Всё, что нужно знать о ваянии Древней Греции.
Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Продолжаю рубрику "Кратко о...", где широкими мазками рассказываю о самых интересных феноменах культуры и искусства. С первым выпуском о древнеегипетской скульптуре вы можете познакомиться здесь:
А сегодня у нас речь пойдёт о древнегреческой скульптуре, о её истории, развитии и влиянии на всю мировую культуру.
Временной период: мы начнём с периода Архаики, примерно VIII век до н. э. и закончим излётом эпохи Эллинизма, I веком н.э., когда Древняя Греция окончательно подпала под власть Римской Империи.
Основные положения
Греческая скульптура формировалась в особых для Древнего Мира условиях. Когда вся культура и искусство Востока развивалось в условиях деспотий, всё совсем по-другому происходило на территории Греции. Скульптуры работали в условиях полисной демократии. Её не нужно путать с современными представлениями о демократии, ведь полисная демократия — это свобода и возможность участвовать в политической и культурной жизни для немногих, сохраняя рабовладение. Кроме того, в Древней Греции во главе угла был социум, а не личность. Культура была подчинена общественной идеи. Скульптура почти всегда изображала идеального члена греческой общины, то к чему должен стремиться каждый свободный человек.
Но даже такого положения вещей оказалось достаточно для того, чтобы сформировать одну из мощнейших художественных традиций Античного мира. Начиная именно с древнегреческого изобразительного искусства, произведения начинают обретать личность и имена автора. До нас даже доходят кое-какие теоретические трактаты.
Чем интересна древнегреческая Архаика?
Архаику датируют с VIII по V век до н. э. Скульптура этого времени позволяет нам отследить истоки греческой скульптуры. Это, конечно, египетское ваяние, о котором я рассказывал в прошлой раз. Древними греками заимствуется четерёхфасадность, статичность и схематичность изображения.
Повторяются и мотивы для создания скульптур и статуэток. Греки архаики в первую очередь делали себе изображения идолов для поклонения. До нас дошло не так много произведений, но сохранились идолы Геры и Артемиды.
Но уже на этом этапе греки позволяют себе вольность. Египтянам понадобились долгие века, чтобы начать изображать простых людей, а не богов и фараонов. У греков же вместе с идолами появляются так называемые Куросы. Это изображение молодого человека в полном рассвете сил. Чаще всего такие статуэтки ставили на гробницы знатных граждан, как бы показывая его в молодости. Родственники приходили к усопшему и "общались" с куросом.
Классический период и поиск идеальной формы
В период рассвета Афин, как главного древнегреческого полиса, у скульптур происходит смена идеологического значения. Изображение могучих юношей, крепких телом и духом — настоящих воинов, превращаются в эталон для подражания. Почему воины? Дело в том, что в греческих полисах фактически отсутствовала регулярная армия. Боевые действия велись гражданами, которые в свободное время занимались совсем другими делами. Поэтому, чтобы у них был перед глазами образец для подражания, они не забрасывали свою физическую форму, воины становятся самым популярным сюжетом для скульптуры.
Вместе с новым предназначением ищутся и новые формы выражения. Четерёхфасадность заменяется многофасадностью, и греческие скульптуры становятся в большей степени похожими на живых людей. Самым распространённым изображением этого времени считается дорифор — могучий воин-копьеносец.
Но и на этом скульпторы не остановились. Именно с этого момента мы можем назвать авторов, сделавшие наибольший вклад в развитие ваяния.
Индивидуальность, принципы хиазма и пропорции
Первый о ком мы поговорим — это Фидий. Этот скульптор известен масштабной работой по украшению статуями грандиозного Парфенона. В этом деле нет ничего необычного — статуями часто украшали храмы. Но удивительно то, как это сделал Фидий. Он придал индивидуальность каждой из многочисленных скульптур Парфенона, что до него никто никогда не делал.
Второй важный скульптор классики — это Поликлет. Поликлет сотворил сразу две маленьких революции в скульптуре. Во-первых, он рассчитал пропорции человеческого тела, где голова должна равняться одной восьмой всего тела.
Во-вторых, Поликлет придал большую динамику скульптуре, создав художественный приём хиазма или контрапоста. Всё гениально — просто. Для большей визуальной подвижности скульптуры, Поликлет отвёл левую ногу и руку назад, а правую ногу и руку вперёд. Получается своего рода крестовая композиция, что создаёт иллюзию подвижности.
Поздняя классика
Шло время. После победы над персами у греков не осталось серьёзных конкурентов в регионе. А потому маскулинные образы воинов понемногу начали терять своё общественное значение. На первый план выходят поэты и музыканты. Их-то и начинают изображать скульпторы поздней классики. В практическом смысле — это значило, что от мощных и сильных людей переходил к утончённым и романтичным юношам.
Это имело несколько последствий для развития скульптуры. Во-первых, бронзу сменили на более податливый мрамор. Во-вторых, продолжились новые поиски динамики скульптуры. Особенно в этом преуспел Скопас, создавший целую плеяду танцующих женских фигур. Он просто развил принцип крестовой композиции хиазма и максимально выкрутил фигуру, придавая ей абсолютную динамику.
Ну и последний аспект — чаще стали изображать женщин. В большой степени из-за того, что мрамор лучше подходит для тонких фигур и черт женщин, чем бронза.
Эпоха Эллинизма
Эпоха Эллинизма воспринимается разными исследователями по-разному. Для кого-то — это последний всплеск величия греческой культуры и философии, для кого-то — это эпоха заката и декаданса, которая во многом хуже предыдущих достижений древнегреческой цивилизации. Я занимаю позицию где-то посередине.
Что касается скульптуры, все самые известные творения, относятся к этому периоду. Это и Венера Милосская, и Ника Самофракийская, и Лаокоон и его сыновья. Глядя на эти работы, мы можем отметить два аспекта, которые продолжили развивать древнегреческие ваятели. Все они связаны с самой композицией. Во-первых, многофасадность заменяется на круговую композицию. В плане художественно перспективы — это высшая точка развития греческой скульптуры.
Во-вторых, это усложнение самой композиции. Если раньше скульптуры чаще всего строго изображали одного человека с его атрибутами, то эллинистический период подарил нам скульптуру, когда в композиции участвуют несколько человек, задействованы множество предметов, а атрибуты персоны проработаны досконально.
Итог
Ну а дальше Древняя Греция попала под владычество Римской Империи. И уже в искажённом виде древнегреческая традиция продолжила своё развитие в недрах Вечного города. О скульптуре древнеримской империи мы обязательно поговорим в следующих выпусках моей рубрики "Кратко о...".
Если оценивать значение без отвлечения на красоту и изящество, то ценнейшим наследием Древней Греции является композиция, пропорции и наработки динамики. Мы видим наследие древнегреческого ваяния почти во всей европейской скульптуре. Особенно это будет заметно в итальянское Возрождение. Не поверите, но я даже в статуях Ленина вижу те самые древнегреческие нотки.
И ещё одно, из разряда практического совета. Если вы живёте в Москве, в Подмосковье или собираетесь посетить столицу, обязательно сходить в основной корпус Пушкинского музея. Там есть практически все копии важнейших произведений античной скульптуры, о которой мы сегодня говорили. Древнеегипетская там тоже присутствует. И я надеюсь, что после этого материала, вам будет ещё интереснее смотреть на изваяния Древнего мира.
На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!
Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.
Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.