Кувейт после обретения независимости от Британии в 1961 году начал понемногу набирать обороты и богатеть. Но страна имела малочисленное население, насчитывающее в те времена всего около полумиллиона граждан. Для развития страны нужны были люди, поэтому Кувейт был открыт для трудовых мигрантов. В целом, Кувейт был привлекателен для жителей соседних государств, но большее количество переселенцев оказалось с оккупированных Израилем палестинских земель, а также из Иордании. Палестинцы и иорданцы, с присущим им упорством и трудолюбием, фактически построили Кувейт. Здания, дороги, медицина, профессура - вот то, чем обязан Кувейт палестинским беженцам и иорданцам. Причем многие палестинцы уже родились на территории Кувейта и считают именно эту страну своим домом, хотя им никто не предлагает получить гражданство и стать полноправным гражданином страны, кроме некоторых палестинских семей, внесших особенно значимый вклад в развитие страны. До сих пор в стране сохранились постройки 60-х и 70-х годов прошлого века, возведенные руками палестинцев и иорданцев. Их постепенно сносят, как ветхое жилье, и строят современные башни, но кое-где еще встречаются такие своеобразные "памятники" периода становления современного Кувейта, как на фото ниже:
Независимый Кувейт был лакомым кусочком для своих соседей, обладающих достаточно мощной для тех времен армией, а в самом Кувейте с армией было туго, людей было брать неоткуда. На Кувейт претендовали и Саудовская Аравия, которая и в наши дни периодически намекает, и Ирак, который еще 25 июня 1961 года заявил, что Кувейт является неотъемлемой частью Ирака, а его правитель назначается префектом округа Кувейт провинции Басра. Подобное заявление было весьма оскорбительно для правящей семьи Кувейта Ас-Сабах, и с тех пор взаимные претензии и завуалированные, а то и открытые, оскорбления имели место быть регулярно.
В 70-е годы прошлого века Саудовская Аравия и Ирак попеременно пытались оспаривать принадлежность земель Кувейту. Так Саудовская Аравия оккупировала в 1977 году спорные острова Кару и Умм-эль-Марадим, выгнав оттуда кувейтскую армию и местное население, а Ирак занял острова Варба и Бубиян, предложив Кувейту сдать эти острова на срок 99 лет в аренду.
В 80-х годах после иранской революции Кувейт опасался, что она распространится и на его земли, поэтому поддержал Ирак в ирако-иранской войне, но это не помогло Кувейту избежать иракского вторжения на свои территории в 90-м году.
До 1990 года правитель Ирака Саддам Хуссейн решил зайти с другой стороны в решении вопроса с землями Кувейта. Кувейту всячески навязывались военные и экономические коалиции, даже предложение о едином фронте против Израиля последовало, причем под чутким руководством, естественно, Саддама. Причем притязания Ирака были настолько плотными, что глава правительства Кувейта, не выдержав политического давления, опустился до прямых оскорблений иракского лидера, пообещав ему небесные кары и неуставные отношения с женской половиной его семьи.
Требования иракской стороны сводились к безвозмездной материальной помощи и территориальным уступкам со стороны Кувейта. Иракскому лидеру приписывают следующий разговор, состоявшийся с эмиром Кувейта в этот же день. Согласно легенде, позвонив эмиру после полудня, Хусейн поинтересовался: «Как поживаешь, о шейх Джабер?» «Слава Аллаху, чувствую себя хорошо, уже отобедал», — последовал ответ. «Клянусь Аллахом, — сказал Саддам, — завтракать в Кувейте ты уже не будешь!» (источник Википедия)
Однако официальной причиной вторжения иракской армии в Кувейт явилось воровство, якобы последние 10 лет Кувейт незаконно добывал иракскую нефть из приграничного месторождения Румайла.
Так или иначе, но 2 августа 1990 года в 2 часа ночи иракская армия вторглась на земли Кувейта, захватив его за 2 дня и даже прихватила кусочек приграничных с Кувейтом земель Саудовской Аравии.
Кувейту эти 2 дня боев стоили жизней 4200 военнослужащих и еще 12000 были захвачены в плен. При этом не все население Кувейта успело покинуть территорию страны в направлении Саудовской Аравии, часть остались в стране, а еще больше осталось мигрантов, которым некуда было бежать.
Среди моих знакомых есть очевидец тех событий. Сейчас это уже взрослый мужчина палестинского происхождения, а тогда ему было всего 17 лет и Кувейт он считал и считает родным домом, так как родился в нем.
8 августа 1990 года Саддам Хуссейн объявил о слиянии Ирака и Кувейта, а также приравнял кувейтский динар к иракскому динару, после чего стоимость валюты Кувейта просела примерно в тысячу раз. Однако правительство Кувейта в изгнании сообщило своим гражданам, что после возврата контроля над страной кувейтский динар вернет все свои позиции, а банковские счета граждан останутся нетронутыми, даже если оставшиеся в Кувейте люди будут пользоваться своими счетами во время оккупации.
После окончания боевых действий в Кувейте последующие 2 месяца фиксировались постоянное мародерство, грабежи и акты саботажа, однако иракские власти указывали на то, что подобные правонарушения совершаются не иракской армией, а самими кувейтянами, палестинцами и иранцами, однако немного позднее признали, что и иракцы были замечены в подобных делах.
Не все арабские государства осудили действия Саддама Хуссейна в Кувейте, к примеру, Иордания, Палестина, Судан, Йемен, Мавритания и Ливия не примкнули к осуждающим конфликт странам. Причем причины Палестины и Иордании были более чем очевидны, так как Ирак всячески поддерживал эти страны из-за аннексии Израилем палестинских территорий. И именно это стало причиной того, что после возврата правящей семьи Ас-Сабах к власти в Кувейте, начался массовый исход из страны палестинцев и иорданцев, обвиненных в поддержке иракской армии во время оккупации Кувейта. При этом в результате этнических чисток было убито 628 палестинцев.
Исход этого конфликта стал очевиден после создания коалиции стран под предводительством США. Начиная с 19 января 1991 года иракская армия начала покидать Кувейт, оставляя после себя чудовищные последствия.
После возврата к нормальной жизни в Кувейте был принят закон о запрете упоминания имени Саддама Хуссейна и печати его изображений на всей территории Кувейта, а среди кувейтян он стал самым проклинаемым человеком за всю историю страны.
Восстанавливать страну пригласили египтян, сирийцев, частично саудовцев и иранцев, однако такое опрометчивое решение, принятое правительством страны в гневе, аукнулось Кувейту очень больно. Египтяне массово стали перебираться в Кувейт, занимая места изгнанных палестинцев и иорданцев в строительстве, медицине и профессорской деятельности, что привело к весьма негативным последствиям для всех этих сфер. Но об этом я расскажу в отдельной статье.
Сейчас в Кувейте не осталось и следа от нанесенных иракцами ран, однако рана в душах простых кувейтян все еще кровоточит. О событиях тех месяцев они рассказывают со слезами на глазах. Однако это никак не мешает им слушать музыку иракских исполнителей, готовить блюда иракской кухни, да и самих иракцев в стране живет довольно много. Время стирает из памяти людей трагические события, предлагая им жить дальше, постоянно двигаться вперед, создавая свое будущее здесь и сейчас.