28.12.1903 (Тифлис, Российская империя) - 26.03.1973 (Москва, СССР)
Фильмография Михаила Калатозова:
1969 - Красная палатка
1964 - Я — Куба / Soy Cuba
1959 - Неотправленное письмо
1957 - Летят журавли
1955 - Первый эшелон
1954 - Верные друзья
1953 - Вихри враждебные
1950 - Заговор обреченных
1942 - Непобедимые
1941 - Валерий Чкалов
1939 - Мужество
1931 - Гвоздь в сапоге
1930 - Соль Сванетии
1928 - Их царство
Интересные факты биографии:
- Настоящая фамилия — Калатозишвили.
- 1923 г. — монтажер, ассистент оператора, оператор, режиссер на Тбилисской к/с, с 1936 г. — ее директор.
- В 1931-1934 гг. — слушатель ленинградского отделения Государственной академии искусствознания (ГАИС).
- В 1937 г. окончил аспирантуру Академии искусствознания в Ленинграде.
- С 1937 г. — режиссер к/с "Ленфильм", с 1943 г. — к/с "Мосфильм".
- В 1943-1945 гг. — уполномоченный комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР в США, в 1944-1946 гг. — начальник Главка по производству художественных фильмов, в 1946-1948 гг. — зам. министра кинематографии СССР.
- Михаил Калатозов некоторое время провел в США в должности уполномоченного Комитета по делам кинематографии. Пробыв недолгое время в Нью-Йорке и разобравшись с деятельностью представительства "Союзинторгкино", Калатозов отбыл в Голливуд, где занялся непосредственным наведением советско-американских киномостов. Здесь он проработал с 1943 вплоть до 1945 года. Большинство задач выполнено не было. ФБР прослушивало его номер, подозревая в шпионаже, но доказательств найдено не было. Т.к. Калатозов прибыл в Америку с фальшивой женой (Юнгер), то почва для подозрений была.
- На съемках "Гвоздя в сапоге" в кадр случайно попал военный объект — Тбилисский арсенал. Калатозов был арестован ГПУ и просидел два месяца в тюрьме. Следователь — латыш Каулинь — заинтересовался кинематографом, подружился с Калатозовым, стал бывать у него дома и... увел жену Жанну.
Другие режиссеры о М. Калатозове:
Александр Митта: "Что нового внес Калатозов? Он "расковал" киноязык, уйдя от... примитивной, клишированной киноатмосферы. Это сейчас... поэтика Калатозова может показаться старомодной, но тогда мало кто делал работы такого класса".
Алексей Баталов: "И может быть, если бы Михаил Константинович не ушел так по его жизни вроде рано… а медицински, кстати говоря, поздно, у него как потом выяснили, около семи инфарктов было. Может и он и успел бы снять ту картину, которую запретили. Он другие фильмы снимал, а все за нее просил. Суть ее вот в чем: в концлагере во время войны двое заключенных, один русский, а другая француженка. Они полюбили друг друга. А кончается это дело тем, что один из них подменил бирку, и ушел в газовую камеру вместо другого. Вот та картина, которую после «Журавлей» пытались осуществить Калатозов и Урусевский. И которую не дали сделать. Боюсь, что мировой кинематограф потерял одну из самых пронзительных картин, какую себе только можно вообразить".
Читайте также на моем канале: