Найти в Дзене
Galina Rudskaya

ПАМЯТЬ ИМЕЕТ СВОИ ЗАКОНЫ

ПАМЯТЬ ИМЕЕТ СВОИ ЗАКОНЫ Общие законы «Почему мы помним все, что случилось с нами, но не помним, сколько раз и кому рассказывали об этом?» Франсуа де Ларошфуко «Максимы» Действительно, почему? Очевидно потому, что это принципиально различные виды информации. Информация о себе – важная. О том, кому рассказали о себе, - менее значимая. Отсюда закон 1 – значимости информации. Чем более значима информация для жизнедеятельности человека, тем более прочно она запоминается и легко воспроизводится. По степени значимости информации можно выстроить следующую иерархию ее видов: 1) сведения об удовлетворении первичных жизненных потребностей (в питании, передвижении, основных моторных навыках, передаче информации и т.д.); 2) информация о своей личности, в частности, связанная с потребностью в труде, самоутверждением, личностными привязанностями и т.д.; 3) общеобразовательная информация (связанная с учебой, обыденной жизнью, отчасти работой и т.д.) Если мы начинаем жаловаться на свою память, то в пе

ПАМЯТЬ ИМЕЕТ СВОИ ЗАКОНЫ

Общие законы

«Почему мы помним все, что случилось с нами, но не помним, сколько раз и кому рассказывали об этом?»

Франсуа де Ларошфуко «Максимы»

Действительно, почему? Очевидно потому, что это принципиально различные виды информации. Информация о себе – важная. О том, кому рассказали о себе, - менее значимая. Отсюда закон 1 – значимости информации. Чем более значима информация для жизнедеятельности человека, тем более прочно она запоминается и легко воспроизводится.

По степени значимости информации можно выстроить следующую иерархию ее видов:

1) сведения об удовлетворении первичных жизненных потребностей (в питании, передвижении, основных моторных навыках, передаче информации и т.д.);

2) информация о своей личности, в частности, связанная с потребностью в труде, самоутверждением, личностными привязанностями и т.д.;

3) общеобразовательная информация (связанная с учебой, обыденной жизнью, отчасти работой и т.д.)

Если мы начинаем жаловаться на свою память, то в первую очередь имеем в виду трудности с запоминанием информации третьего вида. Без неё человек может прекрасно жить, работать и быть специалистом в своём деле. В значительно меньшей степени подвержена забыванию информация второго вида. Это собственные переживания, мысли, ощущения человека. Это то, что представляет ценность и смысл его существования: творческий труд, увлечения, любовь и дружба, воспитание детей - всё, что делает человека личностью. Информация первого вида здоровым человеком не забывается никогда. Это сведения, позволяющие человеку существовать как биологическому виду, придерживаться правил человеческого общежития.

Прочность запоминания зависит от того, в какой группе - второй или третьей – находятся те или иные сведения. И улучшение запоминания часто связано с переходом информации из третьего вида во второй.

С законом значимости информации тесно связан закон 2 – деятельности. Чем более полно информация включена в деятельность человека, тем прочнее она запоминается. Или другими словами можно сказать так: мы запоминаем мир не потому, что он существует вокруг нас, а потому, что мы взаимодействуем с ним. Каждый ощущает различия между знаниями, полученными в аудитории и приобретёнными в процессе практической деятельности. Долго и неэффективно изучать, например, правила обращения с компьютером “теоретически”. Но запоминание той же информации за реальным компьютером идёт значительно быстрее. Таким образом, настоящая мать учения не повторение. А скорее применение, т.е. включение запоминаемой информации в деятельность.

Эти два закона – значимости информации и деятельности – наиболее общие законы работы нашей памяти. Их трудно сразу применить на практике, поэтому рассмотрим более частные законы. С их помощью мы определим основные пути укрепления памяти, построения конкретных способов запоминания, повторения, воспоминания.

Частные законы

Закон 1 – осмысления. Чем глубже осмысление запоминаемой информации, тем лучше (прочнее, легче, подробнее) она сохраняется в памяти. Пользоваться этим законом – значит максимально приблизить процесс запоминания к процессу мышления.

Закон 2 – интереса. Информация, вызывающая интерес или любопытство, запоминается легко «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - писал А.Франс. Пользоваться этим законом – значит найти пути возбуждения интереса при восприятии, а соответственно, включения непроизвольного внимания.

Закон 3 – объема знаний. Чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается все новое по ней. Пользоваться этим законом – значит найти способ активизации прошлых знаний в процессе запоминания с целью установления максимально возможного количества связей между новыми и старыми знаниями.

Закон 4 – готовности к запоминанию, или установки. Готовность к восприятию определенной информации улучшает запоминание, предвосхищает его результаты и облегчает воспроизведение. Пользоваться этим законом – значит найти способы психологической установки на выбор определенной информации, отработку особых алгоритмов запоминания и воспроизведения.

Закон 5 – усиления первоначального впечатления. Чем более усилено впечатление от запоминаемой информации, чем больше каналов ее восприятия, тем запоминание прочнее. Пользоваться этим законом – значит найти методы рационального и эмоционального усиления восприятия, а также увеличения его «многоканальности».

Закон 6 – одновременных впечатлений. Представления, возникающие одновременно, при воспоминании вызывают друг друга. Пользоваться этим законом – значит научиться использовать естественные ассоциации при запоминании и воспоминании, а также конструировать облегчающие работу памяти искусственные ассоциативные связи. На действие этого закона опираются многие мнемотехнические приемы и системы.

Закон 7 – последовательных впечатлений. Представления, возникающие друг за другом, при воспоминании вызывают следующие за собой (но не предыдущие). Пользоваться этим законом – значит научиться использовать предыдущие впечатления для воспоминания последующих.

Чтобы эффективно функционировать во время интеллектуального труда (например, во время запоминания) и достигать хороших результатов, человеческий мозг должен быть обеспечен энергетическим сырьём – кислородом и глюкозой. В этом случае результативность труда будет большей. Помните, что потребность мозга в кислороде составляет приблизительно 20% от общей потребности организма. Вместе с тем масса этого органа не превышает 2% от массы всего тела.

ЛИТЕРАТУРА:

Т.Бьюзен. Максимально используйте свой разум.- Минск,2000.

Т.Бьюзен. Супер-память. – Минск,2000.

Т.Бьюзен. Научите себя думать. - Минск,2000.