Алексей Петрович Акиндинов (р. 1977) - художник родом из Рязани, создатель особого стиля, которому он дал название "орнаментализм".
Орнаментализм
Орнамент - явление очень древнее; он существует примерно столько же, сколько разумное человечество, придумавшее некогда способы украшать разные предметы повторяющимися фигурами - абстрактными или напоминающими что-то более конкретное.
В ряде культур, где по религиозным причинам изображение людей и других живых существ запрещено, орнамент становится едва ли не единственным способом создать художественную реальность - красочную, изысканную, полную скрытых или явных символов. Чаще всего основа для таких орнаментов - растения, раковины, геометрические фигуры.
Но даже там, где людей, в том числе святых, изображать можно и даже нужно, орнамент используется для обрамления основного персонажа или всей сцены.
Собственно, здесь этот прием соответствует прямому значению слова: "орнамент" - от латинского "orno", "украшать".
Но орнаментализм Акиндинова имеет другие основания.
Как объяснял сам художник, «наш мир — это мир электромагнитных волн. Волна не что иное, как узор. Он пронизывает все пространства, являясь неизменной сущностью любого явления». Следовательно принцип орнамента объединяет и космос, и Землю, и человеческий быт. Это не украшение и не заполнение пустоты красивыми узорами, а выявление скрытой от обычного зрения стереоскопической природы материи.
Космос художника
Присутствие космоса в мировосприятии художника подчеркивается самим Алексеем Акиндиновым в его текстах, которых он публикует в сети довольно много (у него есть страница на портале Проза.ру):
Одной из центральных тем моего творчества является тема космоса, звёздности. Возникла она очень давно; — ещё обучаясь в школе, на новогодний карнавал мне мама сшила костюм звездочёта. В юношеский период, используя чертежи и рекомендации из научно-популярных журналов, я стал собирать свои первые телескопы. Ранним утром выходил на улицу с большой зрительной трубой, установленной на треноге и наблюдал ярчайшую планету на небосводе — Венеру. Через оптический прибор она смотрелась прекрасным золотым серпом. Дворовые кошки в этот момент окружали меня и сидели, любопытно наблюдая за происходящим. Наверное им тоже хотелось заглянуть в окуляр... Если бы я не был художником, то обязательно стал астрономом.
Тема звездочетов в творчестве художника представлена, насколько я поняла, тремя работами: дипломной (приведена в начале статьи), вот этой, про Сида Баррета, и еще одной.
Правда, она называется "Астролог. Современник", но композиция примерно та же, и вряд ли профессия героя сильно отличается от занятий астрономией. В подборке картин в Википедии художник назвал ее "Звездочетом".
В общем, детские мечты иногда реализуются неожиданным образом.
Гагарин
О самой известной картине Акиндинова - "Завтрак Гагарина" - я не давно писала в связи с забавной темой самовара в космосе.
Но не грех еще раз взглянуть на эту работу, обратив внимание не на сам сюжет, а на насыщенность полотна орнаментами, объединяющими бытовые предметы и космос за иллюминатором.
Из авторских пояснений к этой картине:
Кроме знаменитой фразы Гагарина; "Поехали!", мне запомнилась ещё его одна, более образная, шутливая; — когда корабль "Восток" вышел на орбиту, Юрий Гагарин передал по связи в ЦУП следующее: — "Я на орбите, накрываю космический стол!" /.../
Есть на холсте и интересный эффект двойственности трактования объектов, так например серп Луны за окном можно трактовать как часть натюрморта и тогда он превращается в сырный ломоть, а баранка, которая улетела высоко, частично коснувшись Луны, может представляться неведомым космическим объектом. Всю поверхность картины, от края — до края, заполняют десятки тысяч мелких орнаментов, написанных мной тонкой кистью вручную, без применения трафаретов, штампов и иных приспособлений, ускоряющих художественный процесс. Большие узоры состоят из маленьких — это является для меня символом фрактальной безграничности космоса...
У Акиндинова есть и совсем декоративный, с виду почти лубочный, портрет Гагарина, написанный в 2000 году.
Картина может произвести впечатление мозаичного панно и действительно перекликается с образцами советского монументального искусства.
Но тут не так всё просто.
Фон картины многосюжетный. Словно из кинопроектора, на поверхность холста проецируются различные фрагменты, касающиеся космической тематики: планеты; чертежи Константина Циолковского; искусственные спутники Земли и орбитальные станции; часть стартовой площадки на Байконуре; аппарат спускаемого модуля. В нижней части полотна — множество людей, их лица. Они символизируют человечество.
Ни один элемент не введен ради украшения, всё имеет смысл - иногда эзотерический, иногда символический.
В этой картине вся поверхность изображения "соткана" из множества мельчайших орнаментов, нарисованных мной тончайшей кистью масляной краской от руки. Оно включает в себя и крупные рунические символы, расположенные по четырем краям сюжета. Верхний левый (стрела) - символизирует стремление к превосходству; верхний правый (молния) - победу над противником; нижний левый (буква "Ж") - знак "Живёте", или — жизненная сила. В правом нижнем углу не руна, а знак планеты Сатурн. Ещё в этой картине я применяю новый метод — изображение словно проецируется на рельефную форму. В случае с картиной "Первый", этой формой служат: по краям — словно выдающаяся вперёд к зрителю — рама; в центре — круг (с таким-же эффектом), его обрамляет кольцо, как у планеты Сатурн. Я долго думал, — "почему в картине изобразил именно Сатурн?" Расшифровка символа пришла ко мне с годами — кольцо, это символ орбитального полёта. В этом образе двойной смысл — покорение далёких планет солнечной системы и облёт вокруг Земли космического модуля корабля "Восток", в котором находился Юрий Гагарин. Ещё в сюжете можно увидеть фрагменты лунной поверхности: кратеры; моря; заливы. Гагарин мечтал не только об орбитальном полёте вокруг Земли, он хотел слетать на Луну, Марс, и более далёкие планеты...
Космос, быт и мистика
Акиндинов не чуждается ни мистики (в том числе религиозной), ни политической конъюнктуры (но таких работ я приводить не буду).
Мне нравятся картины, в которых космос проникает в реальный мир - или, наоборот, реальный мир переносится в иные пространства, которые оказываются знакомыми и обжитыми.
Иногда это мир снов и мечтаний, иногда - возможно, мир потусторонний. Но не страшный, а вполне уютный.
Действие в картине "Вдоль по радуге" происходит не на Земле и не на Луне (они видны за спиной старого велосипедиста). А где?.. Радуга в далеком космосе? Или далекая планета, на которую переносятся души тех, кто рвался в космос, но так и не попал туда?.. Герой очень напоминает Циолковского, а пейзаж ассоциируется с провинциальным городком. И даже ракета покоится на основании, похожем на... самовар.
Но не следует думать, будто у Акиндинова всё так сумрачно и загадочно.
Есть и визионерское футуристическое полотно "Рязань будущего".
Вновь предоставим слово художнику:
Данный пейзаж относится ко времени будущего 22-го – 23-го столетия. Такой, или примерно такой я вижу мир и свой город Рязань в воображении и снах. Вижу сон из узоров, в нём город мой, только он иной. Вижу уходящие ввысь небоскрёбы, я летаю между ними, я вижу много разноцветных зонтов, много людей, многонациональность, бесконечные крыши машин, автобусов, киосков. /.../
Небоскрёбы сплетены с растениями и садами, которые растут на всех этажах. Кроме мостов, между зданий я вижу в своём воображении странные горизонтальные волновые колебания, скорее всего это голографические трансляторы, передающие рекламу, информационные новостные листки, также возможно они являются защитным полем. Недалеко, внутри сфер, расположены энергетические котельные – реакторы управляемого термоядерного синтеза на «Гелии-3». Дирижаблестроение вернётся в обиход людей, станет особенным, почти как у Циолковского и монгольфьеры снова будут бороздить просторы небес.
Что же, те, кто родился сейчас, имеют шанс дожить и посмотреть, какой станет Рязань будущего. Нам тоже интересно, но мы не доживем. Сообщите нам на радугу, если не затруднит.
--