Найти в Дзене

О культуре ужения в России XIX столетия и «Записках об уженье рыбы» Сергея Тимофеевича Аксакова

В эту субботу – 1 октября – в Мурановском музее пройдёт ставший уже традиционным гастрономический фестиваль «Аксаковская уха». Впору поговорить об исторических корнях праздника, о том, без чего невозможно сварить ни один рыбный суп. Речь пойдёт о культуре ужения в России XIX столетия. #историимурановскихсемейств - ⏳ - Начнём с того, что «Аксаковская уха» вряд ли проводилась бы в Муранове, если бы в своё время между хозяевами двух соседних усадеб – Мураново и Абрамцево – не завязались тёплые, дружеские отношения. С 1850-х годов в Муранове обитало семейство Николая Васильевича Путяты – литератора, председателя Общества любителей российской словесности при Московском университете. В это время хозяином усадьбы Абрамцево был Сергей Тимофеевич Аксаков, уже известный в то время писатель. Не так часто между помещиками-соседями складывались доброжелательные отношения. Скорее наоборот – вспомним «Дубровского» А.С. Пушкина. Но Путята и Аксаков – благороднейшие и образованнейшие представители св

В эту субботу – 1 октября – в Мурановском музее пройдёт ставший уже традиционным гастрономический фестиваль «Аксаковская уха». Впору поговорить об исторических корнях праздника, о том, без чего невозможно сварить ни один рыбный суп. Речь пойдёт о культуре ужения в России XIX столетия. #историимурановскихсемейств

- ⏳ -

Начнём с того, что «Аксаковская уха» вряд ли проводилась бы в Муранове, если бы в своё время между хозяевами двух соседних усадеб – Мураново и Абрамцево – не завязались тёплые, дружеские отношения. С 1850-х годов в Муранове обитало семейство Николая Васильевича Путяты – литератора, председателя Общества любителей российской словесности при Московском университете. В это время хозяином усадьбы Абрамцево был Сергей Тимофеевич Аксаков, уже известный в то время писатель. Не так часто между помещиками-соседями складывались доброжелательные отношения. Скорее наоборот – вспомним «Дубровского» А.С. Пушкина. Но Путята и Аксаков – благороднейшие и образованнейшие представители своего круга – смогли через годы пронести искреннее уважение друг к другу. В бумагах Н.В. Путяты уцелело одно письмо С.Т. Аксакова и несколько писем его старшего сына, Константина Сергеевича. Из этих писем видно, что соседи пересылали друг другу газеты и журналы, обменивались новостями, политическими и семейными, а то и просто разными житейскими советами.

Дочь Н.В. Путяты – Ольга Николаевна вспоминала о том, как С.Т. Аксаков, неподвижный и сосредоточенный, сиживал со своими удочками на берегу мурановского пруда. Тогда в нем водились судаки, привлекавшие сюда окрестных рыболовов. Большой любитель судаков, Аксаков называл их «постной говядиной». В 1847 году из печати вышла книга Сергея Тимофеевича «Записки об уженье рыбы». Разъясняя во вступлении содержание и характер этой книги, автор отмечал, что она «не трактат об уженье» и «не натуральная история рыб», что это «ни больше ни меньше, как простые записки страстного охотника». Нисколько не претендуя на «художественность», автор строил свою книгу в форме непритязательных зарисовок-очерков «бывалого» рыболова. Начав свое повествование деловыми заметками о рыболовных снастях и способах рыбной ловли, автор затем переходит к характеристике «рыб вообще» и подробному описанию различных пород рыб.

Неожиданно для самого Аксакова появление «Записок» стало заметным явлением в русской литературе, книга была высоко оценена современниками именно как произведение искусства. В рецензии И.И. Панаева, опубликованной журналом «Современник», говорилось: «В этой книге столько поэзии, сколько вы не отыщете в целых томах различных стихотворений и поэм. Она, может быть, даже для специалиста, для охотника удить не имеет такого значения, какое имеет для художника, для литератора».

В своем сочинении Сергей Тимофеевич выступил в роли защитника рыбалки: «Русская пословица говорит глубоко и верно, что охота пуще неволи. Но едва ли на какую-нибудь человеческую охоту так много и с таким презреньем нападают, как на тихое, невинное уженье. Один называет его охотою празднолюбцев и лентяев; другой – забавою стариков и детей; третий – занятием слабоумных. Самый снисходительный из судей пожимает плечами и с сожалением говорит: “Я понимаю охоту с ружьем, с борзыми собаками – там много движения, ловкости, там есть какая-то жизнь, что-то деятельное, даже воинственное. О страсти к картам я уже не говорю; но удить рыбу – признаюсь, этой страсти я не понимаю…”».

Действительно, очень долго в России рыбалка была непопулярным развлечением. Например, основатель «Русского союза рыболовов-удильщиков» барон П.Г. Черкасов писал: «Приходится не без грусти отметить, что уженье, в ряду прочих охот, никогда не занимало в России почетного места; даже в сравнительно недавнее время – отношение к нему было положительно пренебрежительное». Уженье также воспринималось как охота «для простонародья», поэтому «когда этой “забаве” предавались люди “благородные” и совершеннолетние, то в большинстве случаев это вызывало недоумение, если не осуждение». Причину этого барон видел в культурном влиянии Востока, где именно охота считалась уместным досугом для представителя правящего класса.

Книга Аксакова стала одним из первых сочинений, призванных увлечь рыбалкой образованные круги общества и развеять существовавшие в России стереотипы об уженье. Сергей Тимофеевич в своей книге высказывает искреннее недоумение тому, что не только городские жители, далёкие от естественных сельских занятий, выражают пренебрежение по отношению к рыбалке, но и охотники. Ведь, по мысли Аксакова, «все охоты: с ружьем, с собаками, ястребами, соколами, с тенетами за зверьми, с неводами, сетьми и удочкой за рыбою – все имеют одно основание». И поэтому все разнородные охотники должны понимать друг друга.

Представление о праздности и лени, якобы характерных для рыбалки, также развенчивается Аксаковым. Настоящий рыбак должен быть очень бодр и очень деятелен: «раннее вставанье, часто до утренней зари, перенесенье полдневного зноя или сырой и холодной погоды, неутомимое внимание во время самого уженья, приискиванье удобных мест, для чего иногда надо много их перепробовать, много исходить, много изъездить на лодке: все это вместе не по вкусу ленивому человеку».

Для Аксакова рыбалка была способом отвлечься от суетных дел, снять чрезмерное напряжение: «деревня, не подмосковная, далекая деревня, – в ней только можно чувствовать полную, не оскорбленную людьми жизнь природы. Деревня, мир, тишина, спокойствие… Туда бежать от праздности, пустоты и недостатка интересов; туда же бежать от неугомонной, внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, бесполезных, хотя и добросовестных мыслей, забот и попечений!»

Трудно не согласиться с автором «Записок об уженье рыбы». Приглашаем всех желающих проверить подлинность этих слов на фестивале «Аксаковская уха»!

✒ Материал подготовил Александр Сахно.

Гастрономический фестиваль «Аксаковская уха» в Муранове 1 октября 2022 года
музей-заповедник «Усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева19 сентября 2022
Розыгрыш билетов на фестиваль Аксаковская уха в Муранове!
музей-заповедник «Усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева21 сентября 2022

📌 Фестиваль Аксаковская уха в Муранове, 1 октября, 10:00-18:00 купить билет онлайн !

🎫 Пушкинская карта – бесплатный ежедневный доступ в мир искусства!
📲 программа мероприятий ВЫХОДНЫЕ В МУРАНОВЕ: 
быть в курсе

#тютчев #боратынский #аксаков #туризммо #отдыхвподмосковье #досугвподмосковье #выходныевподмосковье #усадьбыподмосковья #мураново