Найти в Дзене
Культурологический Ликбез

Кратко о древнегреческой скульптуре

Оглавление

Всё, что нужно знать о ваянии Древней Греции.

Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Продолжаю рубрику "Кратко о...", где широкими мазками рассказываю о самых интересных феноменах культуры и искусства. С первым выпуском о древнеегипетской скульптуре вы можете познакомиться здесь:

А сегодня у нас речь пойдёт о древнегреческой скульптуре, о её истории, развитии и влиянии на всю мировую культуру.

Временной период: мы начнём с периода Архаики, примерно VIII век до н. э. и закончим излётом эпохи Эллинизма, I веком н.э., когда Древняя Греция окончательно подпала под власть Римской Империи.

Основные положения

Греческая скульптура формировалась в особых для Древнего Мира условиях. Когда вся культура и искусство Востока развивалось в условиях деспотий, всё совсем по-другому происходило на территории Греции. Скульптуры работали в условиях полисной демократии. Её не нужно путать с современными представлениями о демократии, ведь полисная демократия — это свобода и возможность участвовать в политической и культурной жизни для немногих, сохраняя рабовладение. Кроме того, в Древней Греции во главе угла был социум, а не личность. Культура была подчинена общественной идеи. Скульптура почти всегда изображала идеального члена греческой общины, то к чему должен стремиться каждый свободный человек.

Но даже такого положения вещей оказалось достаточно для того, чтобы сформировать одну из мощнейших художественных традиций Античного мира. Начиная именно с древнегреческого изобразительного искусства, произведения начинают обретать личность и имена автора. До нас даже доходят кое-какие теоретические трактаты.

Чем интересна древнегреческая Архаика?

Архаику датируют с VIII по V век до н. э. Скульптура этого времени позволяет нам отследить истоки греческой скульптуры. Это, конечно, египетское ваяние, о котором я рассказывал в прошлой раз. Древними греками заимствуется четерёхфасадность, статичность и схематичность изображения.

Слева образец египетской скульптуры, а справа греческая архаика
Слева образец египетской скульптуры, а справа греческая архаика

Повторяются и мотивы для создания скульптур и статуэток. Греки архаики в первую очередь делали себе изображения идолов для поклонения. До нас дошло не так много произведений, но сохранились идолы Геры и Артемиды.

Нет, это не древнеегипетская скульптура. Это Артемида Делосская.
Нет, это не древнеегипетская скульптура. Это Артемида Делосская.

Но уже на этом этапе греки позволяют себе вольность. Египтянам понадобились долгие века, чтобы начать изображать простых людей, а не богов и фараонов. У греков же вместе с идолами появляются так называемые Куросы. Это изображение молодого человека в полном рассвете сил. Чаще всего такие статуэтки ставили на гробницы знатных граждан, как бы показывая его в молодости. Родственники приходили к усопшему и "общались" с куросом.

-4

Классический период и поиск идеальной формы

В период рассвета Афин, как главного древнегреческого полиса, у скульптур происходит смена идеологического значения. Изображение могучих юношей, крепких телом и духом — настоящих воинов, превращаются в эталон для подражания. Почему воины? Дело в том, что в греческих полисах фактически отсутствовала регулярная армия. Боевые действия велись гражданами, которые в свободное время занимались совсем другими делами. Поэтому, чтобы у них был перед глазами образец для подражания, они не забрасывали свою физическую форму, воины становятся самым популярным сюжетом для скульптуры.

Вместе с новым предназначением ищутся и новые формы выражения. Четерёхфасадность заменяется многофасадностью, и греческие скульптуры становятся в большей степени похожими на живых людей. Самым распространённым изображением этого времени считается дорифор — могучий воин-копьеносец.

Здесь копьё не сохранилось
Здесь копьё не сохранилось

Но и на этом скульпторы не остановились. Именно с этого момента мы можем назвать авторов, сделавшие наибольший вклад в развитие ваяния.

Индивидуальность, принципы хиазма и пропорции

Первый о ком мы поговорим — это Фидий. Этот скульптор известен масштабной работой по украшению статуями грандиозного Парфенона. В этом деле нет ничего необычного — статуями часто украшали храмы. Но удивительно то, как это сделал Фидий. Он придал индивидуальность каждой из многочисленных скульптур Парфенона, что до него никто никогда не делал.

Статуи Парфенона. Поздние копии.
Статуи Парфенона. Поздние копии.

Второй важный скульптор классики — это Поликлет. Поликлет сотворил сразу две маленьких революции в скульптуре. Во-первых, он рассчитал пропорции человеческого тела, где голова должна равняться одной восьмой всего тела.

Пропорции Поликлета
Пропорции Поликлета

Во-вторых, Поликлет придал большую динамику скульптуре, создав художественный приём хиазма или контрапоста. Всё гениально — просто. Для большей визуальной подвижности скульптуры, Поликлет отвёл левую ногу и руку назад, а правую ногу и руку вперёд. Получается своего рода крестовая композиция, что создаёт иллюзию подвижности.

Пример хиазма в работе Поликлета Диадумен
Пример хиазма в работе Поликлета Диадумен

Поздняя классика

Шло время. После победы над персами у греков не осталось серьёзных конкурентов в регионе. А потому маскулинные образы воинов понемногу начали терять своё общественное значение. На первый план выходят поэты и музыканты. Их-то и начинают изображать скульпторы поздней классики. В практическом смысле — это значило, что от мощных и сильных людей переходил к утончённым и романтичным юношам.

Сравните эту скульптуру с изображением воинов предыдущей эпохи и сразу станут понятны различия.
Сравните эту скульптуру с изображением воинов предыдущей эпохи и сразу станут понятны различия.

Это имело несколько последствий для развития скульптуры. Во-первых, бронзу сменили на более податливый мрамор. Во-вторых, продолжились новые поиски динамики скульптуры. Особенно в этом преуспел Скопас, создавший целую плеяду танцующих женских фигур. Он просто развил принцип крестовой композиции хиазма и максимально выкрутил фигуру, придавая ей абсолютную динамику.

Менада Скопаса
Менада Скопаса

Ну и последний аспект — чаще стали изображать женщин. В большой степени из-за того, что мрамор лучше подходит для тонких фигур и черт женщин, чем бронза.

-11

Эпоха Эллинизма

Эпоха Эллинизма воспринимается разными исследователями по-разному. Для кого-то — это последний всплеск величия греческой культуры и философии, для кого-то — это эпоха заката и декаданса, которая во многом хуже предыдущих достижений древнегреческой цивилизации. Я занимаю позицию где-то посередине.

Что касается скульптуры, все самые известные творения, относятся к этому периоду. Это и Венера Милосская, и Ника Самофракийская, и Лаокоон и его сыновья. Глядя на эти работы, мы можем отметить два аспекта, которые продолжили развивать древнегреческие ваятели. Все они связаны с самой композицией. Во-первых, многофасадность заменяется на круговую композицию. В плане художественно перспективы — это высшая точка развития греческой скульптуры.

Венера Милосская — идеальный пример круговой композиции.
Венера Милосская — идеальный пример круговой композиции.

Во-вторых, это усложнение самой композиции. Если раньше скульптуры чаще всего строго изображали одного человека с его атрибутами, то эллинистический период подарил нам скульптуру, когда в композиции участвуют несколько человек, задействованы множество предметов, а атрибуты персоны проработаны досконально.

Лаокоон и его сыновья — одна из сложнейших композиций в древнегреческой скульптуре.
Лаокоон и его сыновья — одна из сложнейших композиций в древнегреческой скульптуре.

Итог

Ну а дальше Древняя Греция попала под владычество Римской Империи. И уже в искажённом виде древнегреческая традиция продолжила своё развитие в недрах Вечного города. О скульптуре древнеримской империи мы обязательно поговорим в следующих выпусках моей рубрики "Кратко о...".

Если оценивать значение без отвлечения на красоту и изящество, то ценнейшим наследием Древней Греции является композиция, пропорции и наработки динамики. Мы видим наследие древнегреческого ваяния почти во всей европейской скульптуре. Особенно это будет заметно в итальянское Возрождение. Не поверите, но я даже в статуях Ленина вижу те самые древнегреческие нотки.

Автор блога "Культурологический ликбез" сидит в Пушке
Автор блога "Культурологический ликбез" сидит в Пушке

И ещё одно, из разряда практического совета. Если вы живёте в Москве, в Подмосковье или собираетесь посетить столицу, обязательно сходить в основной корпус Пушкинского музея. Там есть практически все копии важнейших произведений античной скульптуры, о которой мы сегодня говорили. Древнеегипетская там тоже присутствует. И я надеюсь, что после этого материала, вам будет ещё интереснее смотреть на изваяния Древнего мира.

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.