Найти в Дзене

Разговор о книгах из шорт-листа БДФ. Леся Уланова, книга «Дурында»❤️

Начинаю серию постов-интервью с авторами и иллюстраторами книг, которые вошли в шорт-лист 2025 года Большого Детского фестиваля. Сегодня открывает рубрику Леся Уланова — художник-иллюстратор, проводит безумно красивые и интересные мастер-классы по скетчингу, созданию книги и комиксов, дизайну персонажей. Рисует диджитал иллюстрации и различными живыми материалами: акварель, маркеры, линеры, тушь, карандаши и др. Поговорили с ней о книге Ольги Замятиной «Дурында», издательства «Антология». 1. Леся, добрый день! Интересен ваш путь иллюстратора. Поделитесь, как вы пришли к такой технике рисования как скетчинг? Я вернулась в рисование после долгого перерыва через различные марафоны. Одним из первых был марафон по летнему скетчингу. И как сейчас понимаю для меня он стал настоящие прорывом, потому что я еще в художественной школе любила больше всего карандашное направление рисунка и летние пленэры. И тут все совпало: линеры и свободное рисование с натуры города и людей. Но книги я сейчас р

Начинаю серию постов-интервью с авторами и иллюстраторами книг, которые вошли в шорт-лист 2025 года Большого Детского фестиваля.

Сегодня открывает рубрику Леся Уланова художник-иллюстратор, проводит безумно красивые и интересные мастер-классы по скетчингу, созданию книги и комиксов, дизайну персонажей. Рисует диджитал иллюстрации и различными живыми материалами: акварель, маркеры, линеры, тушь, карандаши и др.

Поговорили с ней о книге Ольги Замятиной «Дурында», издательства «Антология».

1. Леся, добрый день! Интересен ваш путь иллюстратора. Поделитесь, как вы пришли к такой технике рисования как скетчинг?

Я вернулась в рисование после долгого перерыва через различные марафоны. Одним из первых был марафон по летнему скетчингу. И как сейчас понимаю для меня он стал настоящие прорывом, потому что я еще в художественной школе любила больше всего карандашное направление рисунка и летние пленэры. И тут все совпало: линеры и свободное рисование с натуры города и людей. Но книги я сейчас рисую разными материалами и в разных техниках. Первую книгу в издательстве «Сосновая крепость» я рисовала спиртовыми маркерами и линерами в стиле скетчинга, потому что они туда сами напросились: так рисовал главный герой в книге. И совпадение с моим любимым стилем рисования было 100%.

2. Как случилось ваше сотрудничество с Ольгой?)

С Олей Замятиной мы познакомились в «Земляничном клубе» объединяющим авторов, иллюстраторов и читателей. Она искала иллюстратора для своей книги и мне очень понравилась ее история и мой любимый школьный возраст главного героя. Жду что Оля отредактирует вскорости еще один текст для издательства «Антология» и мечтаю нарисовать еще одну ее историю.

3. Поделитесь вашими мыслями после прочтения (в первый раз)? Как вам книга?

«Дурында» попала в самое сердце и главный герой очень похож на меня в мои школьные годы. Такие историю мне легче и приятнее всего рисовать. Жалею только, что таких подростковых историй я мало читала в свои школьные годы, может быть по-другому бы складывались отношения с одноклассниками. Необычный ход сюжета и совсем неожиданный финал в первый раз заставили меня расплакаться после чтения. Но даже не знаю как объяснить, чтобы не оставлять спойлеров, но концовка дарит надежду и совсем не грустная.

4. Расскажите подробнее про рисование главного героя, Пашки? Мы видим, как он меняется на протяжении всей книги. 

Иллюстрации в книге черно-белые, нарисованные вживую спиртовыми маркерами и линерами в виде комиксов и немного в стилистике аниме для привлечения целевой аудитории ребят того же возраста. Пашка сначала на моих иллюстрациях как будто белая ворона, почти бесцветный. Затем он становится в книге невидимым и остается лишь его контур. И только в самом конце истории, после всех трансформаций он обретает весь свой объем и цвет.

5. У вас очень красиво получается распределять детали на иллюстрациях и рядом с текстом. Так интересно у каждой главы или времени было видно цветы. Они выглядят так логично там. Я «считала» эту деталь, как путь героя подарить цветы Соне) Почему выбор остановился на цветах?) И в какой момент это обычно происходит?) Видела некоторые книги, где выделяют главы большим размером, про цветы тут очень гармонично. 

Эту деталь добавили в редакции издательства при верстке книги. Мы ее обсуждали и выбирали вместе расположение цветов. Но так как герой в душе настоящий флорист - то выбор цветов был максимально уместен. Еще редактор перенесла иллюстрацию здания школы из текста, где я ее видела в самое начало истории и получился шикарный вход в историю вместе с главным героем.

6. Как придумывался коллаж для данной книги? Сначала вы придумываете картинки, а потом по количеству распределение их в коллаже? Или как-то иначе?) 

Я сразу хотела сделать иллюстрации в виде страниц комикса и выбирала по тексту подходящие интересные места. Затем делала эскизы и каждый раз искала максимально заковыристую раскладку, подходящие реплики и звуки. С большим комиксом я бы не стала так сильно заморачиваться с каждой картинкой, но тут хотелось создать что-то максимально необычное как и сама история.

7. Что в рабочем процессе вам нравилось больше всего по «Дурынде»? Может отрисовка какого-то места, героя или детали? 

Мне нравилось все: от чтения текста до работы с редакцией. Очень интересно было работать в придуманном мной миксе из спиртовых маркеров, формате комикса и аниме стилистики героев. Сейчас обожаю проводить в разных городах нашей страны мастер классы по мотивам комиксов из «Дурынды».

8. Изначально ли была задумка с черно-белыми иллюстрациями? 

Да, издательство сразу просило меня сделать черно-белые иллюстрации.

9. Говорят, самое сложное это выбор и отрисовка обложки. Много ли было вариантов?)

Нет. Обложка почти сразу была похожа на комикса, мы только чуть меняли название, искали его цвет и написание.

10. Пусть как можно больше читателей увидит и прочитает книгу «Дурында». И вот последний вопрос, как вы думаете, какие смыслы найдут в ней подростки? 

Очень хочется привлечь подростков к чтению современной литературы и рассказать им, что сейчас существует множество авторов, которые пишут про них. Моя дочь взяла в руки «Дурынду» и начала ее читать после живой встречи с автором - Олей Замятиной. В итоге мы читали вместе и обсуждали в целом школу, отношения с одноклассниками, с учителями и родителями. Самая интересная, на мой взгляд, в книге мысль, что часто наше мнение о других людях однобоко и поверхностно. «Дурында» помогает нырнуть в глубину взаимоотношений без назидания со стороны взрослого вместе с главным героем.

Леся, спасибо вам большое за такой чудесный разговор!

Об иллюстраторе:

Художник- иллюстратор Леся Уланова. Сотрудничает с издательствами «Абрикобукс», «Питер», «Антология» и «ЭКСМО». Проводит мастер классы по скетчингу, созданию книги и комиксов, дизайну персонажей на Книжном салоне в СПБ, Большом Детском Фестивале, VKfest, в Доме Книги и Книжной Лавке Писателей, на Фестивале профессий и на фестивале «Книжный маяк Петербурга», в Самаре на фестивале «Формула читающей семьи: 2+5=7я», в Благовещенске на «Сила Слова», в Выборге на фестивале «Книжный Выборг», в различных школах. Участник IV Биеннале книжной графики и иллюстрации «Книга как искусство». Рисует диджитал иллюстрации и различными живыми материалами: акварель, маркеры, линеры, тушь, карандаши и др.

#Большой_Детский_фестиваль #Интервью #Антология #Леся_Уланова