, что подавленные воспоминания таятся в подсознании. "Дело не в том, что память существует, но по какой-то причине [человек] больше не может ее вербализовать", - говорит когнитивный нейробиолог Роланд Бенуа, один из авторов исследования. "Мозг больше не способен активировать ту активность, которая необходима для поддержания ярких воспоминаний".

Кроме того, появляется все больше данных о том, что подавление памяти, по-видимому, является важным навыком преодоления трудностей. Первые подтверждения появились в 2003 году, когда когнитивный психолог Университета Тринити Пола Хертел вместе со своей тогдашней студенткой Мелиссой Герстл показали, что люди с депрессией испытывают проблемы с подавлением памяти, и чем сильнее этот дефицит, тем больше человек склонен к размышлениям или нежелательным мыслям. Проблемы с контролем памяти, заключила Гертель, могут объяснить, почему люди размышляют. И от таких привычек бывает трудно избавиться. "Если вы практикуете размышления о событиях из прошлого, которые вас беспокоят, или беспокоитесь о вещах, которые могут произойти, то практика делает идеальным", - говорит Хертел. "Один из лучших способов запомнить что-то - это тренироваться вспоминать это".

С годами ученые повторили это исследование и распространили его на другие психические заболевания, при которых навязчивые мысли встречаются часто.

Например, в 2016 году Андерсон и его коллеги связали способность людей подавлять свои мысли с их устойчивостью после просмотра тревожных видео, которые достоверно вызывают травматическую реакцию. Люди, которые могли забыть, имели меньше навязчивых воспоминаний в последующие дни. А проведенный в 2020 году метаанализ 25 исследований показал, что люди без психических расстройств могут успешно подавлять нежелательные воспоминания, в то время как люди с тревожностью, посттравматическим стрессовым расстройством или депрессией не могут. Способность добровольно забывать коррелирует с лучшим психическим здоровьем. "Этот механизм подавления может защитить нас от развития этих расстройств", - говорит Бенуа.

В 2020 году Пьер Ганьепен, когнитивный нейробиолог из Французского национального института здравоохранения и медицинских исследований, и его коллеги сообщили о чем-то подобном у реальных людей, переживших травму. После смертоносных терактов в Париже и его окрестностях в 2015 году команда Ганьепена поместила 102 человека, переживших теракты, и 73 человека из контрольной группы в сканер мозга, пока они выполняли подавление извлечения информации. Из выживших 55 человек страдали посттравматическим стрессовым расстройством, а остальные - нет. Исследователи обнаружили, что люди, которые не испытывали стресса, лучше подавляли воспоминания, чем люди с ПТСР. Их мозговая активность в префронтальной коре, гиппокампе и других областях показала, что люди, пережившие стресс, имели более эффективные механизмы когнитивного контроля. "Нарушение механизмов, которые вы используете для подавления воспоминаний, на самом деле может быть связано с развитием травматической памяти", - говорит Гагнепайн.

Подавление извлечения - не единственный способ приглушить травмирующие или расстраивающие воспоминания. Еще один способ - "реконсолидация памяти". В этой технике человека побуждают вспомнить воспоминание, что "реактивирует" его, делая уязвимым для изменений. Затем человек делает что-то, например, принимает лекарство, чтобы помешать воспоминаниям. Исследователи пробовали давать людям пропранолол, который, как считается, блокирует реконсолидацию памяти, основываясь на исследованиях родственных соединений у грызунов, но результаты были неоднозначными. Поведение также может влиять на память. В исследовании 2020 года невролог Эмили Холмс из Упсальского университета в Швеции и ее коллеги попытались повлиять на визуальные аспекты воспоминаний о фильме с травмирующими сценами, заставив участников играть в игру "Тетрис" вскоре после того, как они вспомнили этот фильм. Исследователи обнаружили, что их процедура уменьшила количество навязчивых воспоминаний, которые люди испытывали впоследствии.

Как именно использовать подавление памяти в качестве терапии, пока неясно. Один из способов - просто научить людей практиковаться в этом, говорит Андерсон. В ходе экспериментов результаты участников в задаче "думать/не думать" достоверно улучшались при повторных испытаниях. Например, люди могут тренироваться останавливать свои мысли, глядя на сигналы, связанные с их собственными расстраивающими воспоминаниями или страхами.

Будет ли тренинг "не думать" эффективен для людей со значительным дефицитом контроля памяти, менее определенно. Некоторые исследования Хертеля показывают, что для депрессивных людей необходимы обходные пути, например, предоставление им новой мысли, которая будет ассоциироваться с сигналом, взамен беспокоящей.

Еще одним полезным дополнением может быть сон. Скотт Кэрни, когнитивный нейробиолог из Йоркского университета в Англии, обнаружил, что недостаток сна значительно ухудшает способность людей подавлять нежелательные воспоминания. В исследовании, проведенном в 2021 году, команда Кэрни показала, что при недостатке сна люди испытывали гораздо больше навязчивых воспоминаний, чем те, кто высыпался. "При хроническом недосыпании у вас будет больше навязчивых воспоминаний, и это увеличит вероятность развития проблем с психическим здоровьем", - говорит Кэрни. Кроме того, более навязчивые воспоминания могут повлиять на способность спать, "так что это становится порочным кругом".

В классической когнитивно-поведенческой терапии людей поощряют к созданию альтернативных интерпретаций сложных переживаний. Однако исследования в области подавления извлечения информации показывают, что такой повторный анализ часто может быть излишним. "Вы можете уменьшить частоту мыслей, просто остановив их, - говорит Андерсон, - и они не будут возвращаться".